Основные категории отношений конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить сущность конкуренции и конкурентоспособности в современной экономике, ее показатели, а также особенности конкурентоспособности российской промышленности.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие конкуренции и её роли в экономике,
Определить виды конкуренции,

Содержание работы

Введение


1. Сущность конкуренции и ее роль в современных условиях
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Виды конкуренции


2. Основные категории отношений конкурентоспособности
Сущность конкурентоспособности и ее показатели
Конкурентоспособность российской промышленное!


Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая. (к-сть мировой экономики)doc.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

По степени интенсивности конкуренция может быть:

1. привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

  1. умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  2. ожесточенной для объекта или субъекта, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.

По характеру удовлетворения потребностей конкуренция основана на базе взаимодействия товаров потребления, на ценовых и потребительских характеристиках объекта. По этой классификации можно выделить следующие типы конкуренции:

    1. функциональная - все товары, обеспечивающие удовлетворение потребностей, конкурируют между собой;
    2. видовая - конкуренция между товарами, предназначенных для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром;
    3. предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющие одну и туже потребность.

По методам осуществления конкуренции можно выделить следующее:

1. Добросовестная конкуренция характеризуется ведением рыночных отношений, удовлетворяющих всем нормам морали и законам здоровых конкурентных отношений.

2. Недобросовестная конкуренция любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям порядочности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой деятельности6.

К методам недобросовестной конкуренции относятся: продажа товаров по цене ниже себестоимости; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества или количества товара; получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или которая может нанести ущерб деловой репутации конкурента, реклама.

3. Ценовая конкуренция применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции, в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов.

4. Неценовая конкуренция - выделение своего товара из ряда товаров- конкурентов, придание ему уникальных свойств, повышение уровня технического обслуживания, развитие прогрессивных форм сбыта, совершенствование структуры, учет специфики спроса покупате

Методы неценовой конкуренции построены на исследовании потребительской мотивации и использовании потребительских предпочтений: эргономических, возрастных, сезонных, национальных, региональных, зависящих от уровня дохода и потребления, элитных, моды. Так же включают психологические аспекты, которые нацелены в первую очередь на индивидуальную настройку экономических и человеческих отношении при продаже товаров покупателям7.

По формам соединения потребителя и производителя выделяют совершенную конкуренцию, чистую конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию, монопсонию. Рассмотрим характеристики вышеуказанных форм конкуренции (см. табл. №1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика основных форм конкуренции

 

Параметры

Формы конкуренции

 

Совершенная конкуренция

Монополисты

ческая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число продавцов

много

много

несколько

один

Сила конкуренции

очень сильная

сильная

слабая

отсутствует

Доступ на рынок

открыт

затруднен

затруднен

блокирован

Роль качества в конкуренции

очень высокая

очень высокая

высокая

зависит от ситуации

Политика ценообразования

на основе закона спроса и

предложения

на основе спроса и конкуренции

на основе спроса и конкуренции

определяется производителем

дифференциро

ваннам

Тип продукции

стандартизи рованная

дифференцир ованная

любая

 


 



В настоящее время с развитием научно-технического прогресса, информационных технологий, электронных систем коренным образом изменилось рыночное пространство. Сегодня экономика России приобретает все большую инновационную направленность.

Инновационная деятельность хозяйствующих субъектов способствует преобразованию идеи, заложенной в научных исследованиях и разработках, в новый или усовершенствованный продукт, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый на практике. Инновационная деятельность сокращает затраты на производство продукции, высвобождая тем самым рабочую силу и оборудование и способствующая производств;/ большого количества новых товаров.

На рынке инновационной экономики также существует конкуренция. Роль конкуренции проявляется в двух аспектах:

  1. обеспечение тождества частных и общих интересов.
  2. максимизация прибыли накопления капитала.

Ключевая роль конкуренции была обобщена еще в XVIII веке А.Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». Он обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями предприятий и объективными результатами их деятельности, то есть каждый стремиться к собственной выгоде. По данному принципу невидимая рука правит миром, дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, заставляя действовать их в соответствии с конкретным механизмом, которым является конк) ренция.

Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Тонкость конкуренции проявляется в том, что неэффективные предприятия, производители некачественной продукции испытывают наибольшие трудности, чем сильные фирмы. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки на рынке.

Конкуренция на рынке способствует прежде всего расширению и рационализации производства, внедрению прогрессивных новшеств, экономии ресурсных затрат, повышению общей эффективности экономики, оптимальному удовлетворению спроса, уравниванию и снижению иен. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и большие возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются цены на одинаковую продукцию.

Выделим особенности конкуренции на российском рынке:

  • отсутствие государственной политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
  • жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке;
  • отставание технологий в большинстве отраслей промышленного производства народного хозяйства России.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное можно сказать, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов.

 

2. Основные категории отношений конкурентоспособности

 

2.1. Сущность конкурентоспособности предприятия

и ее показатели

 

Конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает торговые предприятия и производителей товаров постоянно искать новые пути повышения качества производимых и реализуемых товаров, снижения цены, повышения качества сервиса. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха.

В современной литературе существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность». Многие понятия взяты из жизни, и поэтому при их употреблении нельзя отрываться от исходных, общепринятых в русском языке толкований. Так, согласно «Словарю русского языка» СИ. Ожегова конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Принимая это понятие за основу, можно сказать, что конкурентоспособность товара и товаропроизводителя - это сложные, многоаспектные понятия, означающие способность товара и соответственно товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкретном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями8.

Термин «конкурентоспособность» в наиболее общем виде характеризует возможности участника конкурентной борьбы для решения задач, стоящих перед ним в сложившихся условиях. Конкурентоспособность - величина в первую очередь относительная. Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные ипотребительские аспекты результатов экономической деятельности.

Юданов А.Ю. под конкурентоспособностью понимает степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку покупателя9. Он обращает внимание на связь конкурентоспособности не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Гаким образом выражается независимость покупателя в решении о совершении покупки. То есть конечное слово остается за потребителем, даже если объективно он не прав. Иногда бывают случаи, когда потребителям не нравятся товары по каким-либо характеристикам или в целом, несмотря на высокие оценки экспертов.

Фатхутдинов Р. А. выделяет следующее определение: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке»10.

Конкурентоспособность предприятия Завьялов П.С. приводит такое определение «конкурентоспособность - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка». По мнению Ф. Котлера, фирма должна хорошо знать все возможные способы удовлетворения конкурентной потребности покупателей. Он считает, что именно это определяет ее конкурентоспособность.

Сафиуллин Н.З. и Сафиуллин Л.Н. определяют конкурентоспособность как высокоэффективную деятельность субъекта, выраженную в высоком качестве товаров и услуг, представленных потребителям, и соответственно, наиболее полно удовлетворяющих потребительскому спросу, а также как способность субъектов оптимально управлять и использовать производственный, научно-технический, коммерческий и трудовой потенциалы, то есть достигать конкурентное преимущество во всех сферах деятельности.

Хруцкий В.Е. говорит о конкурентоспособности так: «Конкурентоспособность - стабильная возможность удовлетворить определенные запросы покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому успешно продавать продукцию с приемлемыми финансовыми ресурсами для производителя»11.

Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на планируемом рынке необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.

Конкурентные преимущества фирмы - это превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Конкурентное преимущество - это конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя, то есть под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм -конкурентов. То есть конкурентоспособность предприятия можно представить как относительную характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность фирмы зависит от ряда факторов, таких, как емкость рынка (количество ежегодных продаж), легкость доступа на рынок, вид производственного товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли.

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

В последнее десятилетие американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

Информация о работе Основные категории отношений конкурентоспособности