Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать функционирование торговой отрасли и состояние производства товарной продукции потребительского назначения в Республике Беларусь для выявления особенностей организации и технологии торговли определенными товарами и оценки уровня качества их продажи, а так же разработки предложений по повышению эффективности организации торговли. Объектом исследования является ОАО «БЭЛЗ», выпускающее электроламповую продукцию. На примере данного предприятия будут изучены формы продажи электроламповой продукции, состояние белорусской электроламповой отрасли, схемы товародвижения, а также культура торговли и качество торгового обслуживания.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Отмечен рост продаж в новых для отечественного рынка светотехнических группах. Прежде всего, это:

- светильники направленного света с компактными люминесцентными лампами (Downlight и другие);

- светильники с лампами Т5 (тонкие люминесцентные лампы);

- светильники с электронными балластами;

- светильники с двойной зеркальной параболической решеткой;

- светильники с белой экранирующей решеткой;

- светильники с зеркальной экранирующей решеткой;

- светильники комбинированного света;

- светильники отраженного света;

- светильники с опаловым рассеивателем;

- светильники с асимметричным отражателем;

- светильники со степенью защиты IP54 и некоторые другие.

Сегодня можно говорить о том, что популярную товарную группу в Беларуси "люминесцентные светильники для офисов" потеснили вышеназванные наименования светильников, увеличение спроса, на которые сегодня очевидно.

Сезонность. Если в других областях строительного рынка в ноябре-декабре активность снижается, то в осветительном сегменте этот период самый что ни на есть пиковый. Такая особенность объясняется просто: сокращается световой день, заканчиваются ремонтно-строительные работы.

Следующий пик продаж приходится на февраль-июнь.

Спад продаж в летний период обусловлен увеличением светового дня, а также наступлением периода отпусков.

В то же время операторы отмечают, что с развитием рынка понятие "сезонности" постепенно стирается.

 

1.3 Характеристика «БЭЛЗ»

Брестский электроламповый завод - единственный в Республике Беларусь и один из крупнейших производителей ламп накаливания специального и общего назначения. Его продукция используется в различных отраслях промышленности, автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также для освещения жилых, общественных и промышленных зданий.

ОАО «БЭЛЗ» на 98,5 принадлежит министерству  промышленности РБ, а на 1,5% - работникам завода.

Продукция Брестского электролампового завода известна более чем в 20 странах мира. Основная цель - выпуск продукции, отвечающей требованиям потребителя.

Импортозамещающее производство энергосберегающих ламп налажено на предприятии в минувшем году. Организованы участки по производству энергосберегающих ламп уличного освещения и компактных ламп со стандартным цоколем Е27 и уменьшенным Е14 с использованием стеклотрубок из бессвинцового стекла. Потребление энергии при эксплуатации таких ламп в 5 раз ниже обычных, а срок службы выше более чем в 8 раз. Новая продукция выпускается по технологии General Electric и Philips.

На территории СНГ ОАО "Брестский электроламповый завод" - единственное предприятие, которое освоило эту технологию.

В мире существует всего 3 завода, занимающихся производством подобной продукции: Америка, Беларусь, Китай. Реализуется производителям: General Electric, Philips (Польский завод – PILA), украинскому заводу Искра, Osram  (Siemens).

Проект по организации производства энергосберегающих осветительных электроламп реализуется на предприятии с 2005 года. В рамках первого этапа на предприятии было налажено производство стеклотрубки из бессвинцового стекла. Объем инвестиций превысил $4 млн. В 2009 году инвестиции в развитие ОАО "БЭЛЗ" составили Br4,5 млрд. В год производят продукции на 130-140 млрд. бел. руб. Рентабельность от 2 до 5%.

В 2009 году предприятие выпустило 147 млн. лампочек, что на 10,1% больше по сравнению с прошлым годом. Экспорт увеличился на 158%. Брестский электроламповый завод обеспечил положительное сальдо внешней торговли в размере $9,5 млн. Предприятие является резидентом свободной экономической зоны "Брест".

Высокое качество изготавливаемой продукции и присвоение большинству автомобильных ламп международного знака соответствия Е2, омологированного во Франции, и Е22 в России, подтверждается устойчивым спросом на рынке.

С 1998 года завод работает по Международной системе качества серии ИСО-9001.

Предприятие участвует в различных выставках "света":

- LIGHTBUILDING " проходит ежегодно в апреле во Франкфурте (Германия);

- FIAM " проходит ежегодно в сентябре в Валенсии (Испания);

- EUROLUCE " проходит раз в два года в Милане (Италия);

- INTEL (специализированная выставка офисно-технического и промышленного светооборудования) " проходит раз в два года в Милане (Италия).

А также московская выставка "Интерлайт", которая проводится ежегодно в декабре.

Постоянно расширяется и обновляется номенклатура изделий. Кроме ламп накаливания, завод выпускает компактные энергосберегающие лампы, а также натриевые лампы высокого давления для уличного освещения и для тепличного хозяйства.

ОАО «БЭЛЗ» готово к взаимному сотрудничеству и открыто для установления деловых и партнерских отношений. Высокопрофессиональный коллектив с 40 летним опытом работы, современная, постоянно обновляющаяся производственная база, - надежная гарантия такого сотрудничества.             

Виды выпускаемой продукции:

-Лампы накаливания общего назначения

-Лампы декоративные

-Лампы различного назначения

-Лампы специального назначения

-Лампы для дорожных транспортных средств

-Энергосберегающие лампы

-Натриевые лампы уличного освещения

-Лампа высокочастотная газоразрядная

-Лампа миниатюрная

-Лампы галогенные

-Лампы накаливания

-Лампы флуоресцентные компактные

ОАО БЛЗ – монополист в РБ. На Российском рынке занимает 15%. Предприятие является экспортоориентирванным. 70% производимой продукции экспортируется в страны СНГ. Продукция «БЭЛЗ» пользуется повышенным спросом, так как она более качественная по сравнению с российским и китайским продуктом и имеет цены, аналогичные предприятиям-конкурентам.

На данный момент ОАО «БЭЛЗ» способно обеспечить около 20% потребностей Беларуси в области энергосберегающих ламп. Ведутся работы по расширению данного производства.

Рынки сбыта:

- Беларусь

- Российская Федерация

- Российская Федерация, Приволжский федеральный округ

- Российская Федерация, Северо-западный федеральный округ

- Российская Федерация, Центральный федеральный округ

- Российская Федерация, Южный федеральный округ

- Украина

В настоящее время, в связи с отсталым оборудованием, электролампового завод фактически осуществляет функции сборочного цеха. Все комплектующие: колба, цоколь, нить накала – закупаются заводом за рубежом. 70% поставок - Китай. Обусловлено тем, что имеющиеся в наличии технологии не позволяют производить данные комплектующие по разумным ценам. Себестоимость слишком большая.

Несмотря на низкую стоимость комплектующих, электроламповый завод поставлен в полную зависимость от конкурентов. Необходимы инвестиции, направленные на обновление основных производственных фондов.

Структура производства

-Лампы общего назначения. Рентабельность 65%

-Автомобильная лампа – 20%. Рентабельность 10 -5%

-Спецлампа – остальная. Рентабельность 30-40%

В настоящее время, БЛЗ выпускает 70% продукции под марками Siemens, General Electric, Philips. Сотрудничество с данными предприятиями сопровождается постоянным контролем качества, проверка линий производства. Контроль качества со стороны иностранных предприятий позволило перейти предприятию на изготовление продукции высокого качества, что способствует созданию положительного имиджа белорусской электролампы.

Ламповый завод занимается только изготовлением продукции под маркой данных компаний. Вывоз товара со складов и последующее его распределение и продажа осуществляется партнерами.

Существует собственная марка – БелСвет. Марка не продвигается и находится в шатком положении. Всего 30% продукции завода выпускается под данной торговой маркой. Ощутимо недостаточное развитие и распространение собственного бренда. Это ставит «БЭЛЗ» в зависимость от заказчика. При отказе в сотрудничестве, завод окажется в весьма затруднительном положении ввиду отсутствия налаженных рынков сбыта.

Однако, надо отметить, что производство продукции на данные зарубежные компании –      очень хорошая реклама.

2 Организация торговли электролампами

2.1 Формы продажи электроламп

В процессе товародвижения электроламп от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа электроламп осуществляется со складов предприятия-изготовителя, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

Применяемые виды розничной торговли при продаже электроламп:

1. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки.

Существует много видов магазинов:

- традиционное обслуживание через прилавок;

- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к электролампам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами.

- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;

- магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

2. Посылочная торговля. Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:

а) связанные с покупкой товаров, т. е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;

б) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей.

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.

Оптовая продажа товаров. Операции, связанные с оптовой продажей товаров, составляют значительную часть коммерческой работы оптовых предприятий, которая направлена на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли - организацию товароснабжения розничной торговой сети.

При складской форме товародвижения оптовая продажа товаров осуществляется со складов, что позволяет производить предварительную подсортировку товаров и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям (в основном розничным торговым предприятиям).

Продажа электроламп по письменным, телеграфным, телефонным и другим заявкам особенно удобна при широком использовании централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Для облегчения работы по составлению заявок в магазинах на завоз товаров и упрощения их обработки на оптовых предприятиях базы осуществляют предварительную рассылку бланков заявок.

Наряду с продажей электроламп оптовые предприятия оказывают своим клиентам оптовые торговые услуги, которые по своему назначению подразделяются на технологические (хранение, подсортировка товаров, их транспортировка и т. д.), коммерческие (помощь в рекламе товаров и услуг, предоставление информации и т. д.) и организационно-консультативные (консультации по вопросам проведения маркетинговых исследований и т. д.).

В последние годы все большее развитие получает продажа товаров на оптовых рынках.

Информация о работе Организация и технология торговли (на примере ОАО "БЭЛЗ")