Основные категории отношений конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить сущность конкуренции и конкурентоспособности в современной экономике, ее показатели, а также особенности конкурентоспособности российской промышленности.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие конкуренции и её роли в экономике,
Определить виды конкуренции,

Содержание работы

Введение


1. Сущность конкуренции и ее роль в современных условиях
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Виды конкуренции


2. Основные категории отношений конкурентоспособности
Сущность конкурентоспособности и ее показатели
Конкурентоспособность российской промышленное!


Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая. (к-сть мировой экономики)doc.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

 

1. Сущность конкуренции и ее  роль в современных условиях

  1. Понятие конкуренции и её роль в экономике
  2. Виды конкуренции

 

 

2. Основные категории отношений  конкурентоспособности

  1. Сущность конкурентоспособности и ее показатели
  2. Конкурентоспособность российской промышленное!

 

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Введение

Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.

В последние годы понятие конкурентоспособности очень широко используется и в экономических исследованиях, посвященных российской экономики, и в различных правительственных программах и документах. Такое внимание и озабоченность этой проблемой не случайны. Несмотря на устойчивые темпы роста, которые демонстрирует российская экономика на протяжении почти 8 лет экономисты все чаще высказывают тревогу относительно качества этого роста, в существенной мере основанного на благоприятной ценовой конъюнктуре мировых рынков энергоносите экспорт которых обеспечивает России в последние годы феноменальные доходы. Не вызывает сомнения, что перераспределение этой «природной ренты» подстегивает расходы бюджета, ведет к росту реальных доходов предприятий и населения и, соответственно, стимулирует внутреннее потребление, которое и выступает основным двигателем экономики. Однако, столь же очевидна тенденция к росту доли импорта в удовлетворении растущего платежеспособного спроса на инвестиционные и потребительские товары. Это является индикатором того, что с внутренним производством этих товаров «не все в порядке»: либо у российских производителей не хватает мощностей для удовлетворения растущего спроса, либо российские производители проигрывают конкуренцию часть внутреннего рынка более конкурентоспособным производителям из других стран.

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы    и   законодательные   акты,   процедуры    государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта, что является в настоящее время сверхзадачей Правительства России.

Актуальность темы курсовой работы предопределена ее направленностью на решение важной проблемы современной экономики исследования содержания конкурентоспособности, ее показателей, повышения конкурентоспособности России в мировой экономике.

Объектом исследования курсовой работы является конкурентоспособность. Предметом исследования является конкурентоспособность России в мировой экономике.

Цель данной работы - определить сущность конкуренции и конкурентоспособности в современной экономике, ее показатели, а также особенности конкурентоспособности российской промышленности.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

    1. Рассмотреть понятие конкуренции и её роли в экономике,
    2. Определить виды конкуренции,
    3. Изучить сущность конкурентоспособности и ее показателей.
    4. Выявить положение конкурентоспособности российской промышленности,
    5. Рассмотреть конкурентоспособность России на международном и внутреннем рынках.

Проблемой конкурентоспособности занимались различные ученые: В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, И. Кирцнер, М. Портер, Р. А. Фатхутдинов, А. III. Хасанова, А. Ю. Юданов и др.

Ф. Котлер, Н. К. Моисеев, А.Ю. Юданов исследовали конкурентоспособность предприятий в области маркетинга, акцентируя внимание на производстве товаров и услуг с целью удовлетворения запросов потребителей.

М. Портер, Михайлов О.В. раскрывают различные аспекты конкурентоспособности региональных и национальных экономик.

Большое количество исследований отечественных ученых посвящено анализу конкурентоспособности предприятий различных отраслей промышленности Российской Федерации. Так. Мильберг Б.Р.. Михайлова Е., Павлова Н.Н. уделяли большое внимание конкурентоспособности торгового предприятия.

Баландин Е, Белоусов В.Л., Сабецкая Г.P.. Ill карду н В., П. С. Завьялов исследовали методологические аспекты анализа и опенки конкурентоспособности.

 

1. Сущность конкуренции и ее роль в современных условиях

1.1. Понятие конкуренции и её* роль в экономике

 

Современное общество живет в период, который характеризуется ростом промышленности, развитием и становлением рыночных отношений, международных политических и экономических отношений, торговли, инновационных достижений в различных отраслях деятельности. Это обусловлено производством качественных материальных благ, способных удовлетворить потребности населения.

Индивидуальный потребитель, имеющий потребности и определенный уровень дохода, в попытке удовлетворить их обращается к рынку. Рынок это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественных характер заключенного в ней труда.

Взаимодействие экономических субъектов на рынке невозможно без конкуренции, экономического соперничества. Вопрос конкурентности это вопрос о количестве предоставленных на рынке различных товаров и услуг, действующих производителях и потребителях, степени их входа на рынок и выхода из него.

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не может существовать. Кроме того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. На конкурентном рынке не один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать цену и собственные доходы.

Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают расширение масштабов объемов производства с помощью рыночных цен. Неконкурентные рынки формируются в форме естественных монополий.

Рынок не может эффективно существовать без конкуренции. В тоже время он не обладает достаточным иммунитетом против конкуренции. Рынок не может себя защитить, поэтому на помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Государственное регулирование конкуренции осуществляется на основе Закона РСФСР от 22.03.1991. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», федеральным законом №117-ФЗ от 23.06.1999. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», федеральным законом от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общее условие обращения товара на соответствующем товарном рынке1.

В свою очередь Р.А. Фатхутдинов дал следующее определение: «Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях»2.

Конкуренция имеет особое значение, т.к. она стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усиление научно-технического прогресса. В тоже время конкуренция обостряет противоречие экономических интересов, усиливает экономическую дифференциацию в обществе.

Значение конкуренции проявляется в следующем:

    1. Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора.
    2. Конкуренция выступает в качестве контролирующей системы эффективности предпринимательства. Рынок ставит предприятие в различные условия хозяйствования, которые не все выдерживают и происходит непрерывный отбор неэффективных структур в результате конкуренции.
    3. Конкуренция создает условия, необходимые для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров.
    4. Конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, снижении издержек на единицу продукции.

Выделим объект, субъект и предмет конкуренции. Объектами конкуренции являются явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба.

Субъекты конкуренции - лица и группы, ведущие борьбу за объекты конкуренции (потребители, предприятия, организации, отрасли, регионы). Предмет конкуренции - продукция, работы и услуги, производя которые субъекты осуществляют свои конкурентные стратегии в борьбе за объекты.

Анализ научной литературы [Гусейнов, Ядгаров, Задоя, Булатов, Океанова] позволил выделить 3 основных подхода к определению конкуренции.

1. Поведенческий подход - конкуренция определяется как столкновение или состязание. А.Смит определял сущность конкуренции как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, независимое поведение может возникнутьдаже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними.

При рассмотрении конкуренции классики делали акцент на соперничестве без сговора за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы они считали цены.

Неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, за деньги потребителей. Фактор редкости благ имел большое значение для анализа поведения рыночных агентов. Редкость означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей. К неоклассикам относятся Дж. Б. Кларк. Маршалл и другие.

2. Структурный подход. Это понятие нашло отражение в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и других ученых, заложивших фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии.

При структурном подходе акцент смещается на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так. Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы3.

В книге «Экономикс» К.Р. Макконнелла и СЛ. Брю конкуренция определяется как наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его4.

3. Функциональный подход связан с именами И. Шумпетера и Ф. фон Хайека. Й. Шумпетер определял конкуренцию как «борьбу старого с новым». Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути. К функциям предпринимателя И. Шумпетер относил: создание нового материального блага, введение нового способа производства, завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего, использование нового вида сырья.

В тоже время Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию как процедуру открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а так же создание новых ресурсов5. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов. Экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том. что. как и для кого производить. Такая информация рассеяна среди множества продавцов и покупателей и получить ее можно через ценовые сигналы, подаваемые рынками. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным.

 

1.2. Виды конкуренции

 

Проанализировав экономическую литературу, выделим классификацию конкуренции по различным параметрам [Булатов, Герчикова. Макконелл и Брю, Фатхутдинов]:

  • по степени интенсивности;
  • по характеру удовлетворения потребностей;
  • по методам осуществления конкуренции;
  • по формам соединения потребителя и производителя.

Информация о работе Основные категории отношений конкурентоспособности