Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать функционирование торговой отрасли и состояние производства товарной продукции потребительского назначения в Республике Беларусь для выявления особенностей организации и технологии торговли определенными товарами и оценки уровня качества их продажи, а так же разработки предложений по повышению эффективности организации торговли. Объектом исследования является ОАО «БЭЛЗ», выпускающее электроламповую продукцию. На примере данного предприятия будут изучены формы продажи электроламповой продукции, состояние белорусской электроламповой отрасли, схемы товародвижения, а также культура торговли и качество торгового обслуживания.
3.2. Анализ показателей качества торгового обслуживания
Рынок потребителей характеризуется избытком предложения схожих товаров (услуг). Здесь возникает жесткая конкурентная борьба за выживание предприятия. Победу в этой конкурентной борьбе может одержать лишь предприятие, обладающее высокой культурой торговли.
Культура торговли - явление многогранное. Чтобы грамотно и культурно торговать, предприятию необходимо иметь высокий уровень развития, достигнутый в сфере торговли, характеризующий совокупность материальных, технологических, технических достижений, состояние обслуживания, использовать отечественный и мировой опыт, иметь высокую степень деловой квалификации и этико-эстетико-психологической культуры работников. Образно выражаясь, современная культура торговли является результатом превращения богатства человеческой истории вообще и истории торговли в частности во внутреннее богатство личности, занятой торговым делом, всемерное выявление и развитие профессиональных и моральных сил человека, его способности аккумулировать предыдущий и нынешний опыт, передовые отечественные и мировые тенденции;
Чтобы оценить культуру торговли предприятия надо рассмотреть несколько показателей:
1. Показатели товарооборота предприятия и результата деятельности.
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.
Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.
Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.
По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.
Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.
Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года
При расчете ДТО на примере ОАО «БЭЛЗ» получим ДТО = 105%.
В условиях кризиса, данный показатель можно считать приемлемым.
При анализе результатов деятельности ОАО «БЭЛЗ» также следует упомянуть о рентабельности предприятия. Общая рентабельность на практике обычно определяется отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной - от изменения уровня издержек обращения.
Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные средства (текущие активы). Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.
Для ОАО «БЭЛЗ» уровень рентабельности оставляет 65%.
2. Показатели эффективности хозяйственных связей.
Данный показатель характеризует предприятие как ответственного делового партнера. Ведь его суть заключается в оценке количества постоянных партнеров, выполнения договорных условий по поставке товаров и тому подобного.
Жизнь не позволяет стоять на месте. Чтобы сохранить достигнутое, предприятие ОАО «БЭЛЗ» постоянно ищет солидных партнеров, готовых сотрудничать на взаимовыгодных условиях, использует новые формы работы. Предприятие готово к взаимному сотрудничеству и открыто для установления деловых и партнерских отношений. Высокопрофессиональный коллектив с 40 летним опытом работы, современная, постоянно обновляющаяся производственная база, - надежная гарантия такого сотрудничества. «Лампочка» имеет 17 постоянных и надёжных дилеров. Оно выполняет заказы таких компаний как Siemens, General Electric, Philips. Это налагает особые обязательства на предприятие и создаёт хороший имидж, что способствует высокой конкурентоспособности.
Качество торгового обслуживания — основной показатель конкурентоспособности предприятия
Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует покупателей и продавцов по вполне закономерным причинам. Растет материальное благосостояние людей среднего класса, повышается их культурный уровень, выделился слой довольно зажиточных людей, и в этих условиях вполне естественно желание покупателей приобретать необходимые, качественные товары при качественном обслуживании. Кроме того, качество торгового обслуживания является инструментом в конкурентной борьбе. Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется качеству торгового обслуживания, так как от него зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Под качеством торгового обслуживания нами подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и приобретения товаров населением и оказание предусмотренных услуг.
Торговое обслуживание – это, с одной стороны , обслуживание потребителей , предоставление услуг , непосредственно направленных от человека к человеку ; а с другой стороны , это – обслуживание материального характера , которое направлено не на человека , а на перемещение предметов (товаров ) и косвенно действует на население как на потребителей в целом и конкретно на каждого отдельного человека .Эти формы торгового обслуживания имеют моральное содержание и моральное влияние, поскольку непосредственно касаются людей. Высокий уровень торгового обслуживания может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех звеньев торговли, снижения издержек потребления и предоставления разнообразных услуг населению.
ОАО «БЭЛЗ» поддерживает высокое качество торгового обслуживания. Для этого применяется целый ряд мероприятий. Важным средством повышения качества торгового обслуживания является техническое оснащение предприятия, механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ, использование совершенных технологий доставки и продажи товаров, а также тарооборудование. Культура торгового обслуживания в ОАО «БЭЛЗ» – это и хорошо организованная реклама, широкая информация для покупателей о свойствах , качестве товаров и т. д. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывает помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствует сокращению издержек потребления.
Высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли электролампового предприятия.
Предложения по повышению эффективности организации торговли электролампами
ОАО «БЭЛЗ» является монополистом на рынке электроламп в Республике Беларусь. Благодаря государственной поддержке и заказам иностранных предприятий завод продолжает своё пока безубыточное существование. Отсутствие поддержки собственной торговой марки, устаревшее ориентирование на производство электроламп, средний ассортимент люминесцентных и полное отсутствие светодиодных ламп, устаревание основных производственных фондов не способствуют эффективной торговой деятельности предприятия и медленно, но верно ведут к разорению предприятия. Для организации торговых процессов, ведущих к получению достаточной и более прибыли необходимо внести целый ряд существенных изменений в сам процесс производства электроламп. Необходимость в данных действиях особенно отчётливо видна в период глобального экономического кризиса.
Многие стратегии, казавшиеся беспроигрышными, в период кризиса перестают работать. На мой взгляд, сегодня одной из лучших стратегий выживания и залогом будущего успеха является инвестирование в реальное производство, оборудование, технологии.
Первое, на что должны быть направлены средства – это оборудование. Не имея собственного производства высокотехнологичного оборудования, хотя бы на уровне интеграции законченных технологических систем, невозможно создать рентабельную отечественную промышленность.
Кризис больнее всего бьет по неэффективным старым производствам, оборудование и технологии которых не позволяют снижать издержки и гибко перестраиваться на новые виды продукции. К сожалению, подобные производства практически неконкурентоспособны в нынешней ситуации. Но вполне возможно, что из руин старой экономики сегодня зарождается новая постиндустриальная, высокотехнологичная.
Основная дилемма брестского производителя электроламп — завод полного цикла или только сборка ламп. Строить предприятия полного цикла невыгодно. И пока будут дешевые китайские комплектующие, ситуация не изменится. Сейчас у нас нет ни специалистов такого профиля, ни оборудования (а значит, его придется закупить за рубежом), ни опыта в таком производстве. Поэтому можно предположить, что отечественные лампы будут дороже, чем произведенные в Китае, при сравнимом качестве. Однако мнения разделились, и вторая точка зрения на эту проблему утверждает, подобно Адаму Смиту, что продукт промышленности в большей степени способствует обогащению государства. "Кто создает добавленную стоимость, тот имеет богатство. Наша лампа накаливания, например, имеет 60% добавленной стоимости, и все эти деньги остаются внутри страны",— заявляет Владислав Голубев.
Другой вопрос, что перспективнее — вкладываться в производство люминесцентных или светодиодных ламп.
У люминесцентных ламп есть свои недостатки. Например, они содержат ртуть, не сразу выходят на полную яркость и не предназначены для частого включения-выключения.
"Мало кто знает, что ртуть в КЛЛ содержится в очень маленьких количествах",— уточняет Мария Выдренкова из компании "Топсервис". Для сравнения: содержание ртути в градуснике — около грамма, а в современных КЛЛ — не более 4 мг (то есть в 250 раз меньше). Во многих лампах вместо ртути используют амальгаму — ртуть в сплаве с другим металлом. Вред от нее такой же, и выходит она на полную яркость только через минуту. Но есть плюс — лампа работает лучше при высоких и низких температурах, чем стандартная ртутная. Кроме того, заявляют производители, появились лампы, которые включаются быстрее. Проблема износостойкости к частому включению-выключению КЛЛ тоже решаемая — правда, за счет некоторого удорожания ламп. Но главное, КЛЛ позволяют экономить до 80% электроэнергии по сравнению с лампами накаливания, а значит, сокращается выброс СО2 в атмосферу и опасность возгораний.
Те же преимущества имеют и светодиоды. Принцип их работы основан на способности некоторых полупроводников производить видимое излучение при прохождении электрического тока. Минусы светодиодов белого света, используемых в освещении,— малая мощность и высокая цена. Но достижение приемлемых параметров лишь вопрос времени.
Общее состояние отрасли хорошо видно на фоне внедрения новых источников света — светодиодов. До 2004–2005 годов светотехническое сообщество, в общем, справедливо полагало, что удел светодиодов — декоративная подсветка, светофоры и стоп-сигналы автомобилей. При этом многие не желали слышать о темпах роста светоотдачи и падении цены 1 лм. Между тем новые источники света — светодиоды — перешагнули принципиальный рубеж в 100 лм/Вт и сняли все технические ограничения на их применение в освещении. В мире идет лавинообразный рост потребления светодиодных источников света. Ведущие мировые производители светодиодов демонстрируют хорошие финансовые результаты даже в условиях кризиса. Интенсивно разрабатываются стандарты и нормативы. А в Беларуси с точки зрения действующих стандартов светодиоды вовсе не существуют.
Информация о работе Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")