Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью научной работы является изучение условий, необходимых для формирования и развития «зеленой» экономики, и разработка рекомендаций использования финансовых инструментов стимулирования «зеленого» развития Республики Казахстан. Для достижения цели в проекте были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических основ развития «зеленой» экономики; анализ мирового опыта реализации концепции «зеленой» экономики с целью определения возможностей его использования в условиях Республики Казахстан; исследование основных предпосылок формирования национальной модели «зеленой» экономики в Республике Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ
5 ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Более наглядно данную динамику можно увидеть на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3. Динамика показателей ВВП, объема промышленного производства, текущих затрат на окружающую среду за 2003-2011 гг.
Следует отметить, что охрана окружающей среды находится под пристальным вниманием высшего руководства страны. Неслучайно, что в одном из своих выступлений президент РК Нурсултан Назарбаев четко обозначил ключевую идею: «Сегодня ни одна страна не может жить по формуле – развиваемся сейчас, а экологией займемся потом».
Принятие в последние
годы ряда основополагающих документов
в сфере охраны окружающей среды,
к которым можно отнести
В целях совершенствования
законодательства взят курс на сближение
с законодательством развитых стран
и внедрение международных
Рисунок 4. Динамика количества стационарных источников загрязнения за 2003-2011 гг.
В результате выполнения поставленных задач значительно снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов за счет усиления государственного контроля в области охраны окружающей среды и внедрения обязательной экологической экспертизы. Однако статус Казахстана как государства с экологически уязвимой территорией и нерешенными экологическими проблемами сохраняется.
Указом Главы государства
В 2010 году утверждается отраслевая программа «Жасыл даму» [6]. Она включает мероприятия, относящиеся к экологическому и природно-ресурсным ведомствам. В программе первой из четырех задач ставится развитие «зеленой экономики», а также приводится развернутые характеристики ее содержания. Министерству охраны окружающей среды поручается внести в Правительство «… предложение по наращиванию потенциала в разработке и внедрении механизмов «зеленого роста» в стратегическое планирование Республики Казахстан». В отношении устойчивого развития предусматривается «…проведение работ по усовершенствованию и реализации механизмов устойчивого развития», а также проведение соответствующих научных исследований.
В 2010 году Казахстаном выдвинута Астанинская инициатива «Зеленый мост», которую поддержали и 6-я Конференция Министров ООС АТР и состоявшаяся в 2011 году 7-я Конференция «Окружающая среда для Европы. Казахстан принял на себя обязательства: по предоставлению переговорной площадки для встреч заинтересованных в сотрудничестве стран Европы, Азии и Тихого океана; по технической поддержке разработки Программы сотрудничества двух регионов; по информационной поддержке процесса сотрудничества и, в частности – распространения знаний о Зеленой экономике и Устойчивом развитии. Целью инициативы «Зеленый мост» является поддержка и объединение межсекторального и многостороннего сотрудничества для перехода к зеленой экономике и создание благоприятных условий для зеленых технологий и инвестиций. Программа предусматривает последовательную реализацию логически взаимосвязанных мер в области политики (региональной, национальной) и ключевых секторах экономики, а также подготовку и осуществление пакета практических региональных и национальных проектов в поддержку зеленой экономики. Инициатива предусматривает разработку и реализацию программы партнерства на 2010-2020 гг. с пакетом инвестиционных проектов в поддержку зеленой экономики и целей устойчивого развития.
Первым шагом в реализации Программы явилось создание министерством охраны окружающей среды офиса «Зеленый мост». Он оказывает различные информационно-консультационные услуги, участвует в организации информационной сети совместно с государственными органами, бизнес-ассоциациями, общественными организациями по тематике сотрудничества, содействует в подготовке пакета мер по адаптации к изменению климата и распространению экспертных методических разработок в информационные сети, оказывает помощь в исследовании экологичности товаров и услуг, изучении мирового опыта по внедрению передовых проектов, направленных на экологически безопасное производство с целью разработки новых и укрепление существующих механизмов для передачи зеленых технологий.
