Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Фирма, не являясь отстраненным от внешнего мира субъектом хозяйствования, но осуществляющим свою деятельность для удовлетворения потребностей своих клиентов, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмены различных форм, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
- обмен денег на труд наемных рабочих;
- обмен денег на товары и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

Содержание работы

Введение 2
1. Экономические условия хозяйствования 5
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Предприятия в рыночной экономической системе
2. Конкуренция и конкурентоспособность как
составляющие рыночного механизма.
3. Формирование издержек производства и ценообразование
в условиях рыночной экономики
3.1 Издержки производства в условиях рынка
3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

По-прежнему острым является вопрос о сокращении издержек в производстве. Это прямой путь к повышению конкурентоспособности продукции по ценовому фактору. Постоянно проводится работа по снижению уровня материалоемкости, энергосбережения, затрат на производство и реализацию продукции. Итоги выполнения этих показателей заложены в условия премирования руководителей.

По многим видам продукции, как известно, мы достигли цен мирового уровня, а в некоторых случаях и превысили их. Мировые же тенденции характеризуются совершенно противоположной направленностью.

В целях экономии всех видов ресурсов (сырьевых, трудовых и финансовых) ежегодно разрабатываются организационно-технические мероприятия (совершенствование организации и управления производством, сокращение административно-управленческого персонала, улучшение организации труда, улучшение использования основных фондов, материально-технического снабжения и т.д.).

Проблемы конкурентоспособности  сегодня нельзя решать без развития современных методов менеджмента качества.

Необходимо охватить системным управлением в области качества все предприятия  отрасли и в первую очередь всех основных экспортеров. Это позволит выпускать на предприятиях с сертифицированными системами качества более 70% продукции. Для того чтобы предложить потребителям продукцию, отвечающую требованиям международных стандартов, необходимо при ее производстве обеспечить сочетание высокоинтеллектуальных разработок специалистов и современного менеджмента. Именно это позволит значительно расширить номенклатуру изделий, увеличить функциональные параметры и на этой основе повысить их потребительские свойства.

 

 

3. Формирование издержек производства и ценообразование в условиях рыночной экономики

3.1 Издержки производства в условиях рынка

С позиции экономической теории производство правомерно рассматривать  как преобразование затрат в результаты. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек.

В условиях рыночной экономики предприятия  находятся в системе жестких  бюджетных ограничений: работа в режиме самоокупаемости и самофинансирования. Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования затратных факторов производства с целью максимизации прибыли.

В условиях рынка колебание спроса влияет на объем производства, следовательно, изучение поведения издержек в зависимости от объема производства играет важную роль. Для предпринимателя же важной является информация не только о том, каковы его издержки, а также каковы его издержки по выпуску единицы продукции, т.е средние издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Это означает, что при малом объеме производства процесс будет неэффективном и дорогостоящим, т.к. оборудование будет недогруженным, а разделение труда - неглубоким. Объем производства, при котором средние валовые издержки минимальны, называется оптимумом по издержкам.

Для приведение в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику  данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.

По нашему мнению, затраты - это  расходы предприятия, выраженные в  натуральном, трудовом показателях, иногда в денежных, а издержки являются обобщающим денежным выражением затрат.

Одним из определяющих моментов рационального  использования и организации  учета производственных затрат является экономически обоснованная их классификация. Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отеческого учета перед западным, где отсутствуют подобные классификации затрат. Каждое предприятие в своей системе производственного учета имеет право разрабатывать свою номенклатуру затрат (имеются ввиду западные предприятия). Отличительная черта таких классификаций - это их условность, упрощенность. Это можно объяснить прогматизмом западного учета, так как все направленно именно на создание условий для удобства практического применения.

Если говорить о классификации  издержек, то и у нас, и за рубежом  имеют место классификации затрат на основные - накладные, прямые - косвенные, переменные -постоянные. Однако остальные признаки классификации имеют различия. Это, по нашему мнению, обусловлено тем, что в соответствии с международными стандартами за рубежом на предприятиях практикуется разделение учета на финансовый и управленческий.

Существует множество классифицирующих признаков, по которым проводится разделение издержек производства  по видам.

Важнейшей группировкой затрат, которая  используется в теории и практике учета затрат на производство продукции  на отечественном предприятии, является группировки по экономическим элементам  и статьям калькуляции.

По своей сути различие в этих группировках в следующем: по элементам – группировка затрат по существенным характеристикам не зависимо от направления и места их использования, по статьям калькуляции – разграничение затрат по направлениям использования (на технологию, на цеховые нужды, на общезаводские нужды).

По своему отношению к технологии производства затраты подразделяются на основные и накладные расходы.

Основными называются такие затраты, которые непосредственно связаны с технологией изготовления продукции - это сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих, амортизация производственного оборудования, производственных помещений, технологическая энергия.

Накладные (периодические) - затраты, которые связаны непосредственно с управлением и обслуживанием производства  - заработная плата аппарата управления, командировочные, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и другие. В свою очередь накладные расходы делятся на производственные и непроизводственные (общехозяйственные).

Эти же расходы можно еще классифицировать по способу включения в себестоимость на прямые и косвенные.

По степени однородности все  затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные.

Основной характеристикой переменных издержек является их изменяемость в  зависимости от объема производства. При изменении объема  и реализации переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными, прогрессивными.

Постоянные затраты - это минимальный  уровень затрат, который необходим  для обеспечения вида деятельности, вызывающего эти затраты.

Классификация затрат может иметь вид и более глубокой деталировки, но суть вопроса заключается не в различных формах группировки затрат. Сведения о затратах (издержках) необходимы для таких целей, как: контроль, управление, планирование, ценообразование, принятие решений. Для эффективного осуществления контроля необходимо принять определенную определенную методику учета издержек.

Задачей менеджера является разработка, внедрение и осуществление системы  управления в организации, при этом определение затрат и обеспечение  всех необходимых сведений о них дают надежную основу для управления финансами. Менеджеру необходимо знать, как будут изменяться затраты в той или иной прогнозирующей ситуации. Поэтому предлагаемая классификация сможет помочь ему в этом, хотя не является, на наш взгляд, бесспорной.

Информация о всех видах издержек позволит менеджеру критически оценивать  информацию прошлых периодов и создать прочную основу для планирования. Роль оценки затрат важна и в определении цены реализации. Необходимо учитывать и другие факторы, не всегда поддающиеся контролю со стороны данной  организации. Менеджеры часто встречаются с альтернативой, и часто важным фактором для принятия решений оказывается финансовый результат. Поэтому-то для того, чтобы уяснить для себя как результаты, так и возможные последствия, необходимо наряду с различными факторами, учитывать еще и сведения об издержках, классификацию которых мы и предоставили в данной главе.      

 

3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики

 Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Следует обратить внимание на сложность формирования ценовой политики фирмы, поскольку  в ценообразовании участвует большое количество торговых и торгово-посреднических фирм на всем пути товара от производителя к потребителю.

Перед всеми  коммерческими и многими некоммерческими  организациями в качестве одной  из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. Фирмы, стремящееся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач:

- получение  максимальной прибыли; 

- завоевание  рынка сбыта; 

- снижение затрат:

- борьба с  конкурирующими товарами:

- рост объема производства и продаж:

Неверная или правильная ценовая  политика оказывает многоплановое  воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой  политики заключается в том, чтобы  установить на товары такие цены, так  варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические задачи. [20, стр.105]

Каждая фирма  подходит к проблемам ценообразования  по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. На политику цен большое взаимодействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.

На решение  руководства фирмы в области  оказывает влияние многие внутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно отнести:

-   рекламу  (чем удачнее, оригинальнее реклама,  тем цена товаров производителя  выше);

-  специфику  производимой продукции (чем выше  степень ее обработки, чем уникальнее  качество, тем цена выше);

- особенности  производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

- рыночную стратегию  и тактику производителя (ориентация  на один или несколько рыночных сегментов);

-    специфику  жизненного цикла продукции; 

-    мобильность  производственного процесса;

-  длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

-    организация  сервиса при продаже и в  последующем периоде;

-    объем  рынка; 

-    имидж  производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

К внешним критериям  обычно относят следующее: политическая стабильность страны-производителя  и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;

- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

-   характер  регулирования экономики государством;

-   уровень  и динамика инфляции;

-  объем и  отличительные черты существующего  и перспективного покупательного спроса;

-  наличие  и уровень конкуренции между  производителями однородной продукции. 

Минимально  возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы.

Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену:

- Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».

- Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли.

- Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.

- Установление  цены на основе уровня текущих  цен.

- Установление  цен на основе закрытых торгов.

Таким образом, ценовая политика заключается  в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике