Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:25, курсовая работа
При подготовке данной работы было изучено и проанализировано масса источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. Рассматривая тему работы, поставила цель подробного изучить проблемы оборонно-промышленного комплекса. Для её достижения необходимо проанализировать следующие вопросы:
- вопрос оборонно-промышленного комплекса;
- проанализировать и оценить деятельность ОПК;
- рассмотреть перспективы развития предприятий ОПК;
- рассмотреть пути улучшения предприятий ОПК;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты развития экспортной деятельности ОПК
1.1 Теоретические основы торговли вооружений и военной техникой………4
1.2 Факторы развития ОПК……………………………………………………7
1.3Нормативно-правовое регулирование ОПК………………………………….9
Глава 2 Методические способы оценки деятельности ОПК
2.1 Анализ деятельности предприятий ОПК………………………………...14
2.2 Зависимость расходов государства на закупки и экспортную деятельность ОПК………………………………………………..16
2.3 Оценка эффективности деятельности ОПК……………………………...21
Глава 3 Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК
3.1 Совершенствование механизма обеспечения эффективности и устойчивости деятельности ОПК……………………………………………….25
3.2 Пути улучшения и повышение эффективности предприятий ОПК…...29
3.3 Разработка стратегических приоритетов развития ОПК……………….32
Заключение………………………………………………………………………..35Список литературы ……………………………………………………………36
Первым практическим шагом по исправлению сложившейся ситуации стало принятое Президентом России решение о создании органа, обеспечивающего координацию всех структур, участвующих в процессе выработки и реализации военно-технической политики государства. Для улучшения системы управления оборонно-промышленным комплексом Указом Президента РФ от 20 марта 2006 года № 231 создана Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве РФ. Среди главных задач ВПК — разработка и реализация концепций, программ и планов в военно-технической области. А также «развитие оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства». [15]
Современное состояние ОПК в определенной степени является следствием его реформирования, которое было инициировано в начале 1990-х гг. На протяжении 10-15 лет, пока шли эти преобразования, на каждом из этапов ставились и решались различные задачи в увязке с состоянием и развитием экономики страны.
В настоящее время стратегическим ориентиром развития ОПК выступает принятая в 2006 г. новая Государственная программа вооружений (ГПВ) на период 2007—2015гг. ГПВ — главный плановый документ, разрабатываемый с целью поддержания технического оснащения Вооруженных Сил на уровне, достаточном для эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны.
Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):
1) уровень государственного управления
2) уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных структур, принимающих на себя избыточные функции государства
3) непосредственное управление на предприятиях
На государственном уровне
решаются следующие основные
задачи:
- формирование и реализация военно-технической
политики государства.
- поддержание обоснованного реально необходимого уровня производственных мощностей.
- формирование и реализация долгосрочных государственных программ вооружения. Программно-целевое управление оборонным производством в рамках конкретных программ вооружения.
- всесторонняя государственная поддержка.
- обеспечение унификации и стандартизации вооружения и военной техники.
- формирование единой системы обеспечения
качества продукции.
- организация военно-технического сотрудничества
с зарубежными странами.
- создание условий равноправной интеграции
в мировую экономику, привлечение крупных
инвестиций стратегических партнеров
и инвесторов.
- организация подготовки инженерно-технического
персонала требуемых специальностей в
государственных вузах и в учреждениях
системы профтехобразования.
- обеспечение социально-экономической
стабильности в оборонно-промышленном
комплексе.
Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):
- формирование и реализация стратегии
развития корпорации, основных производственных
отделений (бизнесов) и предприятий.
- консолидация финансовых, материальных
и интеллектуальных ресурсов на приоритетных
направлениях деятельности. Подписание
контрактов с заказчиками, госпосредником
и смежниками.
- привлечение к финансированию коммерческих
проектов разработки и производства высокотехнологичной
продукции гражданского назначения финансовых
ресурсов отечественного и зарубежного
бизнеса.
- внедрение единой системы обеспечения
качества продукции.
- обеспечение надежного послепродажного
обслуживания поставленной заказчику
продукции.
- формирование и обеспечение реализации социальной политики на предприятиях корпорации (холдинга).
Задачи, решаемые на уровне предприятий:
- реализация стратегии корпорации в области разработки и производства профильной продукции, внедрения передовых технологий, повышения качества выпускаемой продукции, диверсификации и рентабельности производства.
- качественное выполнение гособоронзаказа
и работ по линии ВТС.
- реализация социальной политики.[22]
Существующие законы не охватывают все правовое пространство функционирования ОПК. А принятие новых законов осуществляется крайне медленно. Кроме того, необходимо повышать управляемость и эффективность работы этого сектора экономики. Для этого следует вносить изменения в законы о государственном и муниципальном унитарном предприятии, о доверительном управлении имуществом, о государственной программе приватизации и другие. В связи с этим, ОПК является одним из приоритетных направлений в развитии российской экономики. Система государственного управления данным комплексом достаточно сложна. Однако можно сделать вывод, что замкнута она главным образом на Федеральные органы исполнительной власти (в частности на Правительство РФ и подведомственные структуры) и Президента РФ. Однако без взаимодействия с законодательной властью управление ОПК было бы попросту невозможно. Поэтому наряду с функциями, предписанными Конституцией РФ при законодательных органах создаются дополнительные структуры для улучшения координации различных ветвей власти в данной сфере. [15]
Реформирование явилось особой ,,встряской,, для ОПК. Отсеялись слабые предприятия, а правительство ,после создания ГВП, наконец начало потихоньку решать установленные задачи.
Можно обозначить ряд проблем, требующих законодательного решения – принятия изменений в федеральных законах, относящихся к сфере управления и распоряжения имуществом, корпоративного права, законодательства о банкротстве, ипотеке и т.д.
Глава 2. Методические способы оценки деятельности ОПК
2.1 Анализ деятельности
Среди основных причин, непосредственно влияющих
на снижение качества военной продукции,
советник президента РФ выделил следующие:
- спад уровня научно-технических разработок
и отсутствие положительной динамики
их восполнения;
- снижение возможностей
- отсутствие в стране производства ряда
электро-, радио- и оптических изделий,
использование импортных комплектующих;
- сокращение объемов испытаний
изготавливаемой продукции; нарушение
технологической дисциплины, снижение
уровня квалификации отдельных категорий исполнителей
вследствие утечки квалифицированных
кадров и разрушения системы профессионального
технического образования.
Совокупность
перечисленных факторов ставит вопросы
снижения качества военной продукции
в ряд важнейших и подлежащих незамедлительному
решению. Многие предприятия российского
оборонно-промышленного комплекса (ОПК)
ещё не готовы к серийному производству
высокотехнологичных систем вооружения.
По данным Владислава Путилина (заместителя
председателя военно-промышленной комиссии
РФ), только 36% стратегических предприятий
финансово здоровы, а 25% находятся на грани
банкротства. По данным Федеральной налоговой
службы (ФНС) России, 170 стратегических
предприятий и организаций оборонно-промышленного
комплекса имеют признаки банкротства.
Более того, в отношении 150 стратегических
предприятий и организаций налоговыми
органами уже вынесены постановления
о взыскании задолженности за счёт их
имущества, которые направлены на исполнение
судебным приставам. Дополнительные проблемы
ОПК создала и задержка с перечислением
средств по гособоронзаказу. Как образец
проведём анализ предприятий авиапромышленности
и бронетанкового машиностроения. За последние
годы оборонка успела наделать очень большие
долги (табл. 2).
авиапромышленность | |
компания |
долги |
РСК «МиГ» |
44 млрд. руб. |
ММП им. В.В.Чернышева |
22 млрд. руб. |
НПК «Иркут» |
около 30 млрд. руб. |
| |
ФГУП «Омский завод |
1,5 млрд. руб. |
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» |
61 млрд. руб. |
Вызывает тревогу снижение качества продукции военного назначения (ПВН). Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина – износ основного оборудования, достигший 75%, и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 8–10%.
В последние годы снижение качества ПВН и участившиеся случаи несоблюдения сроков выполнения контрактных обязательств российскими субъектами военно-технического сотрудничества (ВТС), в сочетании с неоправданным повышением цены на вооружение и военную технику (ВиВТ), стали заметно отражаться на взаимоотношениях в области ВТС с традиционными российскими покупателями ПВН (в первую очередь с Индией и Китаем) и, как следствие, на объёмах поставок.
Предприятия ОПК не в полной мере справляются с выполнением заключенных контрактов. Некоторым иностранным заказчикам приходится стоять в очереди за российским оружием. Правда, пока не совсем ясно, как удержать цену 2011 года на всю номенклатуру боевой техники, которую собираются закупать военные у промышленности, до 2020 года. Заложенные в бюджет дефляторы всегда почему-то оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции.[40] В итоге, все программы вооружений через пять лет оказываются разбалансированными, а объём недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30–50%. Сопоставление объёмов продаж продукции военного назначения (ПВН) на экспорт с закупками ПВН в интересах Министерства Обороны РФ показало, что многие годы объёмы продаж ВиВТ иностранным государствам превышали объёмы внутренних закупок и только в последние годы наметилась тенденция к увеличению внутреннего спроса.[33]
Проведя анализ некоторых предприятий ОПК можно сделать вывод: что после реформирования многие предприятия находятся на грани банкротства либо имеют огромные долги перед государством.
2.2 Зависимость расходов
Структурная перестройка отечественной экономики предполагает модернизацию различных отраслей народного хозяйства, амортизированных на 50–70%, с использованием современных достижений научно-технического прогресса. Только такие модернизированные отрасли экономики способны воспринять инновации из нанотехнологий, биотехнологий, информатики, электроники и др. Для создания инновационной экономики необходимо затратить до 2020 года около ста триллионов рублей. Извечная надежда на оборонно-промышленный комплекс (ОПК) как источник новых технологий дополняется в последние годы резко возросшими объемами государственного оборонного заказа (ГОЗ). Для этого разработана четвертая по счету Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы и программа развития ОПК на 2011–2020 годы. Программа вооружений предусматривает ассигнования на приобретение оружия и военной техники за 10 лет для Вооруженных сил России в размере около 22 трлн. руб.
На ближайшие три года запланирован постоянный рост военных расходов России. По данным Министерства финансов РФ, в 2011 году они выросли на 19,1% и составили 1,521 трлн. руб., в 2012-м вырастут на 9,2% и составят 1,661 трлн. руб., а в 2013 году возрастут на 26,6% – до 2,102 трлн. руб. Председатель комитета Государственной Думы по обороне Виктор Заварзин назвал расходы на закупку и ремонт вооружений на ближайшие три года: в 2011 году – 460 млрд. руб., в 2012-м – 596 млрд. руб., в 2013 году – 980 млрд. руб. Из этих денег на покупку нового вооружения будет тратиться в 2011 году – 64%, в 2012-м – 66%, в 2012 году – 70%. Одновременно будут пересмотрены планы научных и конструкторских работ по созданию новых образцов вооружения. Некоторые НИОКР, что на протяжении длительного времени не дают результата, будут закрыты. В целом ассигнования по этой статье сократятся. В 2011 году они составят 27 млрд. руб., в 2012 году – 22 млрд. руб.
Сейчас, по данным Министерства обороны РФ, в российских Вооруженных силах не более 10% новых вооружений. Однако даже с учетом значительного наращивания за последние годы расходов на научные исследования с учетом выделения огромных сумм на военные НИОКР доля затрат на НИР в ВВП России с трудом дотягивает до 1%, в то время как основные страны мира показывают совершенно другие результаты По мнению директора Института США и Канады РАН С.М.Рогова, у ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5–4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. К 2012 году они достигнут 2% ВВП. Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП. Доля расходов России на оборонные НИОКР – 0,6% ВВП, на гражданскую науку – 0,4%.
Финансирование потребностей Вооруженных Сил РФ осуществляется в рамках института долгосрочного финансового планирования Государственной программы вооружений (ГПВ). Первая ГПВ на 1996–2005 годы была успешно провалена, как и все прочие государственные программы в силу хронической проблемы бюджетных дефицитов 90-х гг. Ее свернули в конце 1999 года с итогом выполнения в 20%. Затем появилась вторая ГПВ на 2001–2010 годы, нацеленная в основном на проведение НИОКР. Далее была принята третья ГПВ на период с 2006 по 2015 год. На ее финансирование выделялось 4,939 млрд. руб. и 63% средств предназначалось на покупку новых образцов боевой техники. Эта программа предусматривала разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 – началу 2011 года. И планировалось с 2011–2012 годов начать переоснащение ими Вооруженных сил.
Информация о работе Основные направления совершенствования экспортной деятельности ОПК