Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать функционирование торговой отрасли и состояние производства товарной продукции потребительского назначения в Республике Беларусь для выявления особенностей организации и технологии торговли определенными товарами и оценки уровня качества их продажи, а так же разработки предложений по повышению эффективности организации торговли. Объектом исследования является ОАО «БЭЛЗ», выпускающее электроламповую продукцию. На примере данного предприятия будут изучены формы продажи электроламповой продукции, состояние белорусской электроламповой отрасли, схемы товародвижения, а также культура торговли и качество торгового обслуживания.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


 

Введение

Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Розничная торговля – это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это часть системы обращения товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями.

Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом национальном продукте и занятости населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети и общественном питании. Степень удовлетворения покупательского спроса высококачественными товарами и услугами определяет важную политическую роль розничной торговли в любом государстве.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров)

Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Наблюдающиеся в последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Цель данной курсовой работы – исследовать функционирование торговой отрасли и состояние производства товарной продукции потребительского назначения в Республике Беларусь для выявления особенностей организации и технологии торговли определенными товарами и оценки уровня качества их продажи, а так же разработки предложений по повышению эффективности организации торговли. Объектом исследования является ОАО «БЭЛЗ», выпускающее электроламповую продукцию. На примере данного предприятия будут изучены формы продажи электроламповой продукции, состояние белорусской электроламповой отрасли, схемы товародвижения, а также культура торговли и качество торгового обслуживания.

Актуальность работы заключается в изучении данных объектов и выявлении их положительных и отрицательных сторон, учёт которых поспособствует повышению эффективности торговых предприятий.

1 Характеристика электроламп

1.1 Характеристика рынка электроламп.

Раньше средства освещения существовали для того, чтобы не было темно. Теперь все иначе: вместе с пониманием того, что дешевые лампочки потребляют энергию и горят не дольше стеариновый свечи, приходит осознание роли освещения как элемента рекламы, дизайна и мерчандайзинга. Даже колбаса при соответствующем освещении выглядит дороже. На рынке средств освещения стремительные сдвиги и множество инноваций.

Однако, покупая больше ламп и светильников, конечный потребитель в то же время становится бережливее и все чаще подсчитывает не только начальные, но и общие расходы на освещение. Поэтому стали лучше продаваться дорогие, но долговечные и экономичные импортные лампы, а также дешевые отечественные и эсенговские светильники. И в целом покупатель добился удешевления осветительной техники за счет того, что посредники снизили уровень наценок.

Все разнообразие светильников (ведущие операторы предлагают сотни и тысячи позиций) специалисты делят на пять товарных групп:

- для офисов, предприятий торговли и т.д.;

- промышленные;

- для внешнего освещения;

- интерьерные;

- бытовые.

Каждая товарная группа имеет подгруппы. Например, светильники внешнего освещения специалисты подразделяют на источники света для улиц, дорог, парков, домов и сооружений.

Светотехническая продукция " один из наиболее динамичных сегментов рынка товаров для застройщиков

Уверенно можно сказать, что рост объемов будет очень неоднородным, но в некоторых секторах (архитектурное и дизайнерское освещение) он может достичь десятков раз.

В последнее время наблюдался заметный рост спроса на промышленные светильники, операторы рынка это объясняют некоторым повышением объемов промышленного строительства. Поэтому ожидается, что эти тенденции сохранятся и в будущем.

А объемы продаж внешних светильников (уличное, парковое и архитектурное освещение) за 2007-2009 годы увеличились в десятки раз. У этой отрасли едва ли не наибольший потенциал развития рынка светильников. Между тем мировая практика показывает, что хорошее освещение улиц, дорог и автострад сокращает количество происшествий на них в темное время суток приблизительно на 30%.

Важный сегмент рынка внешнего освещения " так называемое архитектурное освещение. Оно сейчас быстро интегрируется в дизайн высотных офисных сооружений, супермаркетов и коттеджей, становясь неотъемлемой его частью. Эту продукцию в последнее время продают только вместе с индивидуальным проектом, поэтому заказы на эти светильники делают и компании, желающие выгодно подчеркнуть дом в вечернее время, и частные лица, закупающие продукцию для своего жилья.

Одновременно с ростом объемов продажи электроламп происходит перераспределение рынка в пользу более современных с точки зрения технологии типов, а также в пользу продукции известных западных брендов, таких как Philips (Нидерланды), General Electric (США), Farel (брэнд Philips польского происхождения), а также: Plexiform, Fagerhu.lt, Elkamet, Gewiss, Tridonic, Stucci, Radium, Tungsram, Lival, Aga Light, Brilux, и некоторые другие.

Доля продаж офисных светильников под торговыми марками итальянских и скандинавских фирм-производителей стала увеличиваться. Среди эксклюзивных и солидных брэндов следует выделить " итальянские: Luce Plan, Artemida, Flos, Metal Spot Status, Studio Italia Design, Fabbian, Murano Due, немецкие  Erco, Bega, Limburg, бельгийский  Massive.

Из ближнего зарубежья светотехникам уже давно знакомы такие торговые марки, как "Световые технологии", Northcliffe, TechnoLux (все - Россия).

Российские заводы завоевывают покупателей низкой ценой, а ведущие мировые производители - качеством продукции, широтой ассортимента, сервисом и гарантиями. Например, компания "I-TEC", которая предлагает продукцию Philips, обязывается заменить ее, если проданная лампа не выработала назначенный ресурс.

Лидирующий брэнд по продажам " Philips. Это самая "раскрученная" торговая марка для конечного потребителя, в том числе благодаря популярности бытовой техники под этим брэндом.

Pila и Farel " это также брэнды Philips, но только продукция под этими торговыми марками производится не в Нидерландах, а в Польше. И если продукция Philips достаточно дорогая, то Farel предлагает потребителям товар по более низким ценам.

Второе место по продажам прочно удерживает General Electric (США).

По мнению ведущих мировых специалистов в области освещегия, "приличный" офис невозможно "осветить" продукцией одной фирмы. Видимо, этим и объясняется присутствие на рынке столь широкой гаммы брендов.

Сегодня конкурентная борьба вступает в другую стадию, когда клиента "приманивать" будут:

1) отличным сервисом (профессиональные менеджеры " продавцы, доставка);

2) широким ассортиментом;

3) комплексным решением освещения рабочих помещений: проектирование, дизайн, установка;

4) послегарантийным обслуживанием;

5) рекламными акциями, распродажами, скидками и т.д.

Сегодня во всем мире в целях повышения энергоэффективности экономики отказываются от ламп накаливания и постепенно переходят на энергосберегающие. С 1 января 2011 года будут запрещены производство и продажа ламп накаливания мощностью более 100 Вт и в России, а со временем от "лампочек Ильича" откажутся вовсе.

Согласно данным госкорпорации "Роснано", сегодня на лампы накаливания приходится 58% мирового рынка, а к 2015-му за ними останется лишь 30%: многие страны собираются перейти на энергосберегающие источники освещения — компактные люминесцентные (КЛЛ) и светодиодные LED-лампы (light emitting diode — светоизлучающий диод). Первыми еще в 2005 году от использования ламп накаливания стали постепенно уходить Бразилия и Венесуэла. Как ожидается, к 2014 году лампы накаливания мощностью 40 Вт и более перестанут освещать американские дома, а к 2015-2016 годам от них откажутся жители ЕС.

Другими словами, энергосберегающие источники освещения ждет огромнейший рынок. И не случайно Китай — основной экспортер светотехнического оборудования — в 2005 году принял программу Green Light, и китайское государство инвестировало порядка $2 млрд в развитие производства энергосберегающих ламп. А в январе 2008 года комитет по делам развития и реформ и минфин КНР начали кампанию по предоставлению субсидий на производство 150 млн энергосберегающих ламп, которая будет завершена к концу 2010 года. Кроме того, китайские экспортеры вообще субсидируются государством, что позволяет делать экспортные цены очень низкими. В результате уже сейчас китайское производство энергосберегающих ламп выросло до 3 млрд штук в год (80% мирового показателя), из которых 2 млрд уходит на экспорт.

 

1.2  Характеристика белорусского рынка электроламп

Развитие Беларуси определило некоторые существенные различия в структуре белорусского рынка электротоваров и европейского. Чрезвычайно низкая в сравнении с европейскими странами стоимость электроэнергии создавала благоприятный фон для наращивания потребления неэффективных решений на основе ламп накаливания, галогеновых и люминесцентных ламп с примитивными светильниками, имеющими низкие коэффициенты использования светового потока, с ЭМПРА и практически без использования энергосберегающих систем управления светом. Тем более что технологии были отработаны, производственные мощности имелись, рентабельность была достаточна. Государственные регуляторы на рынке отсутствовали, устаревающие нормы не пересматривались. Технология внедрения инноваций отсутствовала по определению. Ситуация была и остается по сути тупиковой из-за отсутствия структур, реально заинтересованных в экономии ресурсов.

Для белорусской отрасли это означало следующее:

Рис. 1.1 Ситуация в белорусской ламповой отрасли

Что же касается современного отечественного потребителя, то экономичность лампы играет теперь большую роль, чем ее начальная цена. К этому потребителя подталкивает простой расчет. Вот взять, например, "родную" дешёвую лампу накаливания и компактную экономную газоразрядную лампу Philips PLE/Т, которая стоит в несколько раз больше. Обе лампы дают приблизительно одинаковый световой поток  около 1200 люмен. В то же время потребляемая мощность отечественной лампы 100 Вт, а лампы Philips  20 Вт, что дает 5-кратную экономию электроэнергии. Если же принять во внимание сроки службы " 1000 часов у лампочки советского образца и 12000 часов у Philips PLE/Т, то несложные арифметические расчеты показывают, что последняя эффективнее в 4,5 раза. А Philips производит еще и натриевые лампы для уличного освещения, у которых ресурс 32000 часов, т.е. служат они 7-8 лет. Исходя из этих несложных выводов, и формируется структура продаж электроламп на белорусском рынке данного товара.

Структура отечественного рынка осветительных приборов, по данным операторов, примерно такова: львиную долю "отвоевали" бытовые светильники " на них приходится до 55 % продаж. На наружное (уличное и архитектурное) освещение отводится 10-15 % продаж и, наконец, осветительным приборам для рабочих помещений (офисное и промышленное осветительное оборудование) принадлежит около 35 % всего рынка.

По данным реализаторов, 52 % всей офисной светотехники, предлагаемой в Беларуси, продается в Минске и только 48 % продаж приходится на все регионы страны.

По данным ведущих операторов отечественного рынка, ежегодно в Беларуси  продается ламп приблизительно на $35-40 млн. Сейчас прослеживается четкая тенденция к его росту, которая в последние несколько лет составляет в среднем 30%. Из всего многообразия видов ламп (накаливания, люминесцентные, галогенные и металлогалогенные, ртутные, натриевые, ксеноновые трубчатые, компакт-люминесцентные экономические, специальные) больше спрос на более экономные в потреблении электроэнергии и более долговечные. Например, реализация люминесцентных ламп ежегодно растет в 1,5-2 раза.

Немалый интерес составляет экспорт светильников из Беларуси, который еще пару лет назад находился, так сказать, на нуле. Сейчас присутствие этой продукции на иностранных рынках уже ощущается. И хотя ассортимент бедноват, но за счет ценовой политики в ближайшем будущем белорусские производители электроламповой продукции смогут составить серьезную конкуренцию как продукции стран СНГ, так и ведущим мировым производителям.

Беларусь и СНГ берут ценой, "далекие" иностранцы " дизайном и техническим совершенством. Иностранным производителям помогает рынок и регулярное снижение цен на импортную продукцию. Это побуждает торговцев работать все больше уменьшая рентабельность, однако благодаря увеличению оборотов их благосостояние не ухудшается.

Спрос: пик приходится на завершение строительного сезона. Продавцы отмечают падение объемов продаж традиционных источников света. А вот объем продаж эксклюзивных и дорогих товаров, наоборот, увеличивается.

Самые большие закупки осветительной техники совершают строительные и дизайнерские фирмы в крупных городах

Как свидетельствует практика, покупателями светильников для офисов и магазинов, промышленных светильников, а также внешнего освещения в 85-90% случаев становятся корпоративные клиенты. А в секторе интерьерного освещения, наоборот, 90% покупателей " индивидуалы. Группа корпоративных клиентов неоднородна. Около 50% составляют строительные и ремонтно-строительные организации, 25-30% " розничная торговля, остальные " предприятия и организации, выступающие конечными потребителями продукции.

Информация о работе Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")