Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа
При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. Рассматривая тему работы, поставила цель подробного изучить проблемы оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать следующие вопросы:
- вопрос оборонно-промышленного комплекса;
- проанализировать и оценить деятельность ОПК;
- рассмотреть перспективы развития предприятий ОПК;
- рассмотреть пути улучшения предприятий ОПК;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК
1.1 Теоретические основы торговли вооружений и военной техникой………4
1.2 Факторы развития ОПК……………………………………………………7
1.3Нормативно-правовое регулирование ОПК………………………………….9
Глава 2 Методические способы оценки деятельности ОПК
2.1 Анализ деятельности предприятий ОПК………………………………...14
2.2 Зависимость расходов государства на закупки и экспортную деятельность ОПК………………………………………………..16
2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК……………………………...21
Глава 3 Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК
3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и устойчивости деятельности ОПК……………………………………………….25
3.2 Пути улучшения и повышение эффективности предприятий ОПК…...29
3.3 Разработка стратегических приоритетов развития ОПК……………….32
Заключение………………………………………………………………………..35Список литературы ……………………………………………………………36
По результатам выполнения программных мероприятий завершена разработка и начаты закупки ряда современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в частности, таких как ракетный комплекс стратегического назначения «Ярс», атомных подводных лодок стратегического назначения типа «Юрий Долгорукий», самолетов Су-34, зенитных ракетных систем С-400, ракетных комплексов «Искандер-М». Выполнялись мероприятия по поддержанию в исправном состоянии существующего парка ВВСТ за счёт проведения ремонта и модернизации. Однако серьезные провалы при реализации оборонных НИОКР в рамках третьей ГПВ вынужден констатировать даже официальный орган Министерства обороны РФ: «Вместе с тем фактические объёмы финансирования в этот период были ниже плановых в основном в связи с экономическим кризисом. В этих условиях ситуацию с обеспеченностью войск техникой в рамках ГПВ-2015 переломить не удалось. Проблемные вопросы реализации ГПВ-2015 были учтены при формировании проекта очередной государственной программы вооружения на 2011-2020 годы».
Объем и структура ГОЗа по направлениям затрат за последние годы представлена на рис.1.
|
В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства.
С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны (см. рисунок 2), и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.
В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (91%). Из общей суммы 63% планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20% бюджета программы.
Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования с пресловутым индексом-дефлятором, что
|
Рисунок 2.ГОЗ РФ стабильно превышает экспорт страны(млрд.долл.)
делало такие контракты для промышленности заведомо убыточными.
Вскоре, российское правительство обозначило новые приоритеты военного строительства. В число ключевых вошли развитие стратегического ядерного потенциала, средств ракетно-космической обороны, оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а также укрепление военной инфраструктуры.[45]
Российский военно-промышленный комплекс идет по «особому пути» и не равняется на остальные страны мира. В отличие от аналогичных сегментов западных стран, он имеет ярко выраженную экспортную направленность. В США, например, производят 75% вооружения для себя, а остальное — за границу. Россия наоборот: себе — 20%, на экспорт — 80%. Бронетанковое вооружение идет в Индию: за последние четыре года эта страна закупила 570 танков, а Россия только 120. Аналогичная ситуация и в оснащении вертолетной техникой: мы получили 30 новых машин, а 150 появились в Азии и Африке. Если говорить о военно-морском флоте, то вся наша промышленность работает на Индию и Китай.
2.3 Оценка эффективности
2010 год отмечен важными событиями и принятыми на государственном уровне документами, открывающими качественно новый этап развития оборонно-промышленного комплекса России, которому придается инновационный характер. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым утверждены Основы государственной политики в области развития ОПК (Основы), определившие основные стратегические ориентиры, приоритеты и задачи в долгосрочной перспективе.
По поручению правительства выполняется трехлетний план мероприятий по реализации Основ. В нем сконцентрированы первоочередные мероприятия, направленные на создание необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения функционирования и развития ОПК. В выполнении мероприятий принимают участие 23 федеральных органа исполнительной власти, государственные корпорации «Росатом» и «Ростехнологии» и организации ОПК. Практически все мероприятия плана, предусмотренные на 2010 год, выполнены. В настоящее время в состав сводного реестра организаций ОПК включены 1378 организаций, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации.
Авиационная и судостроительная отрасли являются в ОПК лидерами по объему производства продукции, совокупно выпуская около 58% от общих объемов производства ОПК. Около 30% продукции ОПК производится на рынок в интересах гражданских сфер экономики, в том числе с использованием технологий двойного назначения.
Выработка государственной промышленной политики в сфере ОПК осуществляется Минпромторгом России на основе принятых на государственном уровне основополагающих документов, основными инструментами реализации которых являются утвержденные стратегии развития отраслей ОПК и долгосрочные целевые программы. Так, для обеспечения технологического развития в ОПК реализуется более 10 федеральных программ технологического профиля, ключевыми из которых являются федеральные целевые программы развития ОПК.
В реализации мероприятий первой федеральной целевой программы развития ОПК на период до 2015 года ( ФЦП-2015) приняли участие более 500 организаций научной и промышленной сферы ОПК. Введено более 180 объектов производственной и испытательной базы для организации серийного производства приоритетных образцов вооружения и военной техники.
Только за последние два года государственная финансовая поддержка была в различных формах предоставлена в установленном порядке более чем 150 стратегическим организациям ОПК, имеющим важное значение для обеспечения обороны и безопасности государства. Всего таких компаний – важнейших центров компетенции в ОПК (с учетом холдингов, создаваемых в составе Государственной корпорации «Ростехнологии») будет около 70. К 2015 году в них будет сосредоточен практически весь основной объем выпускаемой отраслью продукции.
В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии интеграции – к созданию мощных системообразующих интегрированных структур (ИС), объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей (подотраслей). Среди них: Концерн ПВО «Алмаз-Антей»; ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»; Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ряд других.
Создание ИС открывает новые перспективы инновационно-технологического обмена и обновления производства. Осуществление единой ценовой, финансовой, сбытовой и закупочной политики, внедрение инновации по переделам приводят к положительному экономическому эффекту всей структуры, повышению качества продукции и снижению издержек. Стабильность и более эффективное ведение деятельности позволяет ИС проводить активную кадровую и социальную политику.
Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил, рост государственного оборонного заказа, комплекс мер государственной поддержки позволили достичь высокого позитивного тренда в производстве военной продукции, а в период кризиса – удержать ситуацию.
В 2009 году объем производства промышленной продукции ОПК увеличился на 4,1% к уровню 2008 года, в основном за счет роста военной продукции. Уровень гражданского производства в ОПК был существенно ниже 2008 года в связи с сужением спроса на отдельные виды продукции. В 2010 году рост объема промышленной продукции ОПК составил 13,8% к 2009 году. Возросла доля продукции ОПК в общем объеме промышленного производства страны.
В 2010 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возросли на 9,4% к уровню 2009 года. Основной объем инвестиций (более 75%) направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования. Благодаря внедрению новых технологических решений и оптимизации в условиях структурной реформы численности работников в 2010 году в ОПК достигнут рост производительности труда на 17% к уровню с 2009 года.
С 2010 года выполняются мероприятия плана по реализации Стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. В том же году постановлением Правительства Российской Федерации утвержден государственный план подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК на 2011–2015 годы.
В 2009–2010 годах проведены эксперименты по созданию на базе организаций ОПК центров дополнительного профессионального образования, в которых прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тыс. человек, в том числе более 3 тыс. рабочих. Выработанный подход был использован при формировании перечня программных мероприятий в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров, необходимых ОПК для реализации задач по созданию продукции военного назначения на новой технологической основе разрабатываемой ФЦП развития ОПК на период до 2020 года (ФЦП-2020).
Анализ состояния предприятий ОПК и реализации
ряда федеральных целевых программ позволяет
сделать несколько основных заключений.
Первое. ОПК развивается в основном на
базе собственных ресурсов, что не соответствует
ни потребностям обороны, ни задаче становления
высокотехнологичного бизнеса. Второе.
Предприятия используют в основном научно-технический
и производственный задел прошлых десятилетий;
их способность разрабатывать и выпускать
конкурентоспособную продукцию (в том
числе указанную в Государственной программе
вооружения) деградирует.
Третье. Существующая налоговая система
является, мягко говоря, "недружественной"
по отношению к высокотехнологичному
комплексу. [44]
Несмотря
на наметившиеся позитивные тенденции,
финансовое положение предприятий ОПК
и научных организаций ОПК остается сложным.
Предприятия по-прежнему испытывают недостаток
в оборотных средствах. Низкий уровень
рентабельности не позволяет инвестировать
собственные средства в развитие производства.
Недостаточный объем инвестиций предопределяет
низкие темпы обновления основных фондов,
не позволяя преодолеть их высокую изношенность
и устаревшую технологическую структуру
парка оборудования. Но все же государство
с каждым годом увеличивает финансирование.
Предприятия повышают квалификацию своих
сотрудников, заменяют старое оборудование
на более совершенствованное , а так же
внедряют новые технологические
решения.
Глава 3.Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК
3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и устойчивости деятельности ОПК
В последние годы в области обеспечения национальной безопасности и обороны страны подготовлены и приняты на государственном уровне важнейшие основополагающие документы, которые открывают перспективы качественно нового этапа инновационного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК):
- Военная доктрина;
- Стратегия национальной безопасности;
- Основы военно-технической политики;
- Основы государственной политики в области развития ОПК;
- Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы.
Создание новых технологий
С инновационным развитием ОПК, в состав которого в настоящее время включено около 1400 организаций, расположенных в 64 регионах России, связано решение не только оборонных, но и приоритетных социально-экономических задач в таких важных сферах, как: транспорт, связь и телекоммуникации, отрасли ТЭК, здравоохранение, системы и средства защиты и экологической безопасности и др.
В целях технологического развития в ОПК разработаны, утверждены и реализуются более 10 федеральных программ, ключевыми из которых являются федеральные целевые программы развития ОПК. ФЦП развития ОПК на 2007-2015 годы стала первой долгосрочной программой развития ОПК, в мероприятиях которой приняли участие более 500 организаций ОПК. В полном объеме выполнены работы по реконструкции и созданию более 180 объектов производственной и испытательной базы. Завершена разработка следующей программы развития ОПК. Обеспечена реализация ее мероприятий в 2011 году в составе государственного оборонного заказа. Эта программа содержит значительную инновационную компоненту. Запланировано разработать и внедрить около 1300 промышленных критических и базовых технологий, на основе которых должны быть созданы производства по выпуску техники нового поколения.
Важнейшими мерами государственной поддержки организаций ОПК являются государственные закупки, НИОКР и государственные капитальные вложения. Используются и другие меры господдержки (взносы в уставный капитал организаций, различного вида субсидии, направленные в том числе: на техническое перевооружение и стимулирование спроса на выпускаемую продукцию, развитие экспорта высокотехнологичной продукции, поддержку текущей деятельности организаций ОПК с целью предупреждения банкротства и федеральным казенным предприятиям, а также государственные гарантии по кредитам).
Информация о работе Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК