Основные категории отношений конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить сущность конкуренции и конкурентоспособности в современной экономике, ее показатели, а также особенности конкурентоспособности российской промышленности.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие конкуренции и её роли в экономике,
Определить виды конкуренции,

Содержание работы

Введение


1. Сущность конкуренции и ее роль в современных условиях
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Виды конкуренции


2. Основные категории отношений конкурентоспособности
Сущность конкурентоспособности и ее показатели
Конкурентоспособность российской промышленное!


Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая. (к-сть мировой экономики)doc.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Для выявления направлений повышения конкурентоспособности предприятия всю совокупность факторов целесообразно разделить на две группы:

    1. Внешние по отношению к предприятию факторы, на которые оно не в состоянии влиять или это влияние ограничено;
    2. Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, они достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

К внутренним факторам относятся:

  • Структурные (производственная структура организации, миссия организации, организационная структура организации, специализация и концентрация производства, уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции, персонал, сила конкуренции на выходе и входе системы);
  • Ресурсные (поставщики, доступ к качественному и дешевому сырью и ресурсам, учет и анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации, функционально-стоимостной анализ выпускаемой продукции, оптимизация эффективности использования ресурсов);
  • Технические (патентованный товар, патентованная технология, оборудование, качество изготовления товаров);
  • Управленческие (менеджеры, анализ выполнения законов организации, организация поставок сырья, материалов по принципу «точно в срок», функционирование системы менеджмента и системы управления качеством в организации, проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем);
  • Рыночные (доступ к рынку ресурсов, необходимых для организации, новых технологий; лидирующее положение на рынке товаров; эксклюзивность товара, каналов распределения, рекламы товаров; эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания, прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры);
  • Эффективность функционирования организации (показатели доходности, интенсивность использования капитала, финансовая устойчивость функционирования организации).

Именно эти факторы позволяют адекватно реагировать на изменение внешних условий хозяйствования, вызванных ужесточением конкуренции. В условиях российской экономики финансовые ресурсы остаются одним из главных факторов ведения успешной конкурентной борьбы. Однако по мере перехода к постиндустриальному обществу наличие капитала интеллектуального, а не финансового и материально-вещественного, будет определять возможности предприятия по формированию и реализации долговременных конкурентных преимуществ, а, следовательно, и конкурентоспособности в целом.

Перечень внешних факторов повышения конкурентоспособности включает: уровень конкурентоспособности страны: уровень конкурентоспособности отрасли; уровень конкурентоспособности региона; государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах; правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов: открытость общества и рынков; научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона; национальная система стандартизации и сертификации; государственная поддержка развития человека; государственная поддержка науки и инновационной деятельности: качество информационного обеспечения управления на всех уровнях: налоговые ставки в стране и регионе; процентные ставки в стране и регионе: наличие доступных и природных ресурсов; система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране; климатические условия и географическое положение; уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность. живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества.

Все факторы и показатели конкурентоспособности, рассмотренные выше, в большей степени относятся к конкурентоспособности производственного предприятия. Конкурентоспособность торгового предприятия, показатели конкурентоспособности торгового предприятия и факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности торгового предприятия, имеют некоторые особенности.

 

 

2.2. Конкурентоспособность российской промышленности

 

В последние годы понятие конкурентоспособности очень широко используется и в экономических исследованиях, посвященных российской экономики, и в различных правительственных программах и документах.

Такая ситуация не вызывала бы особой тревоги, если бы проигрыш на отдельных товарных рынках внутри страны, сопровождался экспортной экспансией на других товарных рынках. Это свидетельствовало бы лишь об углублении специализации в рамках глобального разделения труда. Однако, несмотря на впечатляющий рост экономики и промышленного производства, экспорт товаров высокой степени переработки вырос крайне незначительно, а его доля в российском экспорте снижалась. Это указывает на то, что на внешних рынках российская обрабатывающая промышленность также недостаточно конкурентоспособна.

Обрабатывающая промышленность России

Прежде чем говорить о ситуации и тенденции в обрабатывающей промышленности, хотелось бы пояснить, почему мы считаем конкурентоспособность именно этого сектора столь важной проблемой. В конце концов, в России есть много других секторов транспорт, связь, строительство, сектор услуг, добывающая промышленность которые в совокупности обеспечивают существенно большую долю и в производстве и в росте ВВП. Даже в численности занятых доля обрабатывающей промышленности, во многом из-за резкого «сжатия» этого сектора в период трансформационного спада 90-х годов, составляет не более 15°о. Во многих развитых странах доля услуг доходит до 75-80%, а в России они составляют чуть больше половины ВВП12.

Следует, однако, понимать, что в этих странах такая структура базируется на очень высоком уровне производительности в промышленности и, прежде всего в обрабатывающих отраслях, многие виды услуг являются предметом экспорта, тогда как в России и производительность в секторе обработке ниже, чем в других сегментах, и услуги мы практически не экспортируем.

Именно обрабатывающая промышленность была «Ахиллесовой пятой» советской экономики, и именно этот сектор во многом снабжал ресурсами другие быстро растущие сектора экономики в 90-е годы. Это выразилось и в перераспределении занятости, и в перераспределении сырья, и в перераспределении финансовых потоков. Именно этот сектор принял на себя основной удар «конкурентного давления» со стороны импорта после либерализации внешней торговли.

Межстрановые сопоставления показывают, что в настоящее время, несмотря на позитивную динамику эффективности в большинстве отраслей российская «обработка» уступает большинству конкурентов. Россия отстает не только от развитых стран Европы, но и от стран Центральной и Восточной Европы, прошедших через переход к рынку, и от многих развивающихся стран - таких как Бразилия или ЮАР. Предприятия обрабатывающей промышленности в России по показателю производительности труда близки к китайским фирмам, но существенно проигрывают им по стоимости рабочей силы, что снижает их конкурентоспособность как на мировом, так и на российском рынке.

В целом по стоимости рабочей силы Россия пока находится в относительно благоприятном положении по сравнению с большинством стран. Однако, темпы роста реальной заработной платы в промышленности, в том числе и за счет роста реального курса национальной валюты в последние годы стабильно высоки.

Есть и еще одно немаловажное обстоятельство, заставляющее с тревогой оценивать как текущую, так и будущую конкурентоспособность российской промышленности по отношению к странам-конкурентам. Речь идет о состоянии и темпах обновления материально-технической б Вопрос этот изучен слабо (фактически мы мало знаем о состоянии основных фондов даже наших собственных предприятий, не говоря уже о других странах), но очевидно, что в таких странах как Китай большая часть предприятий промышленности создано, либо радикально модернизировано в последнее десятилетие. Тогда как основу российской промышленности по-прежнему составляют бывшие советские предприятия, зачастую работающие на оборудовании, давно выработавшем ресурс. По данным выборочного обследования 1000 средних и крупных предприятий обрабатывающих отраслей' у 55% предприятий более половины оборудования функционирует за пределами нормативного срока службы. Только 20% предприятий имеет «относительно нормальную» возрастную структуру -доля полностью самортизированного оборудования не превышает 20%13.

Укрепление или, хотя бы, сохранение конкурентных позиций российской промышленности требует значительного роста эффективности использования всех видов ресурсов и, в первую очередь, повышения производительности труда, что предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее качественных характеристик. Без этого российские предприятия, вряд ли смогут выдержать конкуренцию с фирмами крупных развивающихся стран. В принципе, необходимые для этого финансовые средства имеются как внутри страны, так и на мировых финансовых рынках. Следует, однако, признать, что при том уровне рентабельности, который имеет большинство предприятий обрабатывающей промышленности, они не являются привлекательным объектом для внешних инвесторов, а собственные средства для решения масштабных задач модернизации явно недостаточны.

Российская промышленность многоукладна

Важной особенностью российской обрабатывающей промышленности, позволяющей, по крайней мере, отчасти, объяснить низкие показатели эффективности и производительности, является, на наш взгляд, высокая межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация предприятий по этим показателям. Разрыв в уровне производительности труда между 20% лучшими и 20% худшими предприятиями в одной отрасли составляет от 10 до 20 раз в зависимости от отрасли. Лучшие 20% работают в 2,5-3 раза более эффективно, чем отрасль в среднем. Более того, межотраслевые разрывы в уровне эффективности менее существенны, чем различия внутри отраслей.

В каждой отрасли, от относительно благополучной химической промышленности до депрессивной текстильной выделяются большее или меньшее ядро высокоэффективных и вполне конкурентоспособных предприятий. В целом по рассмотренным нами отраслям обрабатывающей промышленности такое ядро составляет не более 20-25% в зависимости от используемых критериев.

Высокая дифференциация в уровне производительности и конкурентоспособности российских предприятий имеет и еще один немаловажный аспект - географический. Анализ выборочных данных показывает, что существенным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности, является размер населенного пункта, в котором предприятие расположено. Неэффективные предприятия тяготеют к относительно небольшим городам и поселкам с численностью населения до 100 тыс. человек. Такое распределение, по всей видимости. связано с концентрацией и «взаимным усилением» в таких населенных пунктах нескольких факторов. Низкий стартовый уровень, невысокий уровень квалификации (квалифицированные специалисты тяготеют к более крупным городам), низкие заработные платы, низкий платежеспособный спрос и т. д.

Таким образом, можно предположить, что российская обрабатывающая промышленность сохранила ту многоукладность, которая была характерна для периода централизованного планирования, когда присутствие предприятия в отрасли зависело от наличия плана на производство его продукции, но не зависело от эффективности этого производства на конкретном предприятии. Но, если в советской системе присутствие в отрасли как эффективных, так и неэффективных предприятий понятно, то вопрос о том, почему в рыночной российской экономике сохраняется такое «видовое разнообразие» нуждается в дополнительных исследованиях.

Конкуренция и эффективность

Очевидно, что конкуренция и конкурентоспособность не случайно однокоренные слова. Конкурентоспособность понятие не абсолютное, а относительное: ее можно определить только сравнивая предприятия с аналогичными, работающими на том же рынки и реально конкурирующим друг с другом. Посмотрим, на каких рынках и с кем конкурируют российские предприятия.

В основном, что не удивительно, российские предприятия обрабатывающих отраслей ориентированы на внутренний российский рынок: почти 90% продукции предприятий нашей выборки сбывается на внутреннем рынке. По отраслям эта доля колеблется от примерно 80% в химическом и лесном комплексе до почти 100% в пищевой промышленности. Более того, значительная часть предприятий не работает (а. следовательно, и не конкурирует) даже на национальном рынке, замыкаясь в основном на рынке своего региона. В среднем по выборке почти 30% продукции предприятий не покидает пределы региона, при этом это скорее нижняя оценка внутрирегионального сбыта. В ряде отраслей (деревообработка, пищевая промышленность) доля регионального рынка составляет около 40%.

Выделение региональных рынков в «особую» категорию существенно для оценки конкуренции, поскольку регионализация сбыта может свидетельствовать о том, что предприятия реально работает на «нишевых» рынках, либо на рынках «неторгуемых» товаров, не участвуя, таким образом, в конкурентной борьбе с национальными и зарубежными производи гелями

Можно выделить три типа конкурентов: другие российские предприятия, импорт, зарубежные фирмы, производящие продукцию на территории России. Два последних типа конкуренции тесно связаны: более 80% предприятий ощущающих существенную конкуренцию с зарубежными производителями, производящими продукцию на территории.") России, одновременно испытывают и существенную конкуренцию со стороны импорта. Можно считать, что по своему влиянию на поведение предприятий эта два типа конкуренции взаимозаменяемы.

Для анализа влияния интенсивности и типа конкуренции на предприятия мы разбили их на четыре группы: первая - предприятия, на деятельность которых (по их собственной оценке) не оказывает заметного влияния ни конкуренция с российскими, ни конкуренция с зарубежными производителями. Таких в выборке 20% и они выпускают 1 7% продукции, что означает, что в среднем вне конкуренции находятся относительно более мелкие (хотя и не значительно) предприятия. Вторая - заметно большая группа (около 30%) - испытывает конкурентное давление исключительно со стороны российских «коллег», но не ощущает заметного влияния со стороны зарубежных производителей. Третья - самая маленькая группа, производящая, тем не менее, более 14% продукции - ощущает заметную конкуренцию с иностранными фирмами, но не испытывает давление со стороны российских фирм на своих рынках. И, наконец, четвертая группа почти 40% - оценивает как существенное влияние обоих типов конкуренции.

Информация о работе Основные категории отношений конкурентоспособности