Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. Рассматривая тему работы, поставила цель подробного изучить проблемы оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать следующие вопросы:
- вопрос оборонно-промышленного комплекса;
- проанализировать и оценить деятельность ОПК;
- рассмотреть перспективы развития предприятий ОПК;
- рассмотреть пути улучшения предприятий ОПК;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК
1.1 Теоретические основы торговли вооружений и военной техникой………4
1.2 Факторы развития ОПК……………………………………………………7
1.3Нормативно-правовое регулирование ОПК………………………………….9
Глава 2 Методические способы оценки деятельности ОПК
2.1 Анализ деятельности предприятий ОПК………………………………...14
2.2 Зависимость расходов государства на закупки и экспортную деятельность ОПК………………………………………………..16
2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК……………………………...21
Глава 3 Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК
3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и устойчивости деятельности ОПК……………………………………………….25
3.2 Пути улучшения и повышение эффективности предприятий ОПК…...29
3.3 Разработка стратегических приоритетов развития ОПК……………….32
Заключение………………………………………………………………………..35Список литературы ……………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил, рост гособоронзаказа позволили достичь высокой позитивной динамики продукции ОПК, а в кризисном 2009 году - удержать ситуацию.

Основной объем инвестиций (более 75%) направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования. Производительность труда возрастет на 20%, благодаря внедрению новых технологических решений и оптимизации численности работников.

Для предприятий ОПК важны не только объемы заказов, но и условия их выполнения (авансирование, рентабельность, заработная плата работников и т.д.). В настоящее время подготовлена новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе», проводится работа по совершенствованию системы контрактации и ценообразования на продукцию военного назначения.

Предусматривается развивать в ОПК практику реализации масштабных и социально значимых проектов по выпуску профильной продукции гражданского и двойного назначения на принципах государственно-частного партнерства, которое не должно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых интересов национальной безопасности страны.

В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии интеграции - созданию мощных научно-производственных комплексов, объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей 

С целью повышения эффективности деятельности и снижения издержек интегрированными структурами ОПК разработаны и реализуются программы реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и других основных фондов.

Также организована работа по подготовке и выполнению программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, включающих освоение новых технологий и продуктов и создание эффективной системы управления бизнес-процессами.

Осуществление программ интегрированных структур в тесной увязке с долгосрочными государственными программами должно позволить в условиях глобализации реализовать имеющиеся у организаций ОПК конкурентные преимущества.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения ОПК квалифицированными кадрами. Бюджетные средства, выделяемые в рамках госзаказа и федеральных программ, стипендии Президента России, а с 2010 года - и для молодых (до 35 лет) работников ОПК являются значимой формой поддержки трудовых коллективов, научных школ и высококвалифицированных специалистов ОПК.

Реализуются мероприятия Плана по реализации стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Совместно с вузами ведется работа по выполнению утвержденных государственных планов подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК. Осуществляются мероприятия по развитию системы дополнительного профессионального образования. Так, в 2009-2010 годах проведен ряд экспериментов по созданию центров на промышленно-технологической и экспериментальной базе организаций ОПК различных типов, в которых прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тысяч человек, в том числе более 3 тысяч рабочих.[41]

Обеспечение масштабного переоснащения Вооруженных Сил в их новом облике перспективными вооружением и военной техникой является задачей нового технологического уровня, требующей новых подходов и значительных инвестиций. Государственная поддержка коренной технологической модернизации ОПК и в первую очередь таких его приоритетных отраслей, как ракетно-космическая, авиационная, судостроительная и радиоэлектронная промышленность, будет продолжена.

К 2020 году должна быть достигнута готовность ОПК к переоснащению Вооруженных Сил перспективными средствами и системами вооружения в объемах, соответствующих их новому облику. Должны быть также уменьшена номенклатура и объемы поставок импортной комплектации путем решения вопросов импортозамещения и совершенствования кооперации. Обеспечение высоких устойчивых темпов роста объемов производства продукции ОПК позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, его вклад в прирост ВВП страны и получить высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в отраслях ОПК и смежных отраслях промышленности.[44]

К 2020 году должен быть сформирован новый конкурентоспособный облик ОПК, включающий около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами, обеспечивающих выполнение государственной программы вооружения и осуществляющих активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг. Это возможно только на основе широкой интеграции с общепромышленным комплексом страны».

 

3.2  Пути улучшения и повышение  эффективности предприятий ОПК

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ФГУП «ВИМИ») при поддержке компании IBS объявили об открытии Центра компетенции информационно-технологических решений модернизации и инновационного развития оборонно-промышленного комплекса.

Образованный Центр компетенции призван собирать лучшие практики автоматизации и накапливать базу знаний об успешном опыте внедрения информационных технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Также в рамках работы Центра компетенции будут проводиться различные мероприятия, направленные на обучение и обмен опытом в области методик управления внедрением ИТ-систем на предприятиях ОПК.

Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации -федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ФГУП «ВИМИ»). Институт основан в 1968 году, в настоящее время находится в ведении Федеральной службы по оборонному заказу Российской Федерации (Рособоронзаказ). В настоящее время ФГУП «ВИМИ» самостоятельно и в кооперации с другими научными организациями страны выполняет исследования по различным направлениям развития науки, техники, технологии и экономики. В институте разрабатываются, осваиваются и используются новейшие информационные технологии.

В Министерстве обороны России уже несколько месяцев обещают, что в перспективе ситуация радикально изменится. Главное нововведение – стопроцентная предоплата по всем контрактам, даже по тем, выполнение которых подразумевает сроки более года. «Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира», – отметил Сердюков.

 В середине  мая 2011 года премьер-министр России  Владимир Путин объявил: в настоящее  время разрабатывается законопроект, который предусматривает авансовые стопроцентные платежи по контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа. Впрочем, сами оборонные предприятия полагают: хотя стопроцентная предоплата и сделает процесс размещения гособоронзаказа более прозрачным, панацеей она не станет. Дело в том, что с августа 2011 года в России заработала специальная государственная комиссия, которая занимается разрешением трудностей, возникших при заключении контрактов в рамках гособоронзаказа на текущий год.

 Согласно решению  госкомиссии введена новая форма определения стоимости военной продукции. Теперь цена готовой военной продукции будет определяться не исходя из формулы «цена плюс инфляция», а методом калькуляции, не учитывающим инфляционной надбавки.

В конце сентября стало известно, что Министерству обороны не удалось договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о стоимости поставки в рамках гособоронзаказа на 2011 год учебно-боевых самолетов Як-130. Тендер на поставку самолетов признали несостоявшимся, несмотря на требование Путина заключить этот контракт до 12 сентября. При этом сообщалось: цена на самолеты для Минобороны России была существенно занижена относительно их реальной стоимости. Фактически это означает, что ради исполнения гособоронзаказа предприятие решилось пойти на убытки.

Если говорить о других нововведениях, то в настоящее время в России действуют государственные гарантии по кредитам оборонных предприятий. Дело в том, что пока Минобороны не начало перечислять «оборонщикам» авансовые платежи, для исполнения контрактов предприятиям приходится брать кредиты в банках, впоследствии возвращая их с процентами. В существующем виде госгарантии покрывают лишь сумму самого кредита и не компенсируют затраты на его обслуживание, которые ложатся на плечи оборонного предприятия. Да и сама схема госгарантий в стране хоть и работает, но как-то неэффективно. Так, в 2011 году планировалось выделить кредитов под госгарантии на 168 миллиардов рублей, однако реально таких займов оформлено всего на 18,5 миллиарда. И в этом заключается парадокс сложившейся ситуации.

С одной стороны, государство объявило, что деньги на «оборонку» у него есть (в конце сентября это еще раз подтвердил президент Дмитрий Медведев) – более 20 триллионов рублей выделено на финансирование Госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы. Но одновременно власти пока не торопятся авансировать расходы по контрактам, предлагая предприятиям оборонно-промышленного комплекса брать кредиты в банках. Это все выглядит еще более странно в свете регулярного увеличения оборонного заказа: в 2010 году было выделено в целом 1,15 триллиона рублей, в 2011-м – 1,5 триллиона, а к 2012-му эту цифру планируется довести до двух триллионов рублей.

 Наконец, в качестве  еще одного нововведения, которое  должно облегчить сложности с  ГОЗ, Сердюков назвал то самое заблаговременное формирование требований заказа: «До конца декабря мы фактически подпишем со всеми поставщиками контракты и в первый раз за всю историю существования гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно». Правда, эффективным этот порядок может быть только в том случае, если Минобороны и предприятия ОПК смогут в короткие сроки урегулировать ценовые споры. Без этого контракты по-прежнему будут заключаться месяцами, повышая риск невыполнения гособоронзаказа. Но и устранение перечисленных трудностей не позволит гарантировать исполнение ГОЗ. По словам заместителя руководителя Ростехнологий Дмитрия Шугаева, уровень износа техники предприятий оборонно-промышленного комплекса достиг критического: «В частности, в отрасли машиностроения износ техники составляет порядка 80 процентов, динамика развития не превышает 11 процентов, обновление парка – одного процента. Для сравнения: доля вложений в обновление парка западными странами достигает 15 процентов». Бороться с этим правительство намерено дополнительным финансированием предприятий.

Согласно проекту новой федеральной целевой программы на модернизацию оборонно-промышленного комплекса в период с 2011 по 2020 год планируется выделить 3 триллиона рублей. Но очевидно, что этих средств на всех все равно не хватит и модернизировать производство предприятиям придется за счет собственной прибыли.

Говоря о гособоронзаказе и даже о Госпрограмме вооружения, не следует забывать и о человеческих ресурсах. В большинстве случаев на оборонных предприятиях работает далеко не молодежь, причем эти люди со временем будут уходить на пенсию. Молодежь на производство идет неохотно, поскольку зачастую предприятия ОПК не могут предложить ей высокую зарплату и четкую перспективу карьерного роста. А ведь эти последние два фактора крайне важны для обеспечения длительного пребывания сотрудников в компании, что для ОПК особенно важно, поскольку опыт производства и разработок накапливается не только чертежами, но и людьми.[39]

В итоге же получается: для исполнения гособоронзаказа и Госпрограммы вооружения правительству России, Министерству обороны и многим другим ответственным ведомствам придется решить множество комплексных нетривиальных задач, включая жесткое планирование сроков, распределение финансирования и борьбу с коррупцией. В противном случае провалы оборонных заказов будут преследовать нашу страну еще долгие и долгие годы.

 

3.3 Разработка стратегических приоритетов  развития ОПК

Переход к системе единого государственного заказчика вооружения и военной техники в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ в интересах концентрации сил и средств для эффективного решения задач обеспечения военной безопасности государства, экономного расходования финансовых и материальных ресурсов диктуется требованиями проводимой в России военной реформы, условиями рыночных экономических отношений и ограниченными финансовыми возможностями государства.

Необходимо ввести единый в стране механизм обоснования приоритетности федеральных целевых программ (ФЦП) и рациональных объемов их ежегодного финансирования, а также жесткий контроль за выполнением ФЦП и их финансированием в рамках законодательно установленных объемов. Такой механизм, как показывают оценки, позволит существенно повысить эффективность деятельности ОПК.

Важным моментом является обеспечение эффективного контроля Советом Безопасности РФ, Счетной палатой РФ за своевременным выделением бюджетных средств на развитие ОПК, за выполнение работ, предусмотренных федеральными целевыми программами в установленные сроки, за сохранение уникальной опытно-экспериментальной базы ОПК.

В области экономической и промышленной политики необходимо:

- погасить задолженность предприятиям и организациям ОПК за выполненные и неоплаченные работы по Государственному оборонному заказу за предыдущие годы, начиная с 1993 г.;

- предусмотреть меры по восстановлению оборотных средств организаций и предприятий ОПК;

Информация о работе Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК