Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать функционирование торговой отрасли и состояние производства товарной продукции потребительского назначения в Республике Беларусь для выявления особенностей организации и технологии торговли определенными товарами и оценки уровня качества их продажи, а так же разработки предложений по повышению эффективности организации торговли. Объектом исследования является ОАО «БЭЛЗ», выпускающее электроламповую продукцию. На примере данного предприятия будут изучены формы продажи электроламповой продукции, состояние белорусской электроламповой отрасли, схемы товародвижения, а также культура торговли и качество торгового обслуживания.
Оптовый рынок позволяет решать следующие задачи:
1. Ускоряется и упрощается процесс продвижения товаров к потребителям, так как они концентрируются в одном месте.
2. Всем товаровладельцам и оптовым покупателям предоставляется право равного и свободного доступа на конкурентный рынок. Наличие объективной информации о спросе и предложении товаров позволяет сформировать реальные рыночные цены на них с тенденцией на их общее снижение.
3. Он является удобным местом для организации товарных интервенций и стабилизационных закупок, размещения на конкурсной основе заказов на закупку и поставку продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов. Это дает возможность развивать систему поддержки товаропроизводителей при реализации товаров, применяя гарантированные минимальные цены.
Для обеспечения функционирования оптовых рынков на них создаются общесистемные службы, основными задачами которых является транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.
Для хранения товарных запасов оптовые рынки располагают специально оборудованными помещениями.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, создание оптовых рынков - это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрупнения. Затем следует переход к торговле по образцам и к совершению сделок со стандартизированной продукцией.
На мелкооптовых покупателей (розничных торговцев, владельцев мелкорозничных торговых предприятий и т. д.) рассчитаны мелкооптовые магазины «cash & carry».
2.2 Технологические процессы продажи электроламп
Процесс товароснабжения заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Процесс товароснабжения можно подразделить на следующие основные этапы:
- организация закупки товаров;
- распределение по торговым предприятиям;
- организация завоза;
- приемка и хранение товаров.
Закупочная деятельность торговых организаций должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговые организации вели систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Завоз товара в магазин в зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.
Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных
условий, месторасположения покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза. Транзитный завоз товаров в магазине снижает расходы по загрузке - выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную сеть, содействует улучшению их .
При снабжении магазинов товарами применяют две формы доставки:
1. централизованная;
2. децентрализованная (самовывоз).
Централизованная - доставка товаров силами поставщиков.
Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.
При более глубоком рассмотрении централизованного метода можно выделить два способа доставки товаров:
1. Линейный.
2. Кольцевой.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании
заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
Если продавец передает покупателю наряду с товарами, ассортимент которых согласован с покупателем, товары с нарушением условия об ассортименте, то покупатель в таком случае вправе по своему выбору:
· принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;
· отказаться от всех переданных товаров;
· потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
· принять все переданные товары.
В случае, если ассортимент товаров в договоре не определен и не установлен порядок его определения, однако из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, то продавец вправе или передать покупателю товары в ассортименте, исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или же отказаться от исполнения договора.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору, а если это условие в договоре не согласовано, то продавец обязан передать товар, пригодный для целей, для которых такой товар обычно используется.
Определённые особенности имеют договоры оптовых поставок. При стабильных отношениях поставщиков товаров со своими Клиентами наиболее удобной формой организации хозяйственных отношения является договор оптовой купли-продажи товаров.
Основной особенностью договора оптовой купли-продажи, в отличие от розничной, является то, что этот договор заключается между предпринимателями в «процессе осуществления ими предпринимательской деятельности. Как покупателями, так и продавцами здесь могут выступать коммерческие организации различной организационно-правовой формы или граждане- предприниматели без образования юридического лица. В предусмотренных законом случаях договор оптовой купли- продажи могут заключать и некоммерческие организации.
Как правило, договор оптовой купли-продажи заключается на крупные партии товаров. В процессе движения товара от продавца к покупателю может участвовать один или несколько перевозчиков, поэтому важное значение в заключаемых договорах приобретает регулирование условий транспортировки товара, тары и упаковки, несение риска гибели или повреждения товара и др.
После заключения договора оптовой купли-продажи товаров предприятие-продавец должно организовать четкий контроль за его выполнением, что также является одним из важных элементов коммерческой работы по оптовой продаже товаров.
Взаимоотношения между продавцами и покупателями на оптовом рынке регулируются гражданским законодательством.
При этом признается равенство участников хозяйственных отношений, неприкосновенность их собственности, свобода заключения договора купли-продажи. Не допускается вмешательство администрации оптового рынка в коммерческую деятельность операторов. В ее обязанность входит обеспечение соблюдения установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификации их участников. Работники оптового рынка, обслуживающие торговый процесс, не имеют права осуществлять торговые сделки.
Самые точные данные о внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.
Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах для изучения спроса организуется сбор информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров.
3. Показатели эффективности организации торговли электролампами
3.1 Анализ показателей формирования ассортимента электроламп
В настоящее время рынок превратился из рынка продавцов в рынок потребителей и, соответственно, изменилась и задача сбыта услуг и товаров: от распределения в условиях командной экономики к продвижению товаров и услуг и их продаже в условиях рынка. Одним из основных условий успешной торговой деятельности предприятий является формирование ассортимента.
Показатель формирования ассортимента товаров. Покупатели предпочитают посещать магазины, предоставляющие ему самый широкий ассортимент товаров. Полнота и стабильность ассортимента способствуют росту сбыта, валовых доходов и прибыли.
Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:
• широта ассортимента;
• глубина ассортимента;
• возрастная структура входящих в ассортимент товаров;
• устойчивость ассортимента.
Широта ассортимента — это количество ассортиментных групп (типов) по каждому виду товара, входящему в ассортимент. Глубина — количество позиций в каждой ассортиментной группе. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них. Возрастная структура показывает доли старых и новых товаров в ассортименте. Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.Каждый из этих показателей по-своему характеризует ассортимент товаров, предлагаемый предприятием целевому рынку, каждый должен быть объектом внимания службы маркетинга при формировании ею товарной политики. Так, широта и глубина ассортимента говорят о производственном потенциале предприятия (мощном или ограниченном), с одной стороны, и о возможном коммерческом успехе на рынке (или об отсутствии такового) — с другой. Преобладание в структуре товарного ассортимента старых товаров — о возможном снижении спроса на рынке на изделия данного предприятия и о необходимости обновления их выпуска.
Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Коэффициент устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем.
Числовое значение коэффициента устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом чем ближе этот показатель к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется.
Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателя устойчивости позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с другим, обслуживающим один и тот же целевой рынок.
Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.
В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
ОАО «БЭЛЗ» является типичным субъектом хозяйствования; осуществляет различные виды деятельности, добивается поставленных целей. Проведенный анализ культуры торгового обслуживания в ОАО «БЭЛЗ» позволяет сделать вывод в соответствии с полученным результатами:
-Широта ассортимента электроламп =10
-Глубина ассортимента электроламп =35
-Степень обновления – 30,3%
Куст.=(А1/А+ А2/А+…+ Аn/А)/n
Куст=(60/80+18/23+18/19)/3=82,
А1; А2; Аn количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
A - количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем;
Широта ассортимента и его глубина на предприятия «БЭЛЗ» соответствует о высокой конкурентоспособности брестской «лампочки». Оставляет желать лучшего степень обновления ассортимента, но в связи со спецификой продукции, добиться лучшего показателя весьма проблематично. Коэффициент устойчивости же показывает, что предприятие готово обеспечить розничную и оптовую торговые сети своей продукцией в необходимом объёме в любой момент.
Информация о работе Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")