Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Фирма, не являясь отстраненным от внешнего мира субъектом хозяйствования, но осуществляющим свою деятельность для удовлетворения потребностей своих клиентов, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмены различных форм, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
- обмен денег на труд наемных рабочих;
- обмен денег на товары и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
Введение 2
1. Экономические условия хозяйствования 5
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Предприятия в рыночной экономической системе
2. Конкуренция и конкурентоспособность как
составляющие рыночного механизма.
3. Формирование издержек производства и ценообразование
в условиях рыночной экономики
3.1 Издержки производства в условиях рынка
3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта
В экономике происходит обмен между
домашними хозяйствами и предпр
Домашние хозяйства получают доход, поставляя рабочую силу на рынок труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.
Фирмы покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции и затем поставляют эту продукцию на рынки товаров и услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую продукцию на рынках товаров и услуг, фирмы получают доходы и тем самым возмещают свои расходы на покупку ресурсов.
Мы в самом общем виде выяснили,
как действует сформировавшаяся рыночная
экономика. Вместе с тем, надо иметь в виду,
что процесс возникновения и развития
рыночной экономической системы длительный
это процесс. В истории экономически развитых
стран он занял не одно столетие. В этом
историческом процессе развиваются условия,
или предпосылки для возникновения и развития
рыночной экономики. Важнейшими из них
являются общественное разделение труда
и специализация, развитие частной собственности
на средства производства (в данном направлении
руководство нашей страны пошло на экстремальный,
исторический шаг – объявило о массовой,
скоропалительной приватизации массы
государственных предприятий, среди которых
оказались такие гиганты промышленности
как МАЗ, БелАЗ, предприятия легпрома,
химической и нефтеперерабатывающей промышленности
и др.) личная заинтересованность производителей
и собственников, свобода выбора и свобода
передвижения факторов производства,
нравственность, нормы которой выработаны
человечеством.
1.2 Предприятия в рыночной экономической системе
Те экономические условия, в которых происходит осуществление хозяйственной деятельности предприятия, фирмы в рыночной экономике имеют для них важное значение, поскольку определяют «линию поведения» - стратегию и тактику развития бизнеса. Есть различия между тем: «за бортом» плановая или рыночная экономика. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения.
Если же предприятию приходится ежедневно заботиться о своем выживании, напряженность работы всех работников предприятия - гораздо выше, но вместе с тем выше и доход. Можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние «госплановские» традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход Беларуси к условиям рыночной экономики, хоть и с социальным уклоном, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому происходит расхолаживание руководителей и работников. Далее в нашей работе речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.
Попробуем выделить основные черты именно рыночного хозяйствования.
1. Самоокупаемость и
2. Самостоятельность в принятии экономических и иных решений. Это означает, что предприятие само определяет, что, когда, сколько производить и продавать, с кем заключать договоры и вообще какие осуществлять сделки.
3. Правовая защищенность
4. Свобода ценообразования и конкуренции означает, что по большей части цены складываются на рынке под воздействием факторов спроса и предложения, а не устанавливаются каким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с него. В нашей стране государство вмешивается в ценообразование путем установления предельных индексов роста цен на определенные группы товаров, что достаточно обоснованно с социальной точки зрения, т.к. чаще всего это социально-значимые товары.
В рыночной экономике действует
великое множество
По формам собственности предприятия подразделяются на: смешанные, совместные, общественные организации, государственные, частные, кооперативные.
Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит частным лицам, а часть принадлежит государству. По принятой терминологии совместные предприятия - это предприятия с участием иностранного и национального капитала.
Кроме частных, государственных, смешанных
и совместных предприятий, в рыночной
экономике действуют также
К некоммерческим (бесприбыльным) организациям относятся также общественные организации и различные фонды. Общественные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
В зависимости от размера выделяют малые, средние и крупные предприятия, причем в качестве критерия можно брать такие показатели, как объем продаж, численность занятых, размеры капитала. В разных странах и в зависимости от отрасли по-разному определяют, что относится к малому или крупному предприятию.
По отраслевой принадлежности можно выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и т.д.
По организационно-правовой форме выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.
Рисунок 1 Доля фирм [10 стр.258]
Как видно из рисунка основное количество предприятий основано на управлении одним владельцем. В нашей стране этим владельцем является государство. Компания с одним владельцем – это фирма принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам.
Партнерство – это объединение двух или более лиц, ведущих дело как совладельцы. Партнеры по бизнесу объединяют свои имущества для реализации коллективных предпринимательских действий. Однако объединению подлежит не только имущество, материальны или денежные средства, но и труд, затрачиваемый на организацию общего дела. Поэтому объединение предпринимателей носит также название хозяйственного товарищества. Участвующие в нем предприниматели являются его создателями и владельцами, партнерами по совместной деятельности.
Корпорация – юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли. Корпорация может быть представлена в форме хозяйственного общества, которое предполагает сложение только денежных средств. Хозяйственное общество - более сложная организационная структура, чем товарищество, здесь больше участников, руководство и управление обществом осуществляют специально создаваемые органы. Поэтому создание хозяйственного общества требует не только заключения cоглашения между учредителями (учредительного договора), но и наличия регулирующего их деятельность устава, который утверждается учредителями. [12, стр.23]
Все фирмы имеют следующие
Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материальные ресурсы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Горизонтальное - разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.
Вертикальное - отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления:
низший - менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей;
средний - руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств;
высший - администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Фирма - основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в Беларуси имеет место значительное многообразие типов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
2. Конкуренция и конкурентоспособность как составляющие рыночного механизма.
В настоящее время в Беларуси особую актуальность приобретает решение проблемных вопросов, касающихся создания и развития рыночных отношений, анализа механизмов рыночного регулирования. Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция – неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в Беларуси), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей.
Говоря об элементах рыночного механизма надо иметь в виду, что потребитель и производитель должны иметь экономическую свободу. Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике