Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью научной работы является изучение условий, необходимых для формирования и развития «зеленой» экономики, и разработка рекомендаций использования финансовых инструментов стимулирования «зеленого» развития Республики Казахстан. Для достижения цели в проекте были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических основ развития «зеленой» экономики; анализ мирового опыта реализации концепции «зеленой» экономики с целью определения возможностей его использования в условиях Республики Казахстан; исследование основных предпосылок формирования национальной модели «зеленой» экономики в Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ

5 ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовый проект.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Исследования показали,  что  сценарий «зеленых» инвестиций обеспечит  в течение 5-10 лет более высокие  годовые темпы роста, чем инвестиции в обычное развитие. И этот экономический рост не  будет  иметь  негативных  последствий  для  окружающей  среды: ожидается,  что  отношение  выбросов  к  биологической  емкости, составляющее  сегодня  1,5,  снизится  к  2050  г.  до  1,2,  значительно приблизившись  к  1 – уровню,  соответствующему  устойчивому развитию,  в  то  время  как  в  сценарии  обычного  развития  он  может превысить 2.  Это подтверждает эффективность «зеленой» экономики по сравнению с моделью экономического роста, основанного на техногенном подходе. 

 

 

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ 

КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

 

Реализация основных принципов концепции «зеленой» экономики осуществляется многими странами [3].

В соответствии с национальной программой реформ на 2011-2015 гг., подготовленной в соответствии с экономической стратегией «Европа 2020» (утверждена Евросоюзом в июне 2010 года) и новым инструментом расширенной координации экономической политики в ЕС – «Европейским семестром», инвестиции в экологическую инфраструктуру являются важным фактором обеспечения чистой и здоровой окружающей среды, зеленого экономического развития, а также увеличения занятости и социализации всех групп населения.

В Великобритании в 2009 году был обнародован план перехода  
к низкоуглеродной экономике, предусматривающий, что к 2020 году Британия должна получать 40% всей электроэнергии из низкоуглеродных источников. Достичь этой цели планируется, в частности, за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, теплоизоляции домов и установки электросчетчиков нового поколения.

   В мире сложилась устойчивая  репутация Германии как одного из лидеров на мировом рынке зеленых технологий. 23% всех патентуемых  
в мире технологий в сфере экологии и свыше 30% в сфере солнечной и ветроэнергетики приходится на германские компании. На германских предприятиях, работающих в зеленом секторе работают порядка  
2 млн. человек или 4,5% всего экономически активного населения. Данный показатель имеет тенденцию постоянного роста.

 Экономический эффект развития и активного использования зеленых технологий проявляется не только в решении проблемы занятости населения. В настоящее время, к примеру, Германия занимает первое место в мире по объемам торговли экологически безопасной продукцией. Доля ФРГ в общем объеме мировой торговли соответствующей продукцией составляет 16%. При этом на долю Германии приходится 2/3 мирового рынка автоматизированных систем сортировки мусора, 90% – рынка биогазовых установок.

В Италии зеленой экономике  уделяется пристальное внимание.  
С каждым годом растет доля данного сектора в структуре ВВП. 14 ноября 2011 г. в г. Милане был представлен доклад «Зеленая Италия 2011», подготовленный союзом торговых, промышленных, сельскохозяйственных и ремесленных палат «Унионкамере» совместно с фондом по обеспечению качества «Симбола». Согласно докладу, в период с 2008 по 2010 год 23,9% итальянских компаний (около 370 тыс.) инвестировали и продолжают инвестировать в зеленые технологии и продукцию, которые обеспечивают сокращение потребления энергоресурсов и снижение воздействия на окружающую среду.   Что касается секторов, в которых используются зеленые технологии, то это, прежде всего, обрабатывающая промышленность (27,7%) и сфера услуг (22,1%).

Национальный план развития Ирландии на 2007–2013 годы предусматривает ориентировочные финансовые ассигнования на инвестиционные приоритеты, направленные на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение лучшего качества жизни. План, посвященный окружающей среде, охватывает вопросы транспорта, управления отходами, изменения климата, научных исследований в области окружающей среды, а также вопросы устойчивой энергии.

Цель соглашения о  «зеленом росте» в Дании - обеспечить охрану окружающей среды и климата, одновременно создав условия для развития современного и конкурентоспособного сельского хозяйства и пищевой промышленности. До 2015 году инвестиции в «зеленый рост» составят 13,5 млрд датских крон, что позволит стране полностью выполнить свои экологические обязательства, ускорить экономический рост и повысить уровень занятости. [4]

В Канаде переход к  зеленой экономике стимулируется  как национальным правительством, так  и исполнительной властью в провинциях. Тема зеленой экономики инициирована Канадой в качестве одного из пунктов повестки дня Саммита большой двадцатки в Торонто в 2010 году.

Развитие зеленой экономики  является одним из приоритетов администрации Б. Обамы. Создание новых рабочих мест за счет стимулирования развития чистой экономики крайне важно для США в условиях весьма высокого уровня безработицы. В качестве аргумента в поддержку необходимости развития зеленой экономики также приводятся соображения охраны окружающей среды.

В целях развития зеленой  экономики активно используются средства в рамках закона США о возрождении и реинвестировании в экономику 2009 года. В соответствии с данным законом офису энергетической эффективности министерства энергетики выделено 16,9 млрд. долл. США на проекты и программы в области повышения энергоэффективности. Помимо непосредственного предоставления финансовых ресурсов практикуется предоставление правительственных гарантий займов под проекты в области развития зеленой энергетики. В 2011 году администрацией США приняты меры поощрения прикладных исследований в области зеленой экономики. 

В США насчитывается 2,7 миллиона зеленых рабочих мест. Они обеспечивают более высокую (на 13%) заработную плату  работникам с квалификацией среднего и низкого уровня, чем в среднем по американской экономике. Зеленая экономика США обеспечивает больший объем производства и экспорта, чем американская экономика в среднем. Около 26% зеленой экономики приходится на производство, при том, что лишь около 9% традиционной экономики относится к производственной сфере. Зеленая экономика экспортирует в 2 раза больше продукции, чем «коричневая» экономика. [3].

Вопрос внедрения зеленой  экономики и улучшения экологической  ситуации в стране является актуальным для правительства Китая.    Решение о принятии мер по переходу к зеленой экономике руководство КНР приняло в 2007 году. Председатель КНР Ху Цзиньтао назвал экологическую обстановку одной из главных угроз национальной безопасности. Внедрение зеленой экономики является неотъемлемой частью плана создания ресурсосберегающего и дружелюбного по отношению к окружающей среде общества. В разделе «Зеленое развитие» 12-го пятилетнего плана Китая 2011-2015 годов определены следующие стратегические направления: изменение климата, экономия ресурсов и управление ими, кругооборот в экономике, охрана окружающей среды, охрана и восстановление экосистем, охрана водных ресурсов и предупреждение стихийных бедствий. С этими направлениями связаны целевые показатели - сокращение углеродных выбросов на единицу ВВП на 17 процентов, а также выбросов азота и его оксидов на 10 процентов к 2015 году. В сфере энергоэффективности Китай ставит перед собой цель производства 16 процентов первичной энергии за счет возобновляемых источников к 2020 году.

Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого роста» в качестве национальной стратегии. Ключевым направлением в процессе долгосрочного стратегического развития Республики Корея является провозглашенная в 2008 году президентом политика зеленого роста, нацеленная на формирование целостной системы экономического развития без заметного влияния на окружающую среду. Как ожидается, реализация данной политики станет одним из важных локомотивов роста южнокорейской экономики, обеспечит необходимый уровень конкурентоспособности на мировом рынке всех отраслей экономики страны. Кореей был принят пятилетний план (2009-2013) и создана президентская комиссия по «зеленому росту». Также был принят рамочный акт о низкоуглеродном «зеленом росте». Согласно принятому плану правительство будет выделять около 2 процентов годового ВВП на программы и проекты «зеленого роста». Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия направлена на сохранение масштабов экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов, сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста. Целью Стратегии к 2020 году вывести Корею в первую семерку стран-лидеров зеленого роста, а к 2050 году – в первую пятерку. Правительство также определило 17 отраслей промышленности, которые должны стать своего рода «локомотивами роста» национальной экономики. По предварительным подсчетам, доходы от продажи продукции приоритетных отраслей должны увеличиться за предстоящие десять лет более чем втрое, составив не менее 600 млрд. долл. США.

