Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:55, дипломная работа
Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию организации кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Задачи работы:
– определить понятие, сущность и рассмотреть виды кредитования физических лиц;
– дать характеристику нормативно-правового регулирования потребительского кредитования в России;
– провести оценку современного состояния рынка кредитования в России;
Динамика курса доллара США и Евро с 29.07.2014 г. по настоящее время представлена на рис. 1.2.
Из рис. 1.2 видно, что курс американского доллара вырос за период с введения санкций против российских банков с 35,34 руб. до 56,75 руб. или на 60,58%, а евро – с 47,47 руб. до 65,42 руб. или на 30,0%.
Таким образом, влияние современной геополитической и макроэкономической ситуации приводит к удорожанию потребительских кредитов и может вызвать сокращение темпов роста потребительского кредитования.
Так, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в октябре 2014 г., в данный период индекс кредитного доверия впервые с начала года продемонстрировал отрицательную динамику. Индекс, фиксирующий, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования, показав пятилетний максимум в I-II кв. с.г. (40 пунктов), в III кв. заметно ослабил позиции и остановился на отметке 34 пункта24. По данным Объединенного Кредитного Бюро, по итогам 2014 г. на основе данных своих банков-клиентов. Общий объем выданных населению кредитов составляет 12,7 трлн. руб., остаток ссудной задолженности – 9,1 трлн. руб.25
В среднем на 1 заемщика в России приходится 1,8 кредита, в 2013 г. этот показатель составлял 1,68. В конце 2014 г. 56% заемщиков имели 1 действующий кредит, 25% - 2 кредита, 11% - 3 кредита, 9% - 4 и более кредита. При этом 63% заемщиков имеют кредиты в одном банке, 25% - в двух банках, 8% - в трех банках.
В 2014 г. наблюдается тенденция по приросту заемщиков в возрасте 60+ лет. Прирост активных счетов этой возрастной группы за год составил 40% для сравнения группа заемщиков 25-59 выросла на 13%, а группа заемщиков до 26 лет на 6%. Прирост заемщиков 60+ в сегменте потребительских кредитов составил 29% с начала года, в сегменте автокредитов – 17%, а для ипотечных кредитов и кредитных карт – 75% и 69% соответственно. Доля таких заемщиков в общем портфеле банков выросла по сравнению с прошлым годом на 3% и составляет 10%. Что касается заемщиков до 26 лет, то их количество сократилось в сегменте кредитов наличными и авто – на 9% и 24% соответственно. Но в сегменте ипотеки и кредитных карт их количество увеличилось более, чем на 20%.
Кредиты наличными остаются самым популярным продуктом, на которые приходится 51% портфеля розничного кредитования, в январе 2014 – 56% (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Распределение количества кредитов наличными на одного заемщика в 2014г.26
В деньгах эти кредиты занимают 52% портфеля, хотя в начале года на них также приходилось 56%. Средняя сумма выданного кредита увеличилась с 163 тыс. руб. в январе 2014 г. до 184 тыс. руб. в декабре 2014 г. Около 30% заемщиков обслуживают 2 и более кредита наличными.
Рисунок 1.4 – Размер среднего кредита наличными в 2014 г., тыс. руб.
Средняя ссудная задолженность на заемщика по такому кредиту составляет 192 тыс. руб., с января 2014 г. она увеличилась на 20 тыс. руб.
Рисунок 1.5 – Величина средней суммы задолженности на 1 заемщика в 2014 г., тыс. руб.27
Средняя сумма просроченной задолженности к концу года увеличилась с 58 тыс. руб. до 72 тыс. руб. (рис. 1.6).
Рисунок 1.6 – Величина средней суммы просроченной задолженности на 1 заемщика в 2014 г., тыс. руб.28
Снижение номинальных темпов роста денежных доходов населения оказывает негативное влияние на качество кредитного портфеля банков. Доля ссуд с просроченными платежами на срок свыше 90 дней выросла с 1 апреля по 1 сентября 2014 года на 2 п.п., составив 11,3%29.
Выводы
Таким образом, особенность современной практики кредитования заключается в многообразии применяемых форм, видов и способов выдачи кредитов вообще и потребительских кредитов в частности, постоянно появляются новые виды кредитов, учитывающие изменяющиеся потребности населения, выделение новых социальных групп потенциальных заемщиков, направления использования кредитных ресурсов и другие факторы.
Как правило, кредиты физическим лицам подразделяют на две группы в зависимости от того, выдаются ли они на приобретение новых домов, т.е. кредиты под залог жилых помещений, или на финансирование другой деятельности клиента (проведение каникул, приобретение автомобилей, электробытовых приборов и т.д.), т.е. кредиты, отличные от кредитов на жилые помещения. Последняя категория кредитов зачастую подразделяется на два вида в зависимости от способа погашения кредита: кредит, погашаемый в рассрочку, и кредит, погашаемый единовременно. Каждый вид кредита характеризуется своими особенностями.
На рынок потребительского кредитования влияло усиление геополитической напряженности в связи с событиями на Украине, наложение экономических санкций на крупнейшие российские компании и банки, а также экономический спад. Снижение экономической активности может повлечь за собой рост безработицы, сокращение доходов занятого населения, снижение потребления и уровня сбережений. Это в свою очередь, отрицательно сказывается на рынке потребительского кредитования.
ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», именуемый в дальнейшем «Банк», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России».30.
Организационная структура Банка представлена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Сбербанка России
Сбербанк России имеет уникальную филиальную сеть, охватывающую всю территорию Российской Федерации. В структуре Банка 17 территориальных банков и 1511 отделений, а также 20250 структурных подразделений, в общей сложности это почти 22 тыс. точек обслуживания клиентов. В системе Сбербанка трудятся около 200 тыс. работников.
Сбербанк уверенно сохраняет за собой позиции лидирующего кредитного института Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2015 доля Сбербанка на рынке кредитования физических лиц составила 35,9%, что на 2,4 п.п. выше уровня 2013 г.31
Основными видами кредитов, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» физических лицам, являются:
– потребительские кредиты наличными;
– кредитные карты;
– ипотечные кредиты;
– автокредиты.
В настоящее время ОАО «Сбербанк России» предоставляет клиентам следующие виды потребительских кредитов: под поручительство физических лиц; потребительский кредит на рефинансирование; потребительский кредит на рефинансирование; потребительский кредит на рефинансирование (для клиентов); потребительский без обеспечения (для клиентов); под поручительство физических лиц; потребительский без обеспечения; кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Данные об условиях предоставления потребительских кредитов ОАО «Сбербанк России» представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Данные об условиях предоставления потребительских кредитов ОАО «Сбербанк России»32
Ставка |
Ставка, % |
Сумма, тыс. руб. |
Срок, мес. |
Под поручительство физических лиц |
от 17.5% до 24.5% |
от 15 до 3 000 |
от 3 до 60 мес. |
Потребительский кредит на рефинансирование |
18.5% |
от 150 до 1 000 |
до 5 лет |
Потребительский кредит на рефинансирование |
18.5% |
от 150 до 1 000 |
до 5 лет |
Потребительский кредит на рефинансирование |
18.5% |
от 15 до 1 000 |
до 5 лет |
Потребительский без обеспечения |
от 18.5% до 25.5% |
от 15 до 1 500 |
от 3 до 60 мес. |
Под поручительство физических лиц |
от 24.5% до 34.5% |
от 15 до 3 000 |
от 3 до 60 мес. |
Потребительский без обеспечения |
от 25.5% до 35.5% |
от 15 до 1 500 |
от 3 до 60 мес. |
Кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство |
26% |
от 15 до 700 |
до 5 лет |
Как видно из табл. 2.1, срок выдаваемых потребительских кредитов в ОАО «Сбербанк» варьируется от 3 до 60 мес., ставка – от 17,5% до 35,5%.
В рамках процесса оптимизации процесса кредитования физических лиц с 2009 года Сбербанк внедрил новую технологию «Кредитная фабрика» - комплексный, автоматизированный и строго формализованный подход к принятию кредитных решений, позволивший сократить сроки принятия решений по заявкам клиентов, снизить затраты на анализ сделок и осуществление документооборота. В 2011 году уже все территориальные банки подключены к технологии «Кредитная фабрика». На протяжении последних трех скоринговая технология «Кредитная фабрика» доступна также для предприятий малого бизнеса.
Банк активно развивает операции с банковскими картами, опираясь на обширную географию приема карт, востребованную различными категориями клиентов продуктовую линейку и конкурентные тарифы. По количеству эмитированных карт Сбербанк уверенно лидирует в Европе с 2008 года. Сбербанк вышел на 6 место в Европе и 24 место в мире среди банков-эквайеров. Доля Сбербанка на рынке эквайринговых услуг составляет 43% (клиентами Банка являются крупнейшие авиалинии, торговые сети, торговые дома, салоны связи и другие компании федерального уровня). Количество эмитированных, работающих зарплатных карт составляет более 21 млн. штук.
Сбербанк активно предлагает своим клиентам широкую линейку страховых программ, реализуемых совместно со страховыми компаниями – партнерами (страхование жизни и здоровья и страхование от несчастных случаев и болезней клиентов-физических лиц и сотрудников предприятий, страхование имущества, являющегося предметом залога по кредитам, страхование финансовых рисков и гражданской ответственности корпоративных клиентов, защиту банковской карты, страхование путешественников при выезде за рубеж и при любых поездках по России и др.).
ОАО «Сбербанк России» предлагает 8 ипотечных кредитных программ, в то время, как конкуренты – до 15 (табл. 2.2).
Величина первоначального взноса в ОАО «Сбербанк России» составляет от 10%.
Процентная ставка в ОАО «Сбербанк России»» начинается от 9,5, что ниже, чем у конкурентов – от 9,5%. Срок кредитования в ОАО «Сбербанк России» - 30 лет, в то время как ВТБ24 предлагает до 50 лет.
Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика условий выдачи ипотечных кредитов в ОАО «Сбербанк России» и банках- конкурентах
№п/п |
Параметры |
Сбербанк России33 |
ВТБ 2434 |
Газпромбанк35 |
Росбанк36 |
1 |
Количество жилищных ипотечных кредитных продуктов |
8 |
8 |
8 |
15 |
2 |
Первоначальный взнос |
От 10 % |
От 10 % |
От 10,0% |
От 10,0% |
3 |
Процентная ставка в рублях, % |
От 9,5 |
От 9,9 |
От 13,0 |
от 13,0 |
4 |
Максимальный срок выдачи кредита, лет |
До 30 |
До 50 |
До 30 |
До 25 |
5 |
Сумма кредитам, тыс. руб. |
От 45 |
От 500 |
От 500 |
От 300 |
6 |
Валюта кредита |
рубли |
Рубли, евро, доллары США |
Рубли |
Рубли |
ОАО «Сбербанк России», как и большинство коммерческих банков в связи с мировым финансовым кризисом и нестабильностью финансовых рынков не предоставляет ипотечные кредиты в иностранной валюте.
Рассмотрим технологию выдачи потребительских кредитов в ОАО «Сбербанк». Заявка поступает от Потенциального клиента на горячую линию, телефон в офисе, через Персонального Менеджера или просто приходит в офис. В случае, если Потенциальный Клиент подходит под условия кредитования, то с него собираются первичные документы: копия паспорта, копия военного билета (для лиц, не достигших 27 лет), справка 2НДФЛ или из ПФР о доходе, а также, заполняется Заявка на кредит (если это не было сделано ранее), и заявление о согласии клиента на проверку его кредитной истории (Волеизъявление).
Служба Безопасности проверяет клиента на предмет уголовного прошлого, а также на наличие его в различных нежелательных базах (долги перед приставами, учет в нарко- или психо- диспансере и проч.). Проверка Кредитной Истории (далее КИ) и расчет нагрузки клиента осуществляется департаментом в Кредитном Управлении.
Рисунок 2.2 – Схема выдачи кредита от заявки до получения денежных средств
Расчет нагрузки не учитывает количество иждивенцев и не вычитает минимальный прожиточный минимум. Считается, что клиент сам понимает, что делает и что потенциально он может выделять на осуществление выплат по всем кредитам до 70% своей заработной платы в месяц по справке 2НДФЛ (до 50% - если заработная плата до 10 тыс. руб. в месяц или если клиент пенсионер). После всех проверок и определения максимального платежа по кредиту, Персональный Менеджер согласовывает с клиентом оставшиеся параметры кредита согласно условиям Программы и имеющимся данным по максимальному платежу: срок и сумма кредита, наличие/отсутствие страховки. Далее, в случае согласия клиента, происходит подготовка Головным офисом документов на выдачу кредита по Программе для подписания с клиентом в допофисе или на его рабочем месте.
В подавляющем большинстве случаев, пакет документов приходит на электронную почту Персонального Менеджера, который курирует данного клиента, что в свою очередь, определяется тем, кто аккредитовал организацию клиента. Таким образом, все программные средства необходимые для работы это Интернет, IBM Lotus Notes как почтовый клиент и Microsoft Office (Word, Excel) или Open office, как средства чтения и распечатывания пакета документов.