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев выступил на 66-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 года с предложением пересмотреть существующие парадигмы мирового развития на юбилейном саммите Земли «Рио+20» в июне 2012 года и принять Глобальную Энерго-Экологическую Стратегию (ГЭЭС) и Межрегиональную Программу Партнерства Зеленый Мост, для объединения усилия стран, международных организаций и бизнеса по переходу от разрушающей природу «коричневой» экономики к «зеленой».
9 января 2012 в Казахстане
принят закон «О
В Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14.12.2012 г. «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» [7] были определены основные вызовы экономическому развитию Казахстана, без решения которых невозможно сохранение устойчивых темпов экономического развития. Устранение этих угроз возможно лишь при развитии «зеленой» экономики. В частности, предлагается создание в 2013 году международной организации «Зеленый мост», а также реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы.
В 2013 году планируется разработка Стратегии перехода Казахстана к «зеленой» экономике.
Большие возможности для развития «зеленой» экономки имеются у Казахстана в секторах альтернативной энергетики, органического сельского хозяйства, экономии воды, переработки отходов, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, экологического туризма, развития рыболовства и других направлений для поддержки и восстановления природного капитала. [8]
4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ
КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ
ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ
ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ
Энергосбережение и альтернативная энергетика являются направлением «зеленой» экономики. Как отмечается в Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14.12.2012 г. «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» [7] одним из глобальных вызовов выступает глобальная энергетическая безопасность, которая предусматривает необходимость увеличения инвестиций в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. В связи с этим предлагается проект, с использованием тепловых насосов с поплавково-маятниковыми испарителями для отопления, горячего водоснабжения, что представляет собой альтернативу сжиганию органического топлива, центральному паровому или водяному отоплению, электрообогреву. Конструкция поплавково – маятникового испарителя открытого типа на базе теплового насосной установки (ТНУ) повышенной мощности используется для утилизации тепла сбросных вод предприятий, проточных вод рек и водоемом.
Суть проекта, техническая составляющая которого разработана специалистами лаборатории Технопарка «Алтай» под руководством Попова В.В., состоит в разработке испарителя с прямым контактом хладагента (через стенки многоканальных медных трубок) с низкопотенциальным источником тепла в виде проточной воды открытых водоемов. Принципиальная схема работы такого испарителя представлена на рисунке 5, из которого видно, что в комплекте агрегата отсутствует подающий насос первого контура, который собственно регламентирует производительность подачи низкопотенциального источника тепла (воды) к испарителю, что в свою очередь ограничивает установленную мощность ТНУ.
В качестве объекта, на котором можно было бы испытать установки подобного типа и оценить их экономическую эффективность была выбрана УК ТЭЦ г. Усть–Каменогорска.
Исходные данные для ТЭО:
- среднегодовой расход воды для охлаждения турбин: 3200 м3/час;
- средняя температура воды на выходе в составляет tвых. = +25°С;
- требуемая температура воды на входе tвх .= + 5 °С
- необходимый (требуемый) температурный перепад tвых. – tвх.= + 20°С.
На основе вышеприведенных данных, можно подсчитать, что:
3200000 литров воды (3200 м3) , при охлаждении ее на 20 градусов выделяется
(3200000 × 20×1000) 64000000000 кал/час
или 64000 Мкал/час, или 64 Гкал/час
тепла, которое необходимо
утилизировать с оборотных вод,
Рисунок 5. Схема работы испарителя
Ориентировочный технико-экономический расчет (ТЭР) по утилизации тепла оборотных вод УК ТЭЦ и перевода их на замкнутый цикл с помощью тепловых насосных установок (ТНУ) показал, что стоимость утилизированного тепла, безвозвратно теряемого сейчас с оборотными водами составляет: 253184 тенге/час.
Расчеты выглядят следующим образом:
1Гкал =1,163 ГВт =1160 МВт и стоит 3 956 тенге
64 Гкал/час ×3 956 тенге/Гкал = 253184 тенге/час.
За сутки денежный эквивалент потерь составит 1536 Гкал/сутки×3 956 = 6076416 тенге.
Среднемесячные потери тепла с оборотными водами, в настоящее время
составляют: (6076416 × 30 дней) =182292480 тенге/месяц, а среднегодовые потери, 6076416 × 365 дней = 2217891840 или 2,2 млрд. тенге/ год.
Предлагаемое техническое решение проблемы утилизации тепла оборотных вод УК ТЭЦ с помощью ТНУ состоит в установке испарителей открытого типа непосредственно в водовод оборотного водоснабжения в виде последовательно расположенного «каскада».
При реализации проекта на УК ТЭЦ будут использоваться ТНУ марки GSHP 950 P. Одна тепло-насосная установка данного типа способна произвести 8,2 Гкал/час. Количество ТНУ необходимых для установки на УК ТЭЦ для утилизации тепла сбросных вод составит 8 единиц ТНУ.
Себестоимость производства тепло-насосной установки включает в себя расходы по следующим статьям: стоимость ТНУ; стоимость материалов и комплектующих; заработная плата; начисления на зарплату; амортизация оборудования; расходы на электроэнергию для производственных нужд; аренда помещения; расходы на рекламу.
ТНУ для УК ТЭЦ будут закупаться в Китае. Заводская стоимость одной тепло-насосной установки марки GSHP 950 P составляет приблизительно 15000000 тенге. 7% от стоимости составляет упаковка и 5% - транспортировка. Следовательно, стоимость доставки одной ТНУ составит:
15000000+15000000*0,07+
Стоимость материалов и
комплектующих для модификации
исходных ТНУ марки GSHP 950 P в ТНУ
с поплавково-маятниковым
5573700 × 1,12 = 6242544 тг.
Заработная плата сотрудников, задействованных в проекте, за один месяц составит 450000 тг. (7 человек). Социальные налог и социальные отчисления составляют 44550 тг. Предполагаемый выпуск ТНУ - 3 единицы в месяц. Следовательно, на одну единицу продукции придется 150000 тг. заработной платы и 14850 тг. начислений на заработную плату.
Оборудование для
2500000×10% = 250000 тг.
Амортизационные отчисления в месяц:
250000/12 = 20833 тг.
Амортизационные отчисления на одну ТНУ составят 6944,3 тг.
Для сборки ТНУ будут задействованы 10 станков мощностью 2-3 КВт/ч. Приблизительное время работы станков 6 часов в день. Исходя из этих данных, можно рассчитать потребление электроэнергии на технологические нужды в месяц:
10×2×6×24 = 2880 КВт
Стоимость одного киловатта составляет 11,565 тенге с учетом НДС. Расходы на электроэнергию составят: 2880× 11,565 = 33307,2 тенге в месяц.
Расходы электроэнергии
на реконструкцию одной ТНУ
Аренда здания для размещения участка предполагается на долгосрочной основе, не менее 15-20 лет, возможен вариант последующего его выкупа. Стоимость аренды определяется из расчета площади здания. Площадь здания составляет 225 кв.м., стоимость аренды одного кв.м. 2000 тенге в месяц с учетом коммунальных платежей. Тогда аренда всего здания потребует:
225×2000 = 450000 тг.
Расходы по оплате аренды из расчета на единицу ТНУ составят 150000тг. в месяц.
За месяц расходы на рекламу составят 100000 тг. При распределении расходов на рекламу на 3 единицы ТНУ, на одну ТНУ придется 33333 тг.
Себестоимость единицы ТНУ составит:
16800000+6242544+150000 + 44556 + 6944,3 + 11102,4 + 150000 + 33333 = 23438479,7 тг.
На прибыль производственного участка планируется заложить 10% от себестоимости производимых ТНУ с учетом инфляции.
Информация о работе Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан