Организационные структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1 Классификация организационных структур управления
Вопрос 2 Основные методы и принципы совершенствования организационных структур управления

Файлы: 1 файл

Modul_0_Klassifikatsia_struktur_upravlenia.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Тема ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Вопрос 1 Классификация организационных структур управления

Вопрос 2 Основные методы и принципы совершенствования организационных структур управления

 

Организационная структура управления предприятия представляет собой состав подразделений и должностных лиц, она отражает их соподчиненность и взаимодействие.

Организационная структура предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия. 

В рамках организационной структуры предприятия выделяются две составляющие: структура управления и производственная структура.

Структура управления определяется составом органов управления предприятия, характером их специализации, т.е. составом задач управления и формами координации их деятельности.

Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отраслях и службах, должностными инструкциями всех уровней управления.

Производственная структура предприятия определяется составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов.

На структуру управления немалое влияние оказывают экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым органом управления вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты.

Структура управления не может не находиться под влиянием человеческого фактора - социальной структуры персонала и взаимоотношений между людьми. Так, если в организации не достает лиц с соответствующим уровнем образованиями квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна. И, наоборот, с точки зрения реальных потребностей они могут быть и не нужными, но, тем не менее, создаются, поскольку кого-то нужно пристроить на хорошее место.

В ряде случаев структура управления может находиться под воздействием естественных факторов - географических или природно-климатических. Например, территориальная разбросанность подразделений, их оторванность от центрального руководства, экстремальный характер условий работы и пр.

Наконец, структура управления частью организации во многом определяется местом, которое эта часть занимает в рамках последней и характером ее деятельности

Эффективным структурам управления свойственны:

- взаимосвязанность и  взаимовлияние отдельных звеньев, при котором воздействие на одно вызывает соответствующие изменения в других;

-динамичность и гибкость, способность быстро изменятся, приспосабливаться к новым внутренним и внешним условия, для чего управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционной  и содержать в себе элемент, отвечающий за ее упорядочение и улучшение ее свойств, например, подразделение по совершенствованию управления;

- стабильность, то есть  способность сохранять равновесие  при возмущающих действиях внутренних и внешних факторов.

В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий, т.е. в зависимости от их специализации и формы кооперации, различают следующие классические типы организационных  структур:

- дивизиональная;

- функциональная;

- матричная;

- проектная;

- программно-целевая.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

- по выпускаемой продукции или  предоставляемым услугам (продуктовая  специализация);

- по ориентации на потребителя (потребительская специализация);

- по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В тоже время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 -Дивизиональная структура управления[12,C.67].

 

Область применения:

- многопрофильные предприятия;

- предприятия с расположением в различных регионах;

- предприятия, осуществляющие сложные  инновационные проекты.

Недостатки:

- высокая потребность в руководящих  кадрах;

- сложная координация;

- повышенные затраты за счет  дублирования функций;

- сложность осуществления единой политики;

- разобщенность персонала.

Достоинства:

- четкое разграничение ответственности;

- высокая гибкость и адаптивность  системы;

- высокая самостоятельность структурных  единиц;

- разгрузка высшего менеджмента;

- простота коммуникационных сетей;

- кадровая автономия, высокая мотивация.

Функциональная структура представлена на рисунке 1.3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3- Функциональная структура управления

 

Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке.


Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. Это деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

Цепочка команд поступает от руководителя предприятия и устремляется сверху вниз. И так далее, вниз по иерархической лестнице, задачи подлежат дальнейшему функциональному дроблению в соответствии с процессами. Функциональная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстроменяющимися потребительскими и технологическими потребностями, а также для организаций, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различным законодательством. Логика этой формы – централизованно координируемая специализация. В ней трудно проследить вклад каждого элемента ресурсов по ценностной цепи в конечный результат и общую прибыльность организации. В действительности современная тенденция к дезинтеграции (т.е. покупка, а не производство комплектующих частей и т.д.) отражает понимание многими фирмами того, что необходимая координация затрат и используемых ресурсов отражается на результатах деятельности. Функциональная организация может давать сбои из-за неправильного применения, поскольку логика этой организации заключается в централизованном контроле, который не легко адаптируется к продуктовой диверсификации.

В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в тесном, органическом сочетании с линейной структурой, действующей вдоль иерархии управления сверху вниз и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему. При таком построении переплетается выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производству продукции и ее поставке потребителям. Линейная структура управления представлена на рисунке 1.4

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4- Линейная структура управления

Линейно-функциональное (традиционное) построение организации - это наиболее распространенный подход. Линейное управление подкрепляется специальными функциональными вспомогательными службами, создаваемыми на ресурсной основе (кадры, финансы и т.д.) Функциональное построение обычно называют линейно-функциональным.

Недостатки:

- разногласия между линейными  и функциональными служащими. (Линейные  служащие часто противодействуют  работе функциональных экспертов; возникающие разногласия могут выразиться в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственно исполнителям );

- отсутствие единого технического  руководства по проектам, продуктам;

-  снижение персональной ответственности за конечный результат;

- сложность контроля за ходом  процесса в целом и по отдельным  проектам;

-  размытость ответственности  и границ компетенции.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются из-за таких условий хозяйствования, при которых допускается не соответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующий документы.

Достоинства:

- профессиональная специализация руководителей подразделений;

- снижение риска ошибочных решений;

- высокий профессиональный авторитет  специалистов;

- высокие возможности координации;

-простота формирования и реализации  единой инновационной политики.

Многолетний опыт использования линейно – функциональной структуры управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники. При такой организации управления производством предприятия может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходит равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды.

Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур. В результате затрудняется и замедляется передача информации, что не может сказываться на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Необходимость согласования действий  разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, т.е. высшего эшелона управления [15,C.87].

Область применения:

- предприятия, реализующие сложные  и длительные инновационные проекты;

- средние узкоспециализированные  предприятия;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские  организации;

- крупные специализированные предприятия.

Адаптивные, или органические, структуры обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

Информация о работе Организационные структуры управления предприятием