Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Фирма, не являясь отстраненным от внешнего мира субъектом хозяйствования, но осуществляющим свою деятельность для удовлетворения потребностей своих клиентов, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмены различных форм, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
- обмен денег на труд наемных рабочих;
- обмен денег на товары и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
Введение 2
1. Экономические условия хозяйствования 5
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Предприятия в рыночной экономической системе
2. Конкуренция и конкурентоспособность как
составляющие рыночного механизма.
3. Формирование издержек производства и ценообразование
в условиях рыночной экономики
3.1 Издержки производства в условиях рынка
3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике
Содержание
Введение 2
1. Экономические условия
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Предприятия
в рыночной экономической
2. Конкуренция и конкурентоспособность как
составляющие рыночного
3. Формирование издержек производства и ценообразование
в условиях рыночной экономики
3.1 Издержки производства в
3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Введение
В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство, под которым понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен. Производство этих продуктов осуществляют фирмы (предприятия).
Фирма - основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. В современной экономической теории фирма это, с одной стороны, организация, преобразующая исходные ресурсы в конечный продукт, а с другой юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью. Ею может быть как крупная корпорация, так и небольшая компания.
Современная фирма может включать одно или несколько предприятий, функционирующих в любых сферах национального хозяйства. В результатах экономической деятельности фирм отражаются все проблемы микро- и макроэкономики.
Фирма, не являясь отстраненным от внешнего мира субъектом хозяйствования, но осуществляющим свою деятельность для удовлетворения потребностей своих клиентов, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмены различных форм, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
- обмен денег на труд наемных рабочих;
- обмен денег
на товары и услуги
- обмен товаров
и услуг на деньги
- обмен денег,
выплачиваемых позже, на
- обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позже от должников;
- обмен денег
на товары и услуги (например,
на воду, уборку мусора, охрану) и
государственные установления
История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы.
Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты, здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством.
Следующая форма хозяйства, товарная, зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах». С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия. Мы живем в мире товаров и денег. Лишь очень незначительная часть наших потребностей удовлетворяется минуя рынок без вхождения в отношения с другими людьми. Для приобретения товаров нужны деньги. А их надо зарабатывать.
Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства из вне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, прогрессивное получает простор и развитие.
Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).
Данная работа посвящена фирме (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики. Мы попытаемся разобраться в сущности фирмы, определим основные ее формы, типы, среду «обитания». Нами будут рассмотрены конкуренция фирмы и ее конкурентоспособность, как движители экономического и технического развития и прогресса предприятий. Определим влияние издержек производства и порядка ценообразования на эффективность деятельности фирмы.
Тема данной работы и ее содержание являются актуальными для современного бизнес климата Республики Беларусь. До сих пор мы (как страна) не определились, в каком направлении будем развиваться как единое экономическое пространство со своими законами, экономическими и социальными предпочтениями и направлениями. И речь здесь не идет о провозглашаемых идеалистических ориентирах выраженных в социально-экономической направленности развития Республики, а речь идет о желаниях всех или хотя бы подавляющего большинства субъектов государства: чего мы хотим достичь в результате; а ведь в процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Частный сектор будет играть все большую роль в экономике Беларуси: в условиях изменившихся условий торговли с Россией и хронической низкой эффективности государственных предприятий частный сектор объективно становится одним из важнейших потенциальных факторов экономического развития.
Особенно важно рассмотрение темы нашей работы в плане раскрытия и понимания сущности, места, роли и способах эффективного хозяйствования фирмы в этот тяжелый как для Республики Беларусь в частности, так и для всего мира в целом период финансово-экономического кризиса.
Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и факторы эффективности работы фирмы. Первая глава рассматривает экономические условия хозяйствования. Вторая – конкуренцию и конкурентоспособность как составляющие рыночного механизма. Третья глава рассматривается порядок формирование издержек производства и ценообразование в условиях рыночной экономики.
При написании работы были использованы результаты работы выдающихся экономистов, публикации периодических изданий.
1. Экономические условия
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах.
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой основные экономические вопросы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.
Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, объединенные рынком, который устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.
В качестве производителей и потребителей
на рынке могут выступать
Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.
Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом. Речь идет, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны, объем произведенных товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещает им затраты на производство и приносит прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить, т.к. он «голосуют рублем». Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.
В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешевая рабочая сила, то выбирается трудоемкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.
Продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за нее рыночную цену. Эти возможности, в свою очередь, определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведенного общественного продукта. Что купит потребитель, зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике