Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие и сущность организационной структуры предприятия;
- представлена классификация организационных структур предприятия;
- проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия 6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Формирование структуры управления предприятия 19
2.2 Место и роль органов управления в структуре предприятия 25
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
Эффективное функционирование предприятия зависит от правильного выбора типа организационной структуры, который в свою очередь определяется типом управления организации.
Вопросы структурного построения организаций возникли в тот момент, когда люди осознали, что осуществление всякого более или менее сложного процесса требует разделения функций между его участниками. Как писал К. Маркс, «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижёре». [Цит. по 9, с 127]
Однако основоположником применения научных методов в организации управления признаётся американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915). Основная идея Ф. Тейлора заключалась в вычленении отдельных функций управления производством и закреплении их за отдельными, специально подготовленными работниками.
Дальнейшая разработка указанных
принципов породила поток исследований,
в которых делалась попытка оценить
объём работы по управлению, установить
некоторые предельные соотношения,
в частности предельное число
подчинённых для органов
Логическим завершением
классического направления
В 60-х годах появляется принципиально новая модель управления. Такой тип модели (структуры управления) получил название органического или адаптивного. Принципиальными отличиями органических структур управления от бюрократических является более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, а также использование в качестве базы групповой организации труда.
С этого времени сами представления
о хорошем предприятии как
о монолитной, устойчивой и централизованно
управляемой организации
Таким образом, изменения
объективных условий
Содержание
процесса формирования
Выделяют три стадии формирования
организационной структуры
К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на первой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Основная особенность
второй стадии процесса проектирования
организационной структуры
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. [6, с.332]
Все, указанные выше стадии осуществляются в соответствии со следующими принципами формирования организационной структуры предприятия:
- принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- принцип целеполагания — организационная структура должна прежде всего отражать цели и задачи организации, следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
- принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями
- принцип соответствия — должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой;
- принцип разделения труда — организационная структура должна обеспечивать оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
- принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;
- принцип адаптации — структура должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; структура должна быть адекватна социально-культурной среде организации.
Для формирования рациональных структур, применяя вышеуказанные принципы управления, их сначала надо спроектировать. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспортно-аналитического; 3) структуризации целей и 4) организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в
применении организационных форм и
механизмов управления, которые оправдали
себя в организациях со сходными организационными
характеристиками (целями, типом технологии,
спецификой организационного окружения,
размером и т. п.), по отношению к
проектируемой организации. К методу
аналогий относятся выработка типовых
структур управления производственно-хозяйственных
организаций и определение
Экспортно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации.
К экспертным методам следует
отнести также разработку и применение
научных принципов формирования
организационных структур управления.
Под ними понимаются основанные на
передовом опыте управления и
научных обобщениях руководящие
правила, выполнение которых направляет
деятельность специалистов при выработке
рекомендаций по рациональному проектированию
и совершенствованию
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
- разработка системы ("дерева") целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов (независимо от распределения этих видов деятельности по организационным подразделениям и программно-целевым подсистемам в организации);
- экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и т. п.;
- составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов (утверждение и представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).
Метод организационного моделирования
представляет собой разработку формализованных
математических, графических, машинных
и других отображений распределения
полномочий и ответственности в
организации, являющихся базой для
построения, анализа и оценки различных
вариантов организационных
Итак, процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. На стадиях композиции и структуризации наибольшее значение имеют метод структуризации целей, экспортно-аналитический метод, а также выявление и анализ организационных прототипов. Более формализованные методы должны быть использованы для углубленной проработки организационных форм и механизмов отдельных подсистем на стадии регламентации. Для проектирования организационных структур новых организаций преимущественно используются формально-аналитические методы и модели, для совершенствования действующих организаций - методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличием его методики, необходимой информации, а также квалификацией разработчиков системы и сроками представления рекомендаций.
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить не только тип управления организационной структуры предприятия, но и также функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения.
Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими.
Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей.
При построении таких схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания; не существует стандартных построений организационной структуры и каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными.
Инструкции, дополняющие схемы организации, содержат перечень должностей с их подробным описанием (часто в форме описания производственных обязанностей, взаимоотношений, полномочий, соответствующих принципов и практики)
Распределение обязанностей означает определение масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности, обозначенной на схеме. Следовательно, в каждой организации существует определенная группа лиц (сотрудников), которые выполняют ряд своих функций: