Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью научной работы является изучение условий, необходимых для формирования и развития «зеленой» экономики, и разработка рекомендаций использования финансовых инструментов стимулирования «зеленого» развития Республики Казахстан. Для достижения цели в проекте были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических основ развития «зеленой» экономики; анализ мирового опыта реализации концепции «зеленой» экономики с целью определения возможностей его использования в условиях Республики Казахстан; исследование основных предпосылок формирования национальной модели «зеленой» экономики в Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ

5 ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовый проект.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Более наглядно данную динамику можно увидеть на рисунках 3 и 4.

 

Рисунок 3. Динамика показателей  ВВП, объема промышленного производства, текущих затрат на окружающую среду за 2003-2011 гг.

 

Следует отметить, что  охрана окружающей среды находится  под пристальным вниманием высшего руководства страны. Неслучайно, что в одном из своих выступлений президент РК Нурсултан Назарбаев четко обозначил ключевую идею: «Сегодня ни одна страна не может жить по формуле – развиваемся сейчас, а экологией займемся потом». 

Принятие в последние  годы ряда основополагающих документов в сфере охраны окружающей среды, к которым можно отнести концепцию  экологической безопасности на 2004-2015 гг., экологический кодекс и некоторые другие заложили основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.

В целях совершенствования  законодательства взят курс на сближение  с законодательством развитых стран  и внедрение международных стандартов. Казахстаном подписаны 19 международных  конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.

 

 

Рисунок 4. Динамика количества стационарных источников загрязнения за 2003-2011 гг.

 

В результате выполнения поставленных задач значительно  снижены темпы загрязнения окружающей среды по сравнению с началом 90-х годов за счет усиления государственного контроля в области охраны окружающей среды и внедрения обязательной экологической экспертизы. Однако статус Казахстана как государства с экологически уязвимой территорией и нерешенными экологическими проблемами сохраняется.

Указом Главы государства утвержден  Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, в основе которого заложен принцип «зеленого роста» [5]. План предусматривает создание системы ресурсосбережения, энергоэффективности и внедрения возобновляемых источников энергии. В нем поставлена цель к 2020 году снизить энергоемкость ВВП на 25% и увеличить долю альтернативных источников энергии в общем объеме энергопотребления до 3%.

В 2010 году утверждается отраслевая программа «Жасыл даму» [6].  Она включает мероприятия, относящиеся к экологическому и природно-ресурсным ведомствам.  В программе первой из четырех задач ставится  развитие «зеленой экономики», а также приводится   развернутые характеристики ее содержания. Министерству охраны окружающей среды поручается  внести в Правительство «… предложение по наращиванию потенциала в разработке и внедрении механизмов «зеленого роста» в стратегическое планирование Республики Казахстан». В отношении устойчивого развития  предусматривается «…проведение работ по усовершенствованию и реализации механизмов устойчивого развития», а также  проведение  соответствующих научных исследований. 

В 2010 году Казахстаном  выдвинута Астанинская инициатива «Зеленый мост»,  которую поддержали и 6-я Конференция Министров ООС АТР и состоявшаяся  в 2011 году 7-я Конференция «Окружающая среда для Европы.   Казахстан принял на себя обязательства:  по предоставлению переговорной площадки  для встреч  заинтересованных в сотрудничестве стран Европы, Азии и Тихого океана; по  технической поддержке  разработки Программы сотрудничества двух регионов; по информационной поддержке  процесса сотрудничества и,   в  частности – распространения знаний  о Зеленой экономике и Устойчивом развитии. Целью инициативы «Зеленый мост» является поддержка и объединение межсекторального и многостороннего сотрудничества для перехода к зеленой экономике и создание благоприятных условий для зеленых технологий и инвестиций. Программа предусматривает последовательную реализацию логически взаимосвязанных мер в области политики (региональной, национальной) и ключевых секторах экономики, а также подготовку и осуществление пакета практических региональных и национальных проектов в поддержку зеленой экономики. Инициатива предусматривает разработку и реализацию программы партнерства на 2010-2020 гг. с пакетом инвестиционных проектов в поддержку зеленой экономики и целей устойчивого развития.

Первым шагом в реализации Программы  явилось создание министерством охраны окружающей среды офиса «Зеленый мост». Он оказывает различные информационно-консультационные услуги, участвует в организации информационной сети совместно с государственными органами, бизнес-ассоциациями, общественными организациями по тематике сотрудничества, содействует в подготовке пакета мер по адаптации к изменению климата и распространению экспертных методических разработок в информационные сети, оказывает помощь в исследовании экологичности товаров и услуг, изучении мирового опыта по внедрению передовых проектов, направленных на экологически безопасное производство с целью разработки новых и укрепление существующих механизмов для передачи зеленых технологий.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев  выступил на 66-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 года с предложением пересмотреть существующие парадигмы мирового развития на юбилейном саммите Земли «Рио+20» в июне 2012 года и принять Глобальную Энерго-Экологическую Стратегию (ГЭЭС) и Межрегиональную Программу Партнерства Зеленый Мост, для объединения усилия стран, международных организаций и бизнеса по переходу от разрушающей природу «коричневой» экономики к «зеленой».

9 января 2012 в Казахстане  принят закон «О государственной  поддержке индустриально-инновационной  деятельности», где к ней отнесена  теперь только экологически безопасная деятельность.

В Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14.12.2012 г. «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» [7] были определены основные вызовы экономическому развитию Казахстана, без решения которых невозможно сохранение устойчивых темпов экономического развития. Устранение этих угроз возможно лишь при развитии «зеленой» экономики. В частности, предлагается создание в 2013 году международной организации «Зеленый мост», а также реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы.

В 2013 году планируется  разработка Стратегии перехода Казахстана к «зеленой» экономике.

Большие возможности  для развития «зеленой» экономки имеются у Казахстана в секторах альтернативной энергетики, органического сельского хозяйства, экономии воды, переработки отходов, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, экологического туризма, развития рыболовства и других направлений для поддержки и восстановления природного капитала. [8]

 

4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ

КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ  ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ  ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ

 

Энергосбережение и  альтернативная энергетика являются направлением «зеленой» экономики. Как отмечается в Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14.12.2012 г. «Стратегия «Казахстан - 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» [7] одним из глобальных вызовов выступает глобальная энергетическая безопасность, которая предусматривает необходимость увеличения инвестиций в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии. В связи с этим предлагается проект, с использованием тепловых насосов с поплавково-маятниковыми испарителями для отопления, горячего водоснабжения, что представляет собой альтернативу сжиганию органического топлива, центральному паровому или водяному отоплению, электрообогреву. Конструкция поплавково – маятникового испарителя открытого типа на базе теплового насосной установки (ТНУ) повышенной мощности используется для утилизации тепла сбросных вод предприятий, проточных вод рек и водоемом.

Суть проекта, техническая  составляющая которого разработана  специалистами лаборатории Технопарка «Алтай»  под руководством Попова В.В., состоит в разработке испарителя с прямым контактом хладагента (через стенки многоканальных медных трубок) с низкопотенциальным  источником тепла в виде проточной воды открытых водоемов. Принципиальная схема работы такого испарителя представлена на рисунке 5, из которого видно, что в комплекте агрегата отсутствует подающий насос первого контура, который собственно регламентирует производительность подачи низкопотенциального источника тепла (воды) к испарителю, что в свою очередь ограничивает установленную мощность ТНУ.

В качестве объекта, на котором  можно было бы испытать установки  подобного типа и оценить их экономическую эффективность была выбрана УК ТЭЦ г. Усть–Каменогорска.

Исходные данные для  ТЭО:

- среднегодовой расход  воды для охлаждения турбин: 3200 м3/час;

- средняя температура  воды  на  выходе в составляет tвых. = +25°С;

- требуемая   температура  воды на входе  tвх .= + 5 °С

- необходимый (требуемый)  температурный перепад  tвых. –  tвх.= + 20°С.

На основе вышеприведенных  данных, можно подсчитать, что:

3200000 литров воды (3200 м3) , при охлаждении ее на 20 градусов выделяется

(3200000 × 20×1000) 64000000000 кал/час  или 64000 Мкал/час, или  64 Гкал/час  тепла, которое  необходимо  утилизировать с оборотных вод,  чтобы вернуть их к температурным  параметрам на входе.

 

Рисунок 5. Схема работы испарителя

 

Ориентировочный технико-экономический  расчет (ТЭР) по утилизации тепла оборотных  вод  УК ТЭЦ и перевода их на замкнутый  цикл с помощью тепловых насосных установок (ТНУ) показал, что  стоимость  утилизированного тепла, безвозвратно теряемого сейчас с оборотными водами составляет:  253184 тенге/час.

Расчеты выглядят следующим  образом:

1Гкал =1,163 ГВт =1160 МВт  и стоит 3 956 тенге

64 Гкал/час ×3 956 тенге/Гкал = 253184  тенге/час.

За сутки денежный эквивалент потерь составит 1536 Гкал/сутки×3 956  = 6076416 тенге.

Среднемесячные потери тепла с оборотными водами, в настоящее  время

составляют: (6076416 × 30 дней) =182292480 тенге/месяц, а среднегодовые потери, 6076416 × 365 дней = 2217891840 или 2,2 млрд. тенге/ год.

Предлагаемое  техническое  решение проблемы утилизации тепла  оборотных вод УК ТЭЦ с помощью ТНУ состоит в  установке испарителей открытого типа непосредственно в водовод оборотного водоснабжения в виде последовательно расположенного «каскада».

При реализации проекта на УК ТЭЦ будут использоваться ТНУ марки GSHP 950 P. Одна тепло-насосная установка данного типа способна произвести 8,2 Гкал/час. Количество ТНУ необходимых для установки на УК ТЭЦ для утилизации тепла сбросных вод составит 8 единиц ТНУ.

Себестоимость производства тепло-насосной установки включает в себя расходы по следующим статьям:  стоимость ТНУ;  стоимость материалов и комплектующих;  заработная плата;  начисления на зарплату;  амортизация оборудования;  расходы на электроэнергию для производственных нужд;  аренда помещения;  расходы на рекламу.

ТНУ для УК ТЭЦ будут  закупаться в Китае. Заводская стоимость  одной тепло-насосной установки  марки GSHP 950 P составляет приблизительно 15000000 тенге. 7% от стоимости составляет упаковка и 5% - транспортировка. Следовательно, стоимость доставки одной ТНУ составит:

15000000+15000000*0,07+15000000*0,05 = 16800000 тг.

Стоимость материалов и  комплектующих для модификации  исходных ТНУ марки GSHP 950 P в ТНУ  с поплавково-маятниковым испарителем  составляет 5573700 тг для одной ТНУ. С учетом доставки и упаковки (+12%):

5573700 × 1,12 = 6242544 тг.

Заработная плата сотрудников, задействованных в проекте, за один месяц составит 450000 тг. (7 человек). Социальные налог и социальные отчисления составляют 44550 тг. Предполагаемый выпуск ТНУ - 3 единицы в месяц. Следовательно, на одну единицу продукции придется 150000 тг. заработной платы и 14850 тг. начислений на заработную плату.

Оборудование для реконструкции  ТНУ будет закупаться в Германии и Швеции. Стоимость оборудования для реконструкции ТНУ 2500000 тг. Предполагаемая норма амортизации оборудования 10%. Следовательно, в год амортизационные отчисления составят:

2500000×10% = 250000 тг.

Амортизационные отчисления в месяц:

250000/12 = 20833 тг.

Амортизационные отчисления на одну ТНУ составят 6944,3 тг.

Для сборки ТНУ будут  задействованы 10 станков мощностью 2-3 КВт/ч. Приблизительное время работы станков 6 часов в день. Исходя из этих данных, можно рассчитать потребление электроэнергии на технологические нужды в месяц:

10×2×6×24 = 2880 КВт

Стоимость одного киловатта  составляет 11,565 тенге с учетом НДС. Расходы на электроэнергию составят: 2880× 11,565 = 33307,2 тенге в месяц.

Расходы электроэнергии на реконструкцию одной ТНУ составят 11102,4 тг.

 Аренда здания для  размещения участка предполагается на долгосрочной основе, не менее 15-20 лет, возможен вариант последующего его  выкупа. Стоимость аренды определяется из расчета площади здания. Площадь здания составляет 225 кв.м., стоимость аренды одного кв.м. 2000 тенге в месяц с учетом коммунальных платежей. Тогда аренда всего здания потребует:

225×2000 = 450000 тг.

Расходы по оплате аренды из расчета на единицу ТНУ составят 150000тг. в месяц.

За месяц расходы  на рекламу составят 100000 тг. При распределении  расходов на рекламу на 3 единицы ТНУ, на одну ТНУ придется 33333 тг.

Себестоимость единицы  ТНУ составит:

16800000+6242544+150000 + 44556 + 6944,3 + 11102,4 + 150000 + 33333 = 23438479,7 тг.

На прибыль производственного  участка планируется заложить 10% от себестоимости производимых ТНУ с учетом инфляции.

Информация о работе Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан