Организация и методика ревизии и аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- проверить эффективность использования и обеспеченность СПК «Ново-Зеньковский» трудовыми ресурсами;
- охарактеризовать действующее положение нормативным материалам , а также его соблюдение;
- описать методику проверки правильности начисления оплаты труда и правильности производимых расчётов.
Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью величины заработной платы от уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и другие), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Содержание работы

Введение
1. Литературное, нормативно-правовое и информационное обеспечение проверки объекта контроля
2. Краткая экономико-финансовая характеристика СПК «Ново-Зеньковский»
3. Организация и методика ревизии и аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
3.1. Проверка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.
3.2. Ревизия и аудит соблюдения Положения об оплате труда.
3.3. Ревизия и аудит правильности расчетов по оплате труда.
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Для комплексной ревизии  используются: финплан — раздел «План по труду и заработной плате»; паспорт производственного предприятия  — раздел «Трудовые ресурсы и социальное развитие»; отчетность о выполнении плана по  труду  (ф.2-т текущей и годовой отчетности), о выполнении норм выработки (ф. № 4-т), о трудоемкости единицы изделия (ф .№ 7-тп)и др.; табели  учета использования рабочего времени; штатные расписания аппарата управления; бухгалтерские записи в Главной книге, журналах-ордерах; регистры аналитического учета заработной платы — ежемесячные сводки учетных данных по расчетам с рабочими и служащими и сводки заработной платы по ее составу и категориям работающих.

Источниками информации для ревизии служат также ежемесячные  ведомости распределения заработной платы по назначению затрат (по счетам синтетического учета, видам и шифрам производственных затрат и непромышленной деятельности), расчетно-платежные ведомости и первичные документы по учету выработки продукции и заработной платы (выборочно).

На начальном этапе  ревизии важно изучить динамику  численности работающих и роста  производительности труда, сопоставив плановые задания (лимиты) с фактическими показателями предыдущего года, а  также планируемые и достигнутые  темпы роста (к базовому году). Далее целесообразно выяснить, в какой мере рост производительности труда обеспечен за счёт научно-технического прогресса. С этой целью привлекаются показатели техплана и статистической отчетности (ф. № 1-нт, 2-нт, 19т-НОТ) об экономическом эффекте и высвобождении работников в результате внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, расширения зон обслуживания, совмещения профессий и др.

Большое значение имеет  проверка состояния нормативного хозяйства. Ревизиями нередко вскрываются случаи, когда при значительном перевыполнении норм выработки производительность труда в отчетном периоде снижалась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По этим материалам можно судить о проделанной на ревизуемом объекте работе по проверке действующих норм и замене устаревших норм с учетом происшедших преобразований в технике, технологии, организации производства и труда. Удельный вес технически обоснованных норм в общем количестве действующих норм анализируется в динамике за ряд лет отдельно по основному и вспомогательному производствам. В ходе ревизии следует выяснить, приведена ли сложившаяся на предприятии практика нормирования в соответствие с требованиями бригадной организации труда. Ревизор должен проверить, как организована на ревизуемом объекте работа по конечный результат деятельности бригады, исходя из нормативов трудовых затрат и заработной платы на изделие.

В процессе комплексной  ревизии следует обратить внимание на соблюдение разработанного на предприятии графика достижения проектной трудоемкости запущенных в производство новых (модернизированных) изделий. Она не должна превышать принятую в техническом задании  величину предельных экономически допустимых затрат труда на изготовление единицы продукции.

Не менее важный этап ревизии — сопоставление фактических уровней трудоемкости изделий, по которым уже достигнута проектная  трудоемкость, с их нормативной трудоемкостью. Последняя устанавливается министерством (ведомством) для отрасли, группы предприятий или индивидуально для отдельных предприятий исходя из наиболее прогрессивных технико-технологических и организационно-экономических решений с учетом результатов периодической аттестации рабочих мест и мероприятий по их рационализации.

Предусмотренные в плане задания по снижению трудоемкости продукции распределяются в каждом объединении (предприятии) между его структурными подразделениями (производственными единицами, цехами, службами и т. д.).

Сравнение фактических  затрат труда с нормативными позволяет  по результатам комплексной  ревизии определить величину имеющихся резервов снижения трудоемкости отдельных видов изделий и технологических процессов. На этой основе разрабатываются конкретные предложения по пересмотру нормативной трудоемкости, увязанные с намечаемым ростом производительности труда и формированием средств на его оплату.

В большинстве отраслей промышленности производительность труда  исчисляется как выработка продукции (нормативной чистой или товарной)  а  одного среднесписочного работника  промышленно-производственного персонала. Достоверность отчетных данных о фактической численности персонала проверяется по данным учета использования рабочего времени и оперативного учета личного состава в отделе кадров. При ревизии важно выяснить, полностью ли учтен для определения отчетного показателя производительности труда персонал всех производственных  подразделений, находящихся на балансе предприятия. К промышленно-производственному персоналу относятся работники всех производственных единиц объединения, в том числе научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических подразделений, которые не являются юридическими лицами и не пользуются правами, предусмотренными Положением о социалистическом государственном производственном предприятии. По первичным документам нужно установить, обоснованно ли уменьшалась за некоторые дни  отчетного  периода фактическая численность промышленно-производственного персонала, принятая для расчета производительности труда, в связи с временным отвлечением  асти работников на производимые  хозяйственным способом строительно-монтажные работы, капитальный ремонт зданий и сооружений. В таких случаях следует выяснить, есть ли на предприятии приказы или распоряжения о временном переводе на такие работы и действительно ли они в это время производились. Ревизии показали, что на некоторых предприятиях использование части работников промышленно-производственного персонала на строительно-монтажных  работах документально не подтверждалось. По этой причине иногда завышались отчетный показатель производительности труда, отчисления в фонды и премии.

Следовательно, в таких  случаях не корректируется численность  промышленно-производственного персонала, взятая для расчета средней выработки  продукции на одного работника.

 

3.2 Ревизия и аудит соблюдения Положения об оплате труда

 

Проверка учета труда  и заработной платы проводится, как  правило, при комплексной ревизии  или как отдельный самостоятельный  участок тематической проверки. Проверки (ревизии) могут проводить ревизоры, внутренние аудиторы, аудиторские компании (при внешнем аудите), контролирующие органы. 

Основными задачами ревизии  и аудита  затрат труда и его  оплаты являются: соблюдение действующего законодательства о труде и его  оплате; правильность применения должностных  окладов, тарифных ставок, сдельных расценок; своевременность и правильность расчетов с рабочими и служащими по заработной плате (оплате труда) и др. При проверке (ревизии) затрат труда и его оплате проверяющие обязаны прежде всего руководствоваться:

1) Трудовым кодексом РБ от 26.07.1999 № 296-З;

2) Декретом Президента  РБ от 27.03.1997 № 10 "О дополнительных  мерах по совершенствованию оплаты  труда работников отраслей экономики" (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретами Президента  РБ от 30.10.1997 № 22 и от 18.07.2002 №17);

3) постановлением Совета  Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 "О  дополнительных мерах по совершенствованию  оплаты труда работников отраслей  экономики" (с изменениями и  дополнениями, внесенными постановлениями,  в т.ч. от 31.07.2002 № 1024);

4) постановлением Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности" (в изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 31.12.2002 № 1852 и от 31.03.2003 № 435);

5) Инструкцией о применении  Положения об условиях оплаты  труда руководителей государственных  организаций и организаций с  долей собственности государства  в их имуществе, утвержденной  постановлением Минтруда и соцзащиты  РБ от 20.09.2002 № 122 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ от 29.01.2003 № 11, от 29.04.2003 № 46).

Предприятия и организации, имеющие ведомственную подчиненность, руководствуются дополнительно  инструкциями, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, например:

– Инструкцией о порядке  организации и проведения ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденной приказом Минпрома РБ от 30.06.2000 № 235;

– Инструкцией о порядке  организации и проведения ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений агропромышленного  комплекса Республики Беларусь, утвержденной Минсельхозпродом РБ от 21.05.1996 и др.

Перечень вопросов, проверяемых  при ревизии.

При ревизии использования  трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирование необходимо проверить:

– соблюдение штатно-сметной  дисциплины, заключенных контрактов, законность установления надбавок и доплат;

– состояние и развитие прогрессивных форм организации  труда и его оплаты;

– систему оплаты труда  руководителей структурных подразделений  и специалистов за продукцию;

– порядок применения положения об условиях оплаты труда  руководителей предприятий, с которыми заключены контракты, а также положений коллективного договора;

– состояние нормирования труда, планирование и организацию  этой работы на ревизуемом предприятии;

– использование рабочего времени и состояние трудовой дисциплины. Для этого необходимо установить, как осуществляется контроль в цехах, бригадах, участках и других производственных подразделениях за своевременным началом и окончанием работы и учетом рабочего времени, наличие производительных потерь рабочего времени (простои, прогулы, неявки на работу с разрешения администрации), удельный вес этих потерь в общем балансе рабочего времени, их влияние на снижение объема выпуска продукции;

– соблюдение условий  оплаты труда и показателей премирования, предусмотренных в коллективных договорах;

– соблюдение нормативов численности ИТР и служащих, действующих  тарифных разрядов, коэффициентов рабочих, ИТР и служащих;

– соответствие наименований должностей ИТР и служащих и профессий  рабочих действующим квалификационным справочникам.

При ревизии необходимо проверить состояние первичной учетной документации и отчетности по учету личного состава, фонда заработной платы и расчетов по оплате труда, обратив особое внимание на достоверность составления отчетности по труду и заработной плате. При этом проверяются:

правильно ли исчисляется  среднесписочная численность работников, нет ли искусственного уменьшения или  сокрытия в отчетности фактической  численности и фонда заработной платы;

правильность и своевременность  ведения табелей учета и использования рабочего времени и соответствия данных расчетно-платежных ведомостей данным табелей, приказам и другим документам по учету личного состава (о приеме на работу, увольнении, перемещении, переводе и т.д.);

есть ли факты завышения  производительности труда за счет искажения данных по численности промышленно-производственного персонала;

правильно ли учитывается  заработная плата в составе затрат на производство продукции;

правильность составления  расчетно-платежных ведомостей и  ведение аналитического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", соответствие оборотов и сальдо указанного счета по балансу предприятия оборотам и сальдо его по аналитическому счету (т.е. данным расчетно-платежных ведомостей). При выяснении расхождений устанавливаются их причины, из каких сумм слагаются, выясняют, не вызвано ли это злоупотреблением должностных лиц;

своевременность выплаты  заработной платы рабочим и служащим, выдерживаются ли сроки выплаты, предусмотренные в коллективных договорах, правильно ли отражены в  учете суммы депонированной заработной платы;

достоверность расчета  с органами социального страхования, правильность исчисления и взимания налогов и других обязательных удержаний  из заработной платы рабочих и  служащих;

правильность исчисления среднего заработка для начисления сумм за время очередного отпуска, выполнение государственных обязанностей и др.;

правильность оформления нарядов, путевых, учетных листков  и другой документации. 

Для чего следует провести сверку записей в этих документах по оприходованию продукции, выполненным работам и т.д., определить, нет ли фактов приписок объема выполненных работ, завышения расценок и занижения норм выработки; достоверность расчетов по отпускам, больничным листкам, пенсиям, пособиям в соответствии с действующими положениями; обоснованность и правильность заключения договоров подряда с физическими лицами.

На основании расчетно-платежных  ведомостей изучают состав начисленной  оплаты труда по каждому структурному подразделению. При необходимости  обращаются к первичным документам (нарядам, табелям и т.п.), используя метод взаимного контроля операций и документов.

Одновременно проверяется  нет ли подставных лиц в расчетно-платежной  ведомости, получающих денежные средства в виде заработной платы, и подписей, отличающихся от имеющихся в документах за предыдущие периоды.

При проверке удержаний  проверяют суммы удержанных налогов  и платежей в соответствии с законодательством: подоходного налога; отчислений в  Фонд социальной защиты населения; аванса, выданного в счет оплаты труда; сумм по исполнительным листам; невозвращенных своевременно подотчетных сумм; сумм, ошибочно излишне выплаченных в счет заработной платы, и т.д.

Информация о работе Организация и методика ревизии и аудита расчетов с персоналом по оплате труда