Национальные стратегические планы Японии в области «зеленых» инноваций направлены на достижение объема рынка, связанного с охраной окружающей среды, в размере 50 трлн японских иен и на создание 1,4 млн новых рабочих мест. Япония является одним из мировых лидеров на пути перевода экономики на зеленые или экологические принципы. Одними из главных шагов в этом направлении являются следующие инициативы:

- принятие в июне 2010 года правительством новой стратегии  роста  
в качестве базового документа, определяющего направление государственной экономической и промышленной политики. В рамках этой стратегии планируется выделение финансирования для развития зеленых инициатив, туризма и повышения качества жизни;

- разработка средне- и  долгосрочной дорожной карты  по предотвращению глобального потепления;

- принятие закона об  экологических закупках в 2004 году, в соответствии с которым государственные организации при проведении закупок должны отдавать предпочтение такой продукции, производство и эксплуатация которой наносит минимальный ущерб окружающей среде;

- популяризация японского  опыта и экологической продукции  в азиатских странах (скоростные  автомагистрали и железные дороги, общественный транспорт, организация коммунального хозяйства и энергетики в населенных пунктах) посредством официальной помощи развитию.

Рассмотренный зарубежный опыт особенно актуален для Казахстана, для которого формирование национальной модели зеленой экономики является объективной и настоятельной необходимостью.

 

 

 

 

3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

 «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

  Для Казахстана, экономика  которого практически полностью  зависит от природных ресурсов, крайне важно найти более эффективные  способы роста благополучия общества. По мнению экспертов, Казахстан имеет уникальные возможности и предпосылки для «зеленой» экономики: огромная территория, геополитическое положение, имеющиеся финансовые и природные ресурсы.

На протяжении многих десятилетий в Казахстане складывалась преимущественно сырьевая система природопользования с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду.

На основании данных, приведенных в таблице и на рисунке, с 2003 года экономика Республики Казахстан получила значительное развитие, ВВП к 2011 году вырос практически в 6 раз и составил  27300,6 млрд. тенге. Рост объемов промышленного производства также увеличился в 5,5 раз и был вызван, в основном, повышением экспорта нефти, полезных ископаемых, увеличением объемов добывающей промышленности.

Согласно полученным данным темп роста текущих затрат на охрану окружающей среды составил в 2011 году, в сравнении с этим же показателем 2003 года - 402, 26%. Несмотря на положительную динамику, увеличение затрат на охрану окружающей среды все же отстает от темпов роста ВВП.

Кроме того, наблюдается рост количества стационарных источников загрязнения за анализируемый период в 2,15 раза.

Для развития «зеленой»  экономики Казахстану необходимо пересмотреть объемы расходования средств на инвестиции в охрану окружающей среды.

За 2003-2011 гг. Казахстан тратил 0,36-0,6% своего валового внутреннего продукта на охрану окружающей среды (см. рисунок 4), причем прослеживается отрицательная динамика данного показателя. Экологическая программа ООН рекомендует направлять на охрану окружающей среды около 2% ВВП страны.

 

Таблица 2 – Динамика показателей ВВП, объема промышленного  производства, текущих затрат на окружающую среду и количества стационарных источников загрязнения за 2003-2011 гг.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВВП, млрд. тенге

4612

5870,1

7590,6

10213,7

12849,8

16052,9

17007,6

21815,5

27300,6

Объем промышленного производства, млрд. тенге

2836

3867,9

5253

6509,9

7815,9

10196,2

9121,5

12105,5

15657,6

Текущие затраты на охрану окружающей среды, млн. тенге

24 664,0

28 682,1

43 558,2

56 320,1

58 725,5

91 288,3

102 327,9

99 652,6

99 212,9

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество стационарных источников загрязнения, единиц

84 878

96 725

108 576

123 037

137 712

152 820

166 019

168 712

182 863

Информация о работе Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан