Организация и перспективы развития кредитования физических лиц в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию организации кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Задачи работы:
– определить понятие, сущность и рассмотреть виды кредитования физических лиц;
– дать характеристику нормативно-правового регулирования потребительского кредитования в России;
– провести оценку современного состояния рынка кредитования в России;

Файлы: 1 файл

1504137 Кредитование физ лиц.doc

— 3.71 Мб (Скачать файл)

Динамика курса доллара США и Евро с 29.07.2014 г. по настоящее время представлена на рис. 1.2.

Из рис. 1.2 видно, что курс американского доллара вырос за период с введения санкций против российских банков с 35,34 руб. до 56,75 руб. или на 60,58%, а евро – с 47,47 руб. до 65,42 руб. или на 30,0%.

Таким образом, влияние современной геополитической и макроэкономической ситуации приводит к удорожанию потребительских кредитов и может вызвать сокращение темпов роста потребительского кредитования.

Рисунок 1.2 –Динамика курса доллара США и Евро с 29.07.2014 г. по настоящее время23

Так, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в октябре 2014 г., в данный период индекс кредитного доверия впервые с начала года продемонстрировал отрицательную динамику. Индекс, фиксирующий, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования, показав пятилетний максимум  в I-II кв. с.г. (40 пунктов), в III кв. заметно ослабил позиции и остановился на отметке 34 пункта24. По данным Объединенного Кредитного Бюро, по итогам 2014 г. на основе данных своих банков-клиентов. Общий объем выданных населению кредитов составляет 12,7 трлн. руб., остаток ссудной задолженности – 9,1 трлн. руб.25

В среднем на 1 заемщика в России приходится 1,8 кредита, в 2013 г. этот показатель составлял 1,68. В конце 2014 г. 56% заемщиков имели 1 действующий кредит, 25% - 2 кредита, 11% - 3 кредита, 9% - 4 и более кредита. При этом 63% заемщиков имеют кредиты в одном банке, 25% - в двух банках, 8% - в трех банках.

В 2014 г. наблюдается тенденция по приросту заемщиков в возрасте 60+ лет. Прирост активных счетов этой возрастной группы за год составил 40% для сравнения группа заемщиков 25-59 выросла на 13%, а группа заемщиков до 26 лет на 6%. Прирост заемщиков 60+ в сегменте потребительских кредитов составил 29% с начала года, в сегменте автокредитов – 17%, а для ипотечных кредитов и кредитных карт – 75% и 69% соответственно. Доля таких заемщиков в общем портфеле банков выросла по сравнению с прошлым годом на 3% и составляет 10%. Что касается заемщиков до 26 лет, то их количество сократилось в сегменте кредитов наличными и авто – на 9% и 24% соответственно. Но в сегменте ипотеки и кредитных карт их количество увеличилось более, чем на 20%.

Кредиты наличными остаются самым популярным продуктом, на которые приходится 51% портфеля розничного кредитования, в январе 2014 – 56% (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 – Распределение количества кредитов наличными на одного заемщика в 2014г.26

В деньгах эти кредиты занимают 52% портфеля, хотя в начале года на них также приходилось 56%. Средняя сумма выданного кредита увеличилась с 163 тыс. руб. в январе 2014 г. до 184 тыс. руб. в декабре 2014 г. Около 30% заемщиков обслуживают 2 и более кредита наличными.

Рисунок 1.4 – Размер среднего кредита наличными в 2014 г., тыс. руб.

Средняя ссудная задолженность на заемщика по такому кредиту составляет 192 тыс. руб., с января 2014 г. она увеличилась на 20 тыс. руб.

Рисунок 1.5 – Величина средней суммы задолженности на 1 заемщика в 2014 г., тыс. руб.27

Средняя сумма просроченной задолженности к концу года увеличилась с 58 тыс. руб. до 72 тыс. руб. (рис. 1.6).

 

Рисунок 1.6 – Величина средней суммы просроченной задолженности на 1 заемщика в 2014 г., тыс. руб.28

Снижение номинальных темпов роста денежных доходов населения оказывает негативное влияние на качество кредитного портфеля банков. Доля ссуд с просроченными платежами на срок свыше 90 дней выросла с 1 апреля по 1 сентября 2014 года на 2 п.п., составив 11,3%29.

Выводы

Таким образом, особенность современной практики кредитования заключается в многообразии применяемых форм, видов и способов выдачи кредитов вообще и потребительских кредитов в частности, постоянно появляются новые виды кредитов, учитывающие изменяющиеся потребности населения, выделение новых социальных групп потенциальных заемщиков, направления использования кредитных ресурсов и другие факторы.

Как правило, кредиты физическим лицам подразделяют на две группы в зависимости от того, выдаются ли они на приобретение новых домов, т.е. кредиты под залог жилых помещений, или на финансирование другой деятельности клиента (проведение каникул, приобретение автомобилей, электробытовых приборов и т.д.), т.е. кредиты, отличные от кредитов на жилые помещения. Последняя категория кредитов зачастую подразделяется на два вида в зависимости от способа погашения кредита: кредит, погашаемый в рассрочку, и кредит, погашаемый единовременно. Каждый вид кредита характеризуется своими особенностями.

На рынок потребительского кредитования влияло усиление геополитической напряженности в связи с событиями на Украине, наложение экономических санкций на крупнейшие российские компании и банки, а также экономический спад. Снижение экономической активности может повлечь за собой рост безработицы, сокращение доходов занятого населения, снижение потребления и уровня сбережений. Это в свою очередь, отрицательно сказывается на рынке потребительского кредитования.

 

 

 

2. Анализ потребительского  кредитования в коммерческих  банках

2.1 Виды кредитов, предоставляемых в ОАО «Сбербанк  России»

ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)», именуемый в дальнейшем «Банк», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России».30.

Организационная структура Банка представлена на рис. 2.1.


 



 

Рисунок 2.1 – Организационная структура Сбербанка России

Сбербанк России имеет уникальную филиальную сеть, охватывающую всю территорию Российской Федерации. В структуре Банка 17 территориальных банков и 1511 отделений, а также 20250 структурных подразделений, в общей сложности это почти 22 тыс. точек обслуживания клиентов. В системе Сбербанка трудятся около 200 тыс. работников.

Сбербанк уверенно сохраняет за собой позиции лидирующего кредитного института Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2015 доля Сбербанка на рынке кредитования физических лиц составила 35,9%, что на 2,4 п.п. выше уровня 2013 г.31

Основными видами кредитов, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» физических лицам, являются:

– потребительские кредиты наличными;

– кредитные карты;

– ипотечные кредиты;

– автокредиты.

В настоящее время ОАО «Сбербанк России» предоставляет клиентам следующие виды потребительских кредитов: под поручительство физических лиц; потребительский кредит на рефинансирование; потребительский кредит на рефинансирование; потребительский кредит на рефинансирование (для клиентов); потребительский без обеспечения (для клиентов); под поручительство физических лиц; потребительский без обеспечения; кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Данные об условиях предоставления потребительских кредитов ОАО «Сбербанк России» представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 – Данные об условиях предоставления потребительских кредитов ОАО «Сбербанк России»32

Ставка

Ставка, %

Сумма, тыс. руб.

Срок, мес.

Под поручительство физических лиц

от 17.5% до 24.5%

от 15 до 3 000

от 3 до 60 мес.

Потребительский кредит на рефинансирование

18.5%

от 150  до 1 000

до 5 лет

Потребительский кредит на рефинансирование

18.5%

от 150  до 1 000

до 5 лет

Потребительский кредит на рефинансирование

18.5%

от 15  до 1 000

до 5 лет

Потребительский без обеспечения

от 18.5% до 25.5%

от 15 до 1 500

от 3 до 60 мес.

Под поручительство физических лиц

от 24.5% до 34.5%

от 15 до 3 000

от 3 до 60 мес.

Потребительский без обеспечения

от 25.5% до 35.5%

от 15  до 1 500

от 3 до 60 мес.

Кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство

26%

от 15  до 700

до 5 лет


 

Как видно из табл. 2.1, срок выдаваемых потребительских кредитов в ОАО «Сбербанк» варьируется от 3 до 60 мес., ставка – от 17,5% до 35,5%.

В рамках процесса оптимизации процесса кредитования физических лиц с 2009 года Сбербанк внедрил новую технологию  «Кредитная фабрика» - комплексный, автоматизированный и строго формализованный подход к принятию кредитных решений, позволивший сократить сроки принятия решений по заявкам клиентов, снизить затраты на анализ сделок и осуществление документооборота. В 2011 году уже все территориальные банки подключены к технологии «Кредитная фабрика». На протяжении последних трех скоринговая технология «Кредитная фабрика» доступна также для предприятий малого бизнеса.

Банк активно развивает операции с банковскими картами, опираясь на обширную географию приема карт, востребованную различными категориями клиентов продуктовую линейку и конкурентные тарифы. По количеству эмитированных карт Сбербанк уверенно лидирует в Европе с 2008 года. Сбербанк вышел на 6 место в Европе и 24 место в мире среди банков-эквайеров. Доля Сбербанка на рынке эквайринговых услуг составляет 43% (клиентами Банка являются крупнейшие авиалинии, торговые сети, торговые дома, салоны связи и другие компании федерального уровня). Количество эмитированных, работающих зарплатных карт составляет более 21 млн. штук.

Сбербанк активно предлагает своим клиентам широкую линейку страховых программ, реализуемых совместно со страховыми компаниями – партнерами (страхование жизни и здоровья и страхование от несчастных случаев и болезней клиентов-физических лиц и сотрудников предприятий, страхование имущества, являющегося предметом залога по кредитам, страхование финансовых рисков и гражданской ответственности корпоративных клиентов, защиту банковской карты, страхование путешественников при выезде за рубеж и при любых поездках по России и др.). 

ОАО «Сбербанк России» предлагает 8 ипотечных кредитных программ, в то время, как конкуренты – до 15 (табл. 2.2).

Величина первоначального взноса в ОАО «Сбербанк России» составляет от 10%.

Процентная ставка в ОАО «Сбербанк России»» начинается от 9,5, что ниже, чем у конкурентов – от 9,5%. Срок кредитования в ОАО «Сбербанк России» - 30 лет, в то время как ВТБ24 предлагает до 50 лет.

 

 

Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика условий выдачи ипотечных кредитов в ОАО «Сбербанк России» и банках- конкурентах

№п/п

Параметры

Сбербанк России33

ВТБ 2434

Газпромбанк35

Росбанк36

1

Количество жилищных ипотечных кредитных продуктов

8

8

8

15

2

Первоначальный взнос

От 10 %

От 10 %

От 10,0%

От 10,0%

3

Процентная ставка в рублях, %

От 9,5

От 9,9

От 13,0

от 13,0

4

Максимальный срок выдачи кредита, лет

До 30

До 50

До 30

До 25

5

Сумма кредитам, тыс. руб.

От 45

От 500

От 500

От 300

6

Валюта кредита

рубли

Рубли, евро, доллары США

Рубли

Рубли


 

ОАО «Сбербанк России», как и большинство коммерческих банков в связи с мировым финансовым кризисом и нестабильностью финансовых рынков не предоставляет ипотечные кредиты в иностранной валюте.

 

2.2 Порядок выдачи и обслуживание потребительских кредитов в ОАО «Сбербанк России»

Рассмотрим технологию выдачи потребительских кредитов в ОАО «Сбербанк». Заявка поступает от Потенциального клиента на горячую линию, телефон в офисе, через Персонального Менеджера или просто приходит в офис. В случае, если Потенциальный Клиент подходит под условия кредитования, то с него собираются первичные документы: копия паспорта, копия военного билета (для лиц, не достигших 27 лет), справка 2НДФЛ или из ПФР о доходе, а также, заполняется Заявка на кредит (если это не было сделано ранее), и заявление о согласии клиента на проверку его кредитной истории (Волеизъявление).

Служба Безопасности проверяет клиента на предмет уголовного прошлого, а также на наличие его в различных нежелательных базах (долги перед приставами, учет в нарко- или психо- диспансере и проч.). Проверка Кредитной Истории (далее КИ) и расчет нагрузки клиента осуществляется департаментом в Кредитном Управлении.







 





 


 



 


 

Рисунок 2.2 – Схема выдачи кредита от заявки до получения денежных средств

Расчет нагрузки не учитывает количество иждивенцев и не вычитает минимальный прожиточный минимум. Считается, что клиент сам понимает, что делает и что потенциально он может выделять на осуществление выплат по всем кредитам до 70% своей заработной платы в месяц по справке 2НДФЛ (до 50% - если заработная плата до 10 тыс. руб. в месяц или если клиент пенсионер). После всех проверок и определения максимального платежа по кредиту, Персональный Менеджер согласовывает с клиентом оставшиеся параметры кредита согласно условиям Программы и имеющимся данным по максимальному платежу: срок и сумма кредита, наличие/отсутствие страховки. Далее, в случае согласия клиента, происходит подготовка Головным офисом документов на выдачу кредита по Программе для подписания с клиентом в допофисе или на его рабочем месте.

В подавляющем большинстве случаев, пакет документов приходит на электронную почту Персонального Менеджера, который курирует данного клиента, что в свою очередь, определяется тем, кто аккредитовал организацию клиента. Таким образом, все программные средства необходимые для работы это Интернет, IBM Lotus Notes как почтовый клиент и Microsoft Office (Word, Excel) или Open office, как средства чтения и распечатывания пакета документов.

Информация о работе Организация и перспективы развития кредитования физических лиц в коммерческих банках