Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:16, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе темы обу-словлена тем, что в условиях формируемой в настоящее время в нашей стра-не многоукладной рыночной экономики, предполагающей наличие свобод-ной конкуренции, для каждого товаропроизводителя крайне важно четко осознавать движущие мотивы поведения потенциального потребителя. В значительной степени всестороннее и научно обоснованное представление об этом можно получить, используя современный методический аппарат, предлагаемый ординалистской теории полезности, положения которой ак-тивно развивались в ХХ в. и продолжают эффективно совершенствоваться в настоящее время.
Введение ...………………………………………………………………………...3
1. Ординалистская теория полезности. Основные положения.….… …………4
2. Кривые безразличия…………………………………………………………..10
3. Равновесие потребителя в порядковой концепции…………………………19
Министерство образования и науки Российской Федерации
«ФГ БОУ ВПО» Тверской государственный технический
Факультет управления и социальных коммуникаций
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
по учебной дисциплине «Микроэкономика»
На тему: «Ординалистская теория полезности. Кривые
безразличия. Равновесие потребителя в порядковой
г. Тверь
2011 г.
План работы
Введение ...………………………………………………………………………
1. Ординалистская теория полезности. Основные положения.….… …………4
2. Кривые безразличия…………………………………………………
3. Равновесие потребителя в порядковой концепции…………………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе темы обусловлена тем, что в условиях формируемой в настоящее время в нашей стране многоукладной рыночной экономики, предполагающей наличие свободной конкуренции, для каждого товаропроизводителя крайне важно четко осознавать движущие мотивы поведения потенциального потребителя. В значительной степени всестороннее и научно обоснованное представление об этом можно получить, используя современный методический аппарат, предлагаемый ординалистской теории полезности, положения которой активно развивались в ХХ в. и продолжают эффективно совершенствоваться в настоящее время.
Целью выполнения курсовой работы является анализ ординалистской теории полезности: условие равновесия потребителя.
Сформулированная цель обусловила постановку и последовательное решение в курсовой работе следующих задач:
– изучить важнейшие положения ординалистской теории полезности;
– раскрыть понятие кривых безразличия и их экономическую
сущность;
– проанализировать условие равновесия потребителя в порядковой
концепции экономической теории.
Методической базой выполнения курсовой работы являются источники учебно-методической и учебно-практической литературы, публикации в современных специализированных экономических изданиях, официальные материалы органов статистического наблюдения.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов основного материала, заключения, списка литературы, включающего 15 наименований источников.
Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. "Основная идея экономики — по словам американского экономиста Т. Скитовски - заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке"[10]. Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, предопределяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж [6].
Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей. Так же как и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений[12].
Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств)[1].
Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Полезность какого-либо блага определяется как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества[11]. Впервые термин "полезность" был введен в научный оборот И. Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом, который считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность. Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным, а не абсолютным[10].
Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две
группы. Одни экономисты использовали так называемый «кардиналистский подход». Они пытались ввести количественные единицы измерения полезности - денежные, специальные, например ютиль (от англ, «utility» -полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. «Die Ordnung» -порядок). Они полагали, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги[2].
Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха и подвергалась многочисленной критике. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845–1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848–1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867–1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной[10].
В отличии от Кардиналистской теории полезности, Ординалистский подход к анализу потребительского поведения является наиболее современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя.
Исходным инструментом
анализа потребительских
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого[7].
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких положениях. Рассмотрим основные положения ординалистской теории полезности [7].
I. Положение о сравнимости. Потребитель способен сравнить любые
два возможных набора благ и, в результате этого сравнения, приходит
к одному (и только к одному) из следующих трех возможных заключе-
ний:
Так, для наборов благ А и Б или А > Б, или Б > А, или А ~ Б,
где знак «> » выражает отношение предпочтения, а знак «~» –
отношение равноценности или безразличия.
Заметим, что разработчиками и последователями теории не дается какого-либо специального определения понятиям «предпочтение» и «безразличие». Считается, что смысл этих понятий достаточно ясен. Подчеркнем лишь, что безразличие в выборе ни в коем случае не означает «не могу сравнить». Потребитель безразличен в выборе между двумя равно желаемыми наборами, имеющими одинаковый уровень полезности[2].
Данный постулат теории в целом кажется вполне разумным и не противоречащим действительности. Конечно, вкусы, а значит, и предпочтения потребителей могут изменяться во времени, однако это вовсе не исключает однозначной определенности предпочтений в каждый конкретный момент времени. Экономистам же, в конечном счете, для построения теории спроса важно определить, как изменяется потребительский выбор при изменении экономических переменных (цены и дохода), а вовсе не при изменении потребительских вкусов.
II. Положение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Транзитивность предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
Так, если для наборов благ А, Б, В А> Б, а Б > В, то всегда А > В, а если
А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В, где знак «> » выражает отношение предпоч-
тения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.
Из представленного ранжирования следует, что если набор благ А доставляет большее удовлетворение, чем набор благ Б, а набор благ Б – большее, чем набор благ В. Следовательно, набор благ А дает большее удовлетворение, чем набор благ В.
Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он не должен делать различия между А и В. Где А, Б, В – некоторые наборы благ.
Вообще говоря, справедливость положений I и II обеспечивает возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ и присвоения полезностям этих наборов численных значений.
III. Положение о ненасыщаемости. Потребители всегда предпочита-
ют большее количество любого блага меньшему.
Если набор благ А содержит не меньшее количество единиц блага, чем
набор благ Б, то либо А>Б, либо А~Б, где знак «> » выражает отноше-
ние предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безраз-
личия.
Если же только набор благ А содержит при этом большее количество
единиц хотя бы одного блага, чем набор благ Б, то А >Б – набор благ А
предпочтительнее набору благ Б[2].
Под это положение не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. Это предположение, соответствующее интуитивному представлению о том, что «больше – лучше, чем меньше», охватывает практически все случаи, представляющие интерес для общей теории. Ситуации типа «больше некуда» встречаются редко, к тому же потребитель всегда может отказаться от дополнительного количества блага, если оно не увеличивает полезности.
Таким образом, нами рассмотрена ординалистская теория полезности и ее важнейшие положения[6].
Теперь, когда после рассмотрения всех положений, мы принимаем допущение о возможности упорядочения потребителем всего множества наборов благ с точки зрения их предпочтительности и существования порядковой функции полезности, мы могли бы провести дальнейший анализ с помощью математических методов. Отметим, что при решении таких задач на практике применение графических методов приводит к повышению наглядности полученных результатов[5].