Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. Рассматривая тему работы, поставила цель подробного изучить проблемы оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать следующие вопросы:
- вопрос оборонно-промышленного комплекса;
- проанализировать и оценить деятельность ОПК;
- рассмотреть перспективы развития предприятий ОПК;
- рассмотреть пути улучшения предприятий ОПК;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК
1.1 Теоретические основы торговли вооружений и военной техникой………4
1.2 Факторы развития ОПК……………………………………………………7
1.3Нормативно-правовое регулирование ОПК………………………………….9
Глава 2 Методические способы оценки деятельности ОПК
2.1 Анализ деятельности предприятий ОПК………………………………...14
2.2 Зависимость расходов государства на закупки и экспортную деятельность ОПК………………………………………………..16
2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК……………………………...21
Глава 3 Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК
3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и устойчивости деятельности ОПК……………………………………………….25
3.2 Пути улучшения и повышение эффективности предприятий ОПК…...29
3.3 Разработка стратегических приоритетов развития ОПК……………….32
Заключение………………………………………………………………………..35Список литературы ……………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

               Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК 

1.1  Теоретические основы торговли вооружений и военной техникой………4 

1.2 Факторы развития ОПК……………………………………………………7

1.3Нормативно-правовое регулирование ОПК………………………………….9

 Глава 2 Методические способы оценки деятельности ОПК

2.1  Анализ деятельности предприятий ОПК………………………………...14

2.2  Зависимость расходов государства на закупки и экспортную деятельность ОПК………………………………………………..16                                                                                                                         

2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК……………………………...21

Глава 3 Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК

3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и  устойчивости деятельности ОПК……………………………………………….25                                                                        

3.2  Пути улучшения и повышение эффективности предприятий ОПК…...29          

3.3  Разработка стратегических приоритетов развития ОПК……………….32                            

Заключение………………………………………………………………………..35Список литературы ……………………………………………………………36                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

В оборонно-промышленном комплексе России, пожалуй, как ни в какой другой отрасли народного хозяйства, объединен самый широкий круг интересов личности, общества и государства. По существу, ОПК — это фундамент безопасности нашего государства. Он занимает ключевую, системообразующую роль в экономике страны, обеспечивая России статус великой державы. Наличие высоких технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса позволяет нам сохранять достаточно устойчивые позиции на мировом рынке вооружений. Состояние и уровень развития ОПК в значительной степени определяют эффективность функционирования машиностроения, транспорта, телекоммуникационной отрасли, связи, медицинской промышленности и здравоохранения, других отраслей экономики, способствуют переходу от сырьевой модели экономики к инновационному развитию.

Ведущая роль ОПК в экономике нашей страны убедительно подтверждается ее историческим развитием. В тех же случаях, когда государство развивало оборонный комплекс, пусть даже поначалу жертвуя финансовой эффективностью, ради того, чтобы иметь собственную передовую промышленность, не только крепла обороноспособность страны, но на этой основе разворачивался и общий подъем экономики.

При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. Рассматривая тему работы, поставила цель подробного изучить проблемы оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать следующие вопросы:

- вопрос оборонно-промышленного комплекса;

- проанализировать и оценить деятельность ОПК;

- рассмотреть перспективы развития  предприятий ОПК;

- рассмотреть пути улучшения  предприятий ОПК;

Глава 1.Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК

1.1Теоретические основы торговли  вооружений и военной техникой

Одним из главных этапов развития России является острая потребность в социально ориентированном экономическом росте. Для этого необходимы значительные капиталовложения, источники которых в самой России еще длительное время будут существенно ограничены. Поэтому внешнеэкономические аспекты экономического роста имеют для Российской Федерации важное значение, как с точки зрения практической осуществимости данной задачи, так и в плане достижения страной определенного положения в мире в рамках решения проблемы устойчивого развития. Национальная экономика в современных условиях может успешно функционировать, развиваться, выходить на передовые промышленные, технологические, коммерческие позиции, быть конкурентоспособной и социально эффективной только как часть мировой экономики. Участвуя в международном экономическом сотрудничестве, России следует разнообразить в стратегической перспективе источники получения валютных средств, для чего необходимо будет дополнить энерго-сырьевой экспорт другими, не менее доходными статьями. Одной из таких статей является внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения. Ведущие западные державы, прежде всего США и их союзники по НАТО, считают, что в 90-х годах значение военного экспорта для обеспечения собственных национальных интересов возросло, что связано с сокращением численности вооруженных сил стран-членов НАТО и военных заказов для их нужд. Администрация США в своей политике экспорта вооружений рассматривает критерий "благополучие самой отрасли военного производства" на равных, а может быть и с приоритетом к двум традиционным: продажа оружия должна служить поддержкой целей американской внешней политики, она должна содействовать укреплению региональной безопасности через такие союзы взаимной помощи как НАТО.[29]

Органы государственной власти Российской Федерации также уделяют большое внимание вопросам военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами, в частности к вопросам экспорта вооружений и военной техники (ВВТ). Несмотря на скромную, на первый взгляд, долю экспорта оружия, не превышающую 5% в общем объеме российского экспорта, значение ВТС для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы существенно, так как поставки продукции военного назначения составляют более 40 % национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств.[25]

Экспорт российского оружия способствует обеспечению национальной безопасности России. Продажа за рубеж российских ВВТ, оказание услуг военного назначения, содействуя загрузке имеющихся производственных мощностей и интеллектуальных ресурсов, укреплению позиций и обеспечению интересов России на международной арене, создавали и создают предпосылки для благоприятных условий в развитии торгово-экономических отношений, остаются надежными и эффективными источниками валютных поступлений.[23]

Государство в процессе экспорта вооружений преследует экономические, политические и военные цели (см.табл.1). Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" определяет эти цели следующим образом:

- укрепление военно-политических  позиций Российской Федерации  в различных регионах мира;

- поддержание на необходимом  уровне экспортного потенциала  Российской Федерации в области  обычных ВВТ;

- развитие научно-технической  и производственной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

- получение валютных средств  для государственных нужд, развития  военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) ВВТ и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

-обеспечение социальной  защиты персонала организаций, разрабатывающих  и производящих вооружение, специальную, военную технику и имущество.

 

 

 

Экономические                

            цели

 

 

 

 

 

повышение уровня конкурентных возможностей России в оборонных отраслях промышленности

 

повышение уровня участия России в мировой экономике

 

получение валютных средств для государственных нужд

финансовая поддержка оборонных отраслей промышленности, реструктуризации военного производства, ликвидации и утилизации вооружения

 

 

     Политические

         цели

удержание (завоевание) и укрепление политического лидерства в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира

обеспечение возможности политического влияния на глобальном и региональном мировых уровнях

 обеспечение социальной защиты  персонала предприятий, учреждений  и организаций, разрабатывающих  и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество

  

     Военные

          цели

обеспечение стратегической стабильности и безопасности в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира

 укрепление военно-политических  позиций России в жизненно  важных для национальных интересов  регионах мира

 способствование сохранению и сбалансированному развитию боевого потенциала системы вооружения Вооруженных Сил и других структур военной организации Российской Федерации



                                        Таблица 1.Цели государства в процессе экспорта ВВТ

ОПК занимает не маловажную роль в экономике России. Экспорт ВВТ достаточно развит и судя по вышеперечисленным целям для государства есть множество причин развиваться в этом направлении .

1.2 Факторы развития ОПК

Оборонно-промышленный комплекс занимает особое место в народнохозяйственной системе страны. Он непосредственно влияет на национальную безопасность государства, а также на экономическое развитие, внешнеполитическую ситуацию и темпы научно-технического прогресса в стране. В настоящее время оборонная промышленность России составляет относительно небольшую в количественном выражении часть экономики России, но играет решающую роль в инновационном развитии страны.

Экономическая среда выступает главным фактором, оказывающим влияние на развитие оборонной промышленности России в условиях мирного времени. На протяжении длительного времени, с момента вступления России на рыночный путь развития, объем выделяемых денежных средств из федерального бюджета страны по государственному оборонному заказу (далее ГОЗ) оставался на критическом уровне. Более того, фактическое исполнение ГОЗ до 2000 г. было намного ниже запланированного в бюджете страны, что во многом объяснялось неблагополучным социально-экономическим положением страны. Данное обстоятельство незамедлительно привело к разрушительным процессам в отечественном оборонно-промышленном комплексе, увеличению безработицы, снижению обороноспособности страны. После 1999г., когда экономика России вступила в период экономического подъема, ситуация с финансированием ГОЗ стала улучшаться. Параллельно с ростом экономики удалось переломить тенденцию по снижению реальных военных расходов, в том числе и на закупку вооружений и военной техники.

Политико-правовая среда также оказывает существенное воздействие на развитие оборонной промышленности. Переход к рынку и трансформация социальных отношений вкупе с геополитическими изменениями в мире привели к значительному сокращению спроса на оборонную продукцию, как в России, так и на мировом рынке. Очевидно, что рынки военной продукции традиционно чрезвычайно чувствительны к политическим рискам.[29]

Научно-техническая среда. Состояние науки, передовых технологий, технологической базы, определяющих, в конечном счете, конкурентоспособность отечественной продукции, является важнейшей характеристикой жизнеспособности экономики в современных условиях. Оборонно-промышленный комплекс России в данном контексте играет важную роль в инновационном развитии отечественной экономики. По своим потенциальным экономическим возможностям реализуемый на мировых высокотехнологичных рынках бизнес, основанный на достижениях науки, уже сегодня по многим оценкам превышает общий суммарный эффект в 2 трлн. долл. США.Для перехода России к инновационной экономике необходимо создать условия для активизации деятельности ОПК, наращиванию которой препятствуют устаревшая научно-производственная база предприятий, нехватка средств на развитие, высокие процентные ставки банковских кредитов и другие проблемы.  Военно-техническое сотрудничество (ВТС) - специфическая область межгосударственных отношений, связанных с поставками зарубежным странам вооружений и военной техники, военных технологий, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в данной области. С момента геополитических изменений в мире в 1990-х гг. экспорт вооружений сыграл важную роль в развитии и сохранении оборонно-промышленного комплекса ряда стран в период трансформации экономики государств, в том числе и в России. Значимым является тот факт, что объем поступлений от поставок военной продукции на экспорт с 1992г. по 2005г превышал финансирование предприятий ОПК в рамках гособоронзаказа. На современном этапе объем продаж военной техники зарубежным странам достиг 6 млрд. долл. США, а география поставок распространилась до 80 стран. Очевидно военно-техническое сотрудничество многими странами рассматривается как выгодный бизнес между государством и частным капиталом. С одной стороны, государство обеспечивает себе стратегические и политические интересы, а с другой оно поддерживает тем самым хозяйственную деятельность предприятий и организации оборонных отраслей. Кроме того, производство вооружений в рамках военно-технического сотрудничества дополнительно стимулирует разработку и внедрение в производство новых технологий, которые могут использоваться помимо военных целей и в гражданских интересах.[30]

Международная конкуренция и глобализация. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Важнейшей тенденцией современного мира является глобализация всех экономических и политических процессов, противостоять которой сейчас не в силах ни одно национальное государство. В последнее десятилетие тенденции глобализации проявляются также и в мировом опыте реструктуризации и развития ОПК.[25]

Факторы развития ОПК оказывают существенное влияние на развитие данной отрасли, на обороноспособность страны и на инновационное развитие российской экономики. Важным фактором развития ОПК является совершенствование отношений собственности и государственное регулирование хозяйственной деятельности.

 

1.3 Нормативно-правовое регулирование  ОПК

Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Общество поддерживает стабильность своей жизни двумя основными средствами: властным управлением и нормативным регулированием. С помощью власти деятельность различных субъектов направляется на достижение общих целей. С помощью нормативного регулирования согласовываются (упорядочиваются) отношения между ними. Правовое нормативное регулирование, которое осуществляется путем создания и реализации - права, системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.

Состояние оборонно-промышленного комплекса во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных предприятий и даже целых подотраслей. Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач.

Информация о работе Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК