Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Фирма, не являясь отстраненным от внешнего мира субъектом хозяйствования, но осуществляющим свою деятельность для удовлетворения потребностей своих клиентов, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмены различных форм, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
- обмен денег на труд наемных рабочих;
- обмен денег на товары и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
Введение 2
1. Экономические условия хозяйствования 5
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Предприятия в рыночной экономической системе
2. Конкуренция и конкурентоспособность как
составляющие рыночного механизма.
3. Формирование издержек производства и ценообразование
в условиях рыночной экономики
3.1 Издержки производства в условиях рынка
3.2 Ценообразование в условиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Отрицательные стороны конкуренции:
Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:
Для рынка чистой (совершенной) конкуренции характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют.
О возникновении монополистической конкуренции говорят в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д.
Рынок олигополистической конкуренции (олигополия). Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой.
Рынок чистой монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране. Огромная доля продукции (особенно сложно-технической) выпускалась здесь всего одним предприятием – абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на уровнях: конкурентоспособности товара; конкурентоспособности товаропроизводителя; отраслевой конкурентоспособности; страновой конкурентоспособности. Между этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимосвязь.
Конкурентоспособность можно представить как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». Это комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках.
В самом общем плане, под конкурентоспособностью предприятия-производителя и производимой им продукции в мировой литературе и мирохозяйственной практике понимается способность той или иной фирмы опередить соперника (конкурента) на соответствующих товарных рынках своей страны и мировых по ценовым и инновационным критериям. Другими словами, с момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.
На конкурентоспособность
Первооснова процесса повышения
К основным составляющим конкурентоспособности товара относятся также и массив его покупателей (емкость рынка), стоимость удовлетворения их потребностей за весь срок службы приобретенного изделия; цена рыночная, качество сервисного (технического) обслуживания.
Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
Обеспечение конкурентоспособности - это задача государственной важности. Национальная конкурентоспособность - это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения.
Во второй половине 90-х годов и даже в начале 2000 г. конкурентоспособность в основном обеспечивалась за счет активной девальвации, инфляционной «накачки». У наших руководителей, специалистов, в свою очередь, не хватало опыта работы в условиях рыночной экономики. В тот период мы вынуждены были за счет перераспределения доходов населения и прибыльно работающих предприятий стимулировать и поддерживать производство, чтобы отечественные предприятия «не упали», научились бороться и выживать. Иными словами, происходило перераспределение «общественного» пирога» в пользу тех предприятий, поддержка которых в указанный период представлялась целесообразной. И они выжили в такой непростой ситуации. Но затем возникла необходимость достижения конкурентоспособности уже другими методами - повышая качество, снижая издержки, учась продавать свою продукцию, возвращая потерянные рынки и т.д.
Можно выделить следующие виды проблем, препятствующих росту реальной и потенциальной конкурентоспособности:
Наиболее отчетливо конкурентоспособность в экономической сфере проявляется в объеме экспорта товаров и услуг.
В целом Республика Беларусь обладает определенными конкурентными преимуществами, среди которых:
• значительные земельные, водные ресурсы, наличие некоторых важных полезных ископаемых;
Наиболее перспективным конкурентным преимуществом долговременного действия для Беларуси является относительно развитый научно-технический и инновационной потенциал. Несмотря на серьезные потери в численности научных работников (со 107 тыс. чел. в 1990 г. до 31 тыс. в 2002 г.), ослабление материально-технической базы, уменьшение объемов финансирования, научно-техническая сфера сохранила достаточные возможности для воссоздания и развития инновационного потенциала страны, способного обеспечить рост конкурентоспособности национальной экономики.
К 2000 г. по числу ученых и инженеров, занимающихся НИОКР (в расчете на 1 млн чел.), Беларусь, где этот показатель составил 2296, опережала такие страны, как Италия (1322), Испания (1562), Австрия (1605), и была практически на одном уровне с Бельгией (2307). Кроме того, сейчас появилась возможность приобретать на западных рынках новейшие технику и технологии, чего не было в советские времена. Но средств для приобретения этих новшеств у нас не хватает.
В советский период заранее расписывалось, кому предприятие будет продавать свою продукцию. Проблемы сбыта не было как таковой. На сегодняшний день наши партнеры по ЕврАзЭС, организации региональной интеграции, прямо говорят: «Если Вы хотите иметь с нами единое экономическое пространство, надо иметь и единые правила конкурентной борьбы». Имеются в виду единые правила поддержки тех или иных секторов экономики, иначе единого экономического пространства не будет.
Возникает среда, где предприятия должны бороться за свое выживание без системных допингов, каких-то точечных поддержек и т.д.
Касательно предприятий республики локомотивом в подъеме конкурентоспособности экономики страны призвана стать промышленность. Однако в настоящее время она сама характеризуется недостаточно высоким уровнем конкурентоспособности, но прежде всего - по причине высоких издержек. В результате заметно ухудшились ее позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, о чем свидетельствуют скопившиеся запасы готовой продукции на складах предприятий (по состоянию на I мая 2005 г. - 70,5% среднемесячного объема производства). Вследствие этого сохраняется сложное финансовое положение в отрасли, остается высоким удельный вес убыточных промышленных предприятий (в 2005 г. - 33 %). Ситуация еще больше усугубилась с незваным приходом к нам мирового финансового кризиса.
Говоря о конкурентоспособности
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность продукции, является избыточная численность работников, занятых в реальном секторе. Это сказывается на снижении производительности, мотивации труда, снижении заработной платы, дестимулирование работников к росту квалификации и высокопроизводительного труда.
Данная проблема может решаться двумя способами. Первый – интенсивный по своему характеру, но радикальный и болезненный: сокращение численности путем увольнения неэффективно работающих кадров. Второй – экстенсивный, но менее болезненный: кто-то увольняется, кто-то идет на пенсию и т.п. Например, на МЗКТ численность работников сократилась с 4,5 тыс. чел. в 1997 г. до 4,2 тыс. к началу 2003 г., на МТЗ соответственно - с 23,3 до 22,9, в ПО «Гомсельмаш» - с 19 до 17,3 тыс.чел., ПРУП «БелАЗ» с 12 до 8 тыс.чел.
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике