Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие и сущность организационной структуры предприятия;
- представлена классификация организационных структур предприятия;
- проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия 6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Формирование структуры управления предприятия 19
2.2 Место и роль органов управления в структуре предприятия 25
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"
Ростовский филиал
Кафедра экономики таможенного дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
2010
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА, КАК ОСНОВНОЙ
1.1 Понятие
и сущность организационной
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Формирование
структуры управления
2.2 Место и роль органов управления в структуре предприятия 25
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
В современных условиях развития
рыночных тенденций в России, обусловленных
качественно новой системой хозяйственных
связей и механизмов конкурентных отношений,
одной из актуальных задач адаптации
хозяйствующих субъектов к
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры предприятия. Естественно, что уже в давние времена внимание мыслителей привлекала попытка обобщить опыт построения организаций для достижения тех или иных целей. Эти проблемы затрагивали, например, Платон и Аристотель. Однако лишь с развитием естественных наук стал возможен и естественнонаучный подход к исследованию проблем организации управления.
Предполагается, что первая
работа такого рода принадлежит английскому
математику Чарльзу Бэббиджу, являющемуся
также первым конструктором вычислительной
машины. В 1832 году он опубликовал статью,
в которой рассматривал вопросы
рационального распределения
В настоящее время в странах с развитой экономикой происходят резкие изменения организационных структур управления, что связано с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. В 1993 году выходит одна из наиболее популярных в настоящее время монографий по теории и практике организации (и реорганизации) деятельности предприятия, в которой американский специалисты по менеджменту М. Хаммер и Дж. Чампи впервые в основных чертах сформулировали концепцию реинжиниринга. Реинжиниринг, по их определению, означает фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деятельности предприятия на основе новых информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время в рамках концепции реинжиниринга развиваются различные теоретические и прикладные направления, связанные с преобразованиями организационной структуры.
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие и сущность организационной структуры предприятия;
- представлена классификация организационных структур предприятия;
- проведен анализ механизма
формирования и развития
- определена роль субъектов
управления в структуре
Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, практической части, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются понятие и сущность организационной структуры предприятия, и типы организационных структур. Во второй главе изучается формирование построения организационной структуры предприятия и место и роль органов управления в ней. В заключении подведены итоги выполненной работы, сделаны ее основные выводы.
Для эффективного управления
организацией необходимо, чтобы ее
структура соответствовала
Структура организации определяет
также структуру подцелей, которая
служит критерием выбора при подготовке
решений в различных частях организации.
Она устанавливает
С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических и линейных взаимосвязях.
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.[14, с.36]
Однако с развитием
специализации и усложнением
предприятий это представление
о центральных службах
Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части.
В классической теории организации
понятию иерархической
Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.
Основой классической теории
организации является принцип узаконивания
власти за некоторым центральным
источником власти. Власть - это способность
заставить исполнять свои решения
подчиненных; основой власти является
формальное положение руководителя
и руководство с помощью
Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля над результатами деятельности организации.
Важное значение в работе
предприятия имеет принцип
Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.
Организация – это пространственно-
Понятие «структура» связано с такими понятиями, как «система» и «организация». Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура – одно из этих сечений.
В научной литературе понятие
«структура» имеет определенное
концептуальное значение. «Структура
есть множество элементов, которые
находятся во взаимодействии в специфическом
порядке для осуществления
Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной структуры.
Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.
Технологическая структура определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.
Производственная структура
– упорядоченная совокупность производственных
подразделений, элементов производственно-
Финансовая структура
– упорядоченная совокупность финансовых
отношений в процессе хозяйственной
деятельности предприятия, обеспечивающая
его эффективное
Социальная структура
характеризуется распределением работников
по предприятиям по профессионально-
Информационная структура – совокупность правил, технических средств и коммуникационных сетей, определяющих целенаправленное использование информации как ресурса. Эффективная информационная структура должна обеспечить планирование, организацию, координацию и контроль информационных процессов по всем трем фазам (поиск, обработка и распределение информации) как на стратегическом, так и на тактическом и оперативном уровнях. [См.:16, с.106]
Разнообразие структурных срезов одной и той же системы требует установления отношений между ними. Среди этих взаимосвязанных структур организационная структура занимает особое место и выполняет ряд функций: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.
Функция организации – то, что она делает, - диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии.
Из вышесказанного следует, что под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.