Организационная структура предприятия: понятие, признаки построения, виды и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие и сущность организационной структуры предприятия;
- представлена классификация организационных структур предприятия;
- проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия 6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Формирование структуры управления предприятия 19
2.2 Место и роль органов управления в структуре предприятия 25
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39

Файлы: 1 файл

череватенко.docx

— 107.27 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ  ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

 

Ростовский  филиал

 

Кафедра экономики таможенного  дела

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине "Экономика предприятия"

на тему: " Организационная структура предприятия: понятие, признаки построения, виды и их особенности "

Выполнил: студент 2 курса экономического факультета Череватенко Ю.А.

Руководитель: преподаватель кафедры экономики таможенного дела Шалагинова Н.А.

Ростов-на-Дону

2010

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ                                            стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ  ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1 Понятие  и сущность организационной структуры  предприятия 6

1.2 Типы  организационных структур, их преимущества  и недостатки 12

2. ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19

2.1 Формирование  структуры управления предприятия 19

2.2 Место  и роль органов управления  в структуре предприятия 25

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации  хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование  стратегии и структуры организационной  структуры предприятия. В новых  условиях наметились основные тенденции  и концепции управления, предъявляющие  новые требования к организационной  структуре предприятия, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании  системы управления в целом и  организационной структуры в  частности как одной из важнейших  ее составляющих. Необходимость изменения  организационной структуры управления большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы  управления, перехода на новые стандарты  управления, недостаток квалифицированных  менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры  предприятия, способствующей наиболее эффективному достижению целей. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для  разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры  предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности  функционирования предприятия в  целом.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты  формирования и развития организационной  структуры предприятия. Естественно, что уже в давние времена внимание мыслителей привлекала попытка обобщить опыт построения организаций для достижения тех или иных целей. Эти проблемы затрагивали, например, Платон и Аристотель. Однако лишь с развитием естественных наук стал возможен и естественнонаучный подход к исследованию проблем организации управления.

Предполагается, что первая работа такого рода принадлежит английскому  математику Чарльзу Бэббиджу, являющемуся  также первым конструктором вычислительной машины. В 1832 году он опубликовал статью, в которой рассматривал вопросы  рационального распределения производственных функций таким образом, чтобы  уменьшить трудовые затраты на изготовление деталей и машин.

В настоящее время в  странах с развитой экономикой происходят резкие изменения организационных структур управления, что связано с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. В 1993 году выходит одна из наиболее популярных в настоящее время монографий по теории и практике организации (и реорганизации) деятельности предприятия, в которой американский специалисты по менеджменту М. Хаммер и Дж. Чампи впервые в основных чертах сформулировали концепцию реинжиниринга. Реинжиниринг, по их определению, означает фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деятельности предприятия на основе новых информационных и коммуникационных технологий.        В настоящее время в рамках концепции реинжиниринга развиваются различные теоретические и прикладные направления, связанные с преобразованиями организационной структуры.

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма  формирования и развития организационной  структуры предприятия.

Для достижения указанной  цели были поставлены и решены следующие  задачи:

- раскрыто понятие и сущность организационной структуры предприятия;

- представлена классификация организационных структур предприятия;

- проведен анализ механизма  формирования и развития организационной  структуры управления предприятием;

- определена роль субъектов  управления в структуре предприятия.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав по два параграфа, практической части, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются понятие и сущность организационной структуры предприятия, и типы организационных структур. Во второй главе изучается формирование построения организационной структуры предприятия и место и роль органов управления в ней. В заключении подведены итоги выполненной работы, сделаны ее основные выводы.

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА,  КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность организационной  структуры предприятия

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая  служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность  подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов  внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого  внимания.

С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических  и линейных взаимосвязях.

В классической теории организации  линейная структура организации  является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб  заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Благодаря использованию таких  специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих  непосредственно начальнику, можно  увеличить объем контроля этого  начальника, не опасаясь сократить  возможности координации им действий подчиненных.[14, с.36]

Однако с развитием  специализации и усложнением  предприятий это представление  о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали  играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими  подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.

Все большее количество организаций  имеют иерархическую природу. Почти  каждая организация - церковь, университет  или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более  мелкие части.

В классической теории организации  понятию иерархической структуры  соответствует так называемый принцип  лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности  по вертикали иерархии и распределение  обязанностей между подразделениями. [См.: 14, с.39]

Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической  структуры - является также главным  принципом общей теории систем.

Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным  источником власти. Власть - это способность  заставить исполнять свои решения  подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений  и взысканий, которые сопутствуют  этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации. [ См.: 17, с. 72]

Власть служит средством  интеграции деятельности отдельных  элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного  управления и контроля над результатами деятельности организации.

Важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно  примыкает к концепции иерархической  структуры организации и ее деления  на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений  линейных и центральных служб  в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное  внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные  задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.

Организация – это пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Понятие «структура» связано  с такими понятиями, как «система»  и «организация». Все основные аспекты  строения и деятельности организации  определяет цель как главный системообразующий  фактор и ее подцели. Каждый элемент  имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет  свою строго определенную функцию, структура  же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления  их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает  возможность различных сечений  в соответствии с заданными критериями. Организационная структура –  одно из этих сечений.

В научной литературе понятие  «структура» имеет определенное концептуальное значение. «Структура есть множество элементов, которые  находятся во взаимодействии в специфическом  порядке для осуществления функций». [5, с.23]

Изменение внешних условий  приводит к необходимости изменения  стратегии предприятия, далее к  изменению его организационных  характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной  структуры.

Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.

Технологическая структура  определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого  оборудования, специализацией используемых мощностей.

Производственная структура  – упорядоченная совокупность производственных подразделений, элементов производственно-технической  базы с точки зрения их пространственного  расположения.

Финансовая структура  – упорядоченная совокупность финансовых отношений в процессе хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечивающая его эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура  – результат реализации концепции  центров ответственности.

Социальная структура  характеризуется распределением работников по предприятиям по профессионально-квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования.

Информационная структура  – совокупность правил, технических  средств и коммуникационных сетей, определяющих целенаправленное использование  информации как ресурса. Эффективная  информационная структура должна обеспечить планирование, организацию, координацию  и контроль информационных процессов  по всем трем фазам (поиск, обработка  и распределение информации) как  на стратегическом, так и на тактическом  и оперативном уровнях. [См.:16, с.106]

Разнообразие структурных  срезов одной и той же системы  требует установления отношений  между ними. Среди этих взаимосвязанных  структур организационная структура  занимает особое место и выполняет  ряд функций: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.

          Функция организации – то, что она делает, - диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии.

         Из вышесказанного следует, что под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Информация о работе Организационная структура предприятия: понятие, признаки построения, виды и их особенности