Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:30, курсовая работа
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей народного хозяйства объем используемых заемных финансовых средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы управления заемным капиталом предприятия
1.1. Экономическое содержание понятия «заемный капитал………………5
1.2. Значение заемного капитала для предприятия………………………….7
1.3. Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых средств……………………………………………………………………………..9
Глава 2. Основные элементы политики управления заемным капиталом на предприятии
2.1. Понятие политики управления заемным капиталом на предприятии.14
2.2. Этапы разработки политики привлечения заемных средств их характеристика…………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….22
Практическая часть. Составление финансового плана ЗАО «Южный Урал I» (смета 1.1)………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………...49
Рисунок 3 - Виды заемных средств в денежной форме
залог — способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;
заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).
Вывод:
Таким образом, эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге — повысить рыночную стоимость предприятия.
Заемный капитал — совокупность заемных средств (денежных средств и материальных ценностей), авансированных в предприятие и приносящих прибыль.
Заемный капитал может быть классифицирован по различным признакам.
По периоду привлечения финансовые обязательства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным обязательствам относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года.
К краткосрочным обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.
По форме привлечения заемные средства подразделяются:
на заемные средства, привлекаемые в денежной форме (банковский кредит);
заемные средства, привлекаемые по договору финансового лизинга (в форме объектов основных средств);
заемные средства, привлекаемые в товарной форме (коммерческий кредит).
Использование заемного капитала организацией имеет и определенные недостатки:
привлечение заемных средств сопряжено с рисками для организации;
активы, образованные за счет заемного капитала, формируют более низкую норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами;
относительная сложность процедуры привлечения заемных средств, особенно на длительный срок, и др.
Однако использование заемного капитала организациями для финансирования своей деятельности имеет определенные преимущества:
Заемный капитал обладает широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика.
Преимуществом финансирования за счет долговых источников является также нежелание владельцев увеличивать число акционеров, учредителей.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ
2.1. Понятие политики управления заемным капиталом на предприятии
Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента.
Политика управления заёмным капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия [7].
Политика привлечения заемных средств отражает механизм управления заемным капиталом. Она является частью финансовой стратегии предприятия.
Этапы разработки политики привлечения заемных средств включают в себя:
1. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств.
В результате данного анализа принимается решение о целесообразности их использования в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечение заемных средств в будущем периоде. Возможные цели привлечения заемных средств – формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов; пополнение постоянной части оборотных активов; обеспечение формирования переменной части оборотных активов.
3. Определение предельного
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.
5. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на кратко– и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов. Формируются приемлемые условия привлечения заимствований.
6. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.
2.2. Этапы разработки политики привлечения заемных средств их характеристика
На первом этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и объемами привлечения финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности определенного источника привлечения ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов (рис.4) [10].
Многообразие источников и условий предложения заемного капитала определяет необходимость осуществления сравнительной оценки эффективности формирования заемных инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных его элементов.
Особенности оценки и управления стоимостью заемного капитала в разрезе базовых его элементов приведены на рисунке 5 [4].
Внешними условиями эффективного формирования заёмной политики предприятия являются:
Рисунок 4 – Формирование заёмной политики предприятия
Рисунок 5 – Система элементов оценки и управления стоимостью заёмного капитала
Внутренними условиями эффективного формирования заёмной политики предприятия являются:
Обеспечение данных условий базируется на определенных принципах управления формированием заемного капитала предприятия:
• вариантности подходов к выбору формы и условий привлечения предприятием заемных средств [9].
Вышеперечисленные принципы определяют цель политики управления заёмным капиталом предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала.
Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функций управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнение комплекса задач данного процесса.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитно-займовых операций.
К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.
Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.
Регулирующие функции заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации кредитно-займовых операций.
Процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно-правовое регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др. [5]
Главной особенностью регулирования финансовых потоков при управлении своими займовыми операциями является необходимость постоянной разработки альтернативных решений, высокий риск и непредсказуемость последствий принимаемых решений. Развитие процессов формирования заемного капитала предприятия подчиняется законам неравновесных систем, со свойственными им точками бифуркации, которые проявляются следующим образом:
• финансовое решение должно корректироваться в зависимости от текущей ситуации, однако это не устранит полностью последствия принятых ранее неправильных решений;
• любое принятое решение оказывает существенное влияние на поведение и ожидания субъектов внешней среды. Отказ от выбранной стратегии, даже при неблагоприятном развитии событий, может оказаться более убыточным, чем следование ей. Данный факт обусловлен тем, что переход на альтернативную ветвь развития сопровождается, как правило, достаточно значительными затратами. Управление заемным капиталом коммерческой организации сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Разрабатывая финансовые планы по займовым операциям, специалисты заняты не только прогнозированием, ведь они должны предусмотреть и те ситуации, которые кажутся менее реалистичными. Кроме того, управление займовыми операциями коммерческой организации не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит при осуществлении кредитно-займовых операций.
Для этого коммерческие организации разработали несколько способов дальнейшего развития ситуации. Одни составляют план и прогнозируют его последствия, исходя из наиболее вероятного сочетания условий, а затем уточняют свои ответы, изменяя принятые ими допущения по одному. Например, они могут задаться вопросом, насколько пострадает коммерческая организация, если стратегия агрессивного роста совпадет с общим периодом спада. Другие менеджеры рассматривают последствия каждого варианта плана при нескольких наиболее вероятных сценариях. Например, один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки, которые приведут к замедлению роста мировой экономики и снижению цен на товары. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад в экономике страны, высокая инфляция и слабая национальная валюта.
Отметим, что одним из важнейших моментов, определяющих эффективность реализации займовых операций коммерческой организации, является выпуск облигационного займа, который требует выбор технологической схемы заимствования и организаций, обслуживающих данные облигации. При этом важная роль при организации выпуска облигационного займа и регулировании финансовых потоков коммерческой организации принадлежит торговой площадке, на которой будет проходить первичное размещение и вторичное обращение облигаций.
Информация о работе Основные элементы политики управления заемным капиталом на предприятии