Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 23:56, контрольная работа
Вопрос 1 Классификация организационных структур управления
Вопрос 2 Основные методы и принципы совершенствования организационных структур управления
Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности. В нашей стране матричные структуры были особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедрялись и новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий, что повышало их заинтересованность в достижении целей программ и проектов. Гибкие оргструктуры «не срабатывают», если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию.
Область применения:
- многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;
-союзы и объединения
- предприятия холдингового типа.
Недостатки:
- высокие требования к линейным и функциональным руководителям;
- высокие требования к
-трудности и длительность
- ослабление персональной
- необходимость и опасность компромиссных решений;
- возможность конфликтов между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых;
Преимущества:
- четкое разграничение
- высокая гибкость и
-хозяйственная и административ
-высокая профессиональная
- благоприятные условия для развития коллективного стиля руководства;
- простота разработки и
Рисунок 1.5- Матричная структура управления[12,C.87]
Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения – проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе – ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих.
В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко обозначить приоритеты и ресурсы, конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе – увольняются).
Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации.
С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов.
Область применения:
- при создании нового
- освоение новых инновационных продуктов;
- учреждении дочерней фирмы или филиала;
- проведение масштабных НИОКР;
- временная организация, создаваемая для решения отдельной задачи;
Недостатки:
- сложные механизмы координации;
- возможность конфликтов из-за двойного подчинения;
- размытость ответственности по отдельному проекту;
- сложность контроля работ по проекту в целом;
Рисунок - 1.6 Проектная структура управления
- сложность осуществления
- необходимость
Достоинства:
- высокая гибкость и адаптивность системы;
- снижение риска ошибочных
- профессиональная
- возможность учета
Стратегическая направленность деятельности современной организации часто связана с реализацией крупных межфункциональных комплексных программ, в связи с чем возникают так называемые программно-целевые управленческие структуры, существующие в двух вариантах. Если деятельность по выполнению программы обособляется и основывается на полностью приданных ей производственных подразделениях, структура управления ею строится на основе проектного принципа, учитывающего временный характер ее существования, особенности производственных процессов и конкретную ситуацию. Исполнители программы в этом случае административно подчиняются ее управленческим структурам.
На практике чаще всего используются смешанные типы организационных структур, формируемые исходя из объективных условий их деятельности.
Основные инструменты формирования организационных структур предприятия:
- анализ и дифференциация (разделение)
управленческих и
- синтез и группирование
- создание специализированных
подразделений и служб путем
закрепления за ними
- разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры.
Наиболее часто при формировании организационной структуры предприятия задания группируются по следующим признакам:
- вид деятельности;
- функция управления;
- вид продукции;
- стадии производственного
- иерархический уровень;
- территориальное расположение.
Дифференциация заданий и задач по виду деятельности, функциям управления и иерархическому уровню чаще всего используется деформирования структур управления, вертикальному разделению труда менеджеров, определению степени централизации и децентрализации управления, делегирования полномочий и ответственности.
Дифференциация работ по виду продукции, стадии производственного процесса, места расположения производств в большей степени отражается на элементах производственной структуры, таких, как горизонтальное разделение труда, специализация и кооперирование производственных звеньев, их масштабы и объемы деятельности и др.
Основные методы и принципы совершенствования организационных структур управления
К настоящему времени наиболее широкое применение нашли такие методы проектирования и совершенствования ОСУ, как метод структуризации целей, метод аналогий, блочный, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, аналитически-расчетный, организационного моделирования, в том числе имитационного моделирования, графоаналитический, математико-статистический и др. Одни из указанных методов эффективны на предпроектной стадии проведения работ по совершенствованию ОСУ, другие — на стадиях непосредственного проектирования и внедрения совокупности новых организационных решений.
Приведенные выше методы построения и совершенствования ОСУ характеризуются следующими особенностями.
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование системы целей предприятия и анализ ОСУ с точки зрения их соответствия этой системе. Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему является важным этапом рационального построения ОСУ любого органа, установления ответственности подразделений за конечные результаты деятельности, определения их места в системе управления, устранения дублирования работ [24,C.136].
Система целей представляется либо графически как дерево целей, либо в матричных таблицах, а также в кодах. При структуризации целей обеспечивается взаимосвязанность, полнота, сопоставимость целей разных уровней. Цели деятельности любого предприятия должны обеспечить сочетание государственных интересов, интересов предприятия, трудового коллектива и каждого работника.
Наиболее распространенным в практике совершенствования ОСУ является метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые дают большой социально-экономический эффект на предприятиях со сходными техническими и экономическими характеристиками, специализацией производства, спецификой организационной среды по отношению к совершенствуемым оргструктурам.
Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых ОСУ и определении границ и условий их применения. При этом типовые организационные решения предусматривают: прогрессивность и вариантность; гибкость за счет возможности периодической корректировки; возможность установления отклонений в случаях, когда условия работы производственно-хозяйственной организации отличаются от условий, для которых предназначена соответствующая типовая ОСУ.
Эффективным методом использования типовых решений при формировании аппаратов управления является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Проектируют блоки межотраслевой унификации и отраслевой. Типовые блочные решения увязываются с индивидуальными организационными решениями в единой ОСУ.
Блочный метод ускоряет процесс проектирования ОСУ, в связи с чем повышается эффективность этого процесса. Стадии блочного проектирования включают: классификацию блоков по выбранным признакам; обоснование перечня задач каждого блока; разработку типовых оргструктур блоков - представителей классификационных групп.
Блочное проектирование дает возможность интегрировать блоки в целостную ОСУ, обеспечить гибкость, экономичность и эффективность функционирования каждого блока в отдельности, и ОСУ предприятия в целом.
Экспертно-аналитический метод проектирования и совершенствования на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению, управленческого персонала проектируемой производственно-хозяйственной организации к процессу проектирования. При применении этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи мнений и заключений экспертов. Данный метод зачастую не обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что, как правило, у экспертов отсутствуют единые критерии оценок, на основе которых они оценивают степень рациональности построения той или иной ОСУ. Описанный метод более эффективен при применении многошаговой экспертизы.
Хорошо зарекомендовал себя в практике проектирования ОСУ нормативный метод, который включает разработку и применение системы, например, таких нормативов:
-состав и содержание
функций или классификатор
-численность работников по функциям;
-тип организационной
Критериями построения структуры аппарата управления при применении этого метода выступают: норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней (уровней) управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений [15,C.234].
Важными вспомогательными научно-аналитическими инструментами для поисков и обоснования решений по формированию ОСУ являются методы организационного экономико-математического и имитационного моделирования, представляющие собой разработку математических, графических и машинных отображений распределения полномочий и ответственности в производственно-хозяйственных организациях, являющихся базовыми для построения, анализа и оценки вариантов структур во взаимодействии их переменных.
Таким образом, современный методический аппарат построения ОСУ представляет большой набор методов и средств, применяемых в зависимости от характера решаемых проблем комплексного или локального проектирования ОСУ, проектирования ОСУ строящихся производственно-хозяйственных организаций или совершенствования функционирующих и т.д.
Информация о работе Организационные структуры управления предприятием