Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью научной работы является изучение условий, необходимых для формирования и развития «зеленой» экономики, и разработка рекомендаций использования финансовых инструментов стимулирования «зеленого» развития Республики Казахстан. Для достижения цели в проекте были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических основ развития «зеленой» экономики; анализ мирового опыта реализации концепции «зеленой» экономики с целью определения возможностей его использования в условиях Республики Казахстан; исследование основных предпосылок формирования национальной модели «зеленой» экономики в Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭКОПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИИ МАЯТНИКОВЫХ ИСПАРИТЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ТЕПЛОНАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ

5 ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

готовый проект.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Тогда цена реализации ТНУ  составит 23438480×(1+0,1) = 25782328 тг.

Для внедрения проекта  по утилизации тепла сбросных вод  и перевода их в замкнутый цикл с помощью ТНУ с поплавково-маятниковым испарителем УК ТЭЦ потребуется приобрести 8 ТНУ по цене 25782328 тг за единицу, и значит, необходимо будет инвестировать 206258624 тенге. Ожидаемая прибыль после внедрения проекта 2,2 млрд. тенге в год. Следовательно, ежемесячный денежный поток составит 183333333  тенге.

Для оценки эффективности инвестиционной программы будут использованы следующие показатели: срок окупаемости (РР), чистый приведённый доход (NPV), индекс рентабельности (PI) [9].

Период окупаемости (PP) определяется как ожидаемое число  лет, необходимое для полного возмещения инвестиционных затрат и рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя PP имеет вид:

                                 PP = min n, при котором                 (1)                

где  IC – общие затраты по проекту.

 

Данный проект окупится за 1,2 месяца.

Чистый приведенный  доход - это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню. Показатель NPV представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Поскольку денежные платежи оцениваются с учётом их временной стоимости и рисков, NPV можно интерпретировать, как стоимость, добавляемую проектом. Ее также можно интерпретировать как общую прибыль инвестора.

Расчет NPV осуществляется по формуле (2):

 

                    

,                                                    (2)

 

 

где  CFt – ожидаемый приток (отток) денежных средств за период t;

 n – общий период реализации проекта;

 r – цена капитала проекта.

 

Очевидно, что если: NPV>0, то проект следует принять;

NPV<0, то проект следует отвергнуть;

NPV=0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

При расчете NPV коэффициент дисконтирования принимается равным 12%, месячная норма доходности равна 1%. Используя данную ставку дисконта можно рассчитать значение чистой текущей стоимости. Расчет проводится, начиная с 8-го месяца, т.к. в проект вступает в эксплуатационную стадию с 8-го месяца:     

                           

                     12

NPV = ∑183333333 / (1+0,01)k –206258624= 623669914 тг.

                       k=8

          

Полученное значение подтверждает целесообразность проекта.

Индекс рентабельности инвестиций (англ. PI от англ. Profitability Index)  рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям.

Индекс рентабельности характеризует уровень доходов  на единицу затрат, т. е. эффективность вложений - чем больше значение этого показателя, тем выше отдача от каждой вложенной денежной единицы, инвестированной в проект (при PI>1 проект можно принимать к рассмотрению).

Индекс рентабельности (Profitability Index, PI) рассчитывается по формуле (3):

           

,                                  (3)

 

 


 

где  CIFt – ожидаемый приток денежных средств, или доход;

COFt – ожидаемый отток денежных средств, или затраты;

 k – количество периодов осуществления затрат.

 

Очевидно, что если: PI>1, то проект следует принять;

PI<1, то проект следует отвергнуть;

PI=1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Индекс рентабельности проекта равен 4,05. Это говорит  о том, что каждый тенге, вложенный в проект приносит 4,05 тенге дисконтированных доходов либо о том, что проект является эффективным даже при росте первоначальных затрат в 4,05 раза

Таким образом, по результатам  проведенных предварительных расчетов можно сделать вывод, что внедрение  на УК ТЭЦ проекта по утилизации тепла сбросных вод и перевода их в замкнутый цикл с помощью ТНУ с поплавково-маятниковым испарителем, является эффективным с позиции экономических и финансовых аспектов.

Экономическая оценка ущерба от негативного  воздействия УК ТЭЦ  на окружающую среду после внедрения  проекта по утилизации тепла сбросных вод и перевода их в замкнутый цикл с помощью ТНУ с поплавково-маятниковым испарителем.

При внедрении проекта  на УК ТЭЦ с помощью ТНУ с  поплавково-маятниковым испарителем  будут утилизироваться 561 тыс. Гкал (1536 Гкал *365 дней) тепла. Такое количество тепла соответствует сжиганию 147543 тонн угля, следовательно, условная экономия топлива составит  147543 тонны угля. Исходя из этого, можно рассчитать снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На одну условную тонну угля приходится:  0,0048 т оксида азота;  0,01 т диоксида серы;  0,003 т золы угольной.

Используя эти данные можно рассчитать содержание каждого  из загрязняющих веществ в условно сэкономленном топливе:

147543×0,0048 = 708 т оксида  азота; 147543×0,01 = 1475 т диоксида серы; 147543×0,003 = 443 т золы угольной.

После внедрения проекта  валовые выбросы составят:

3300 - 708 = 2592 т оксид азота; 6889 - 1475 = 5414 т диоксид серы;

2061- 443 = 1618 т зола угольная.

В таблице 9 представлены данные для расчета экономической  оценки ущерба от негативного воздействия УК ТЭЦ на окружающую среду.

 

Таблица 3 – Данные для расчета экономической оценки ущерба от загрязняющих веществ  

Загрязняющие вещества

Сфактi

Cнормi

Ai

Свыб

К1

К2

Т

Оксид азота

82

100

25

4375

1

1

1080

Диоксид серы

171,7

200

20

3500

1

1

1080

Зола угольная

51,3

50

6,67

1750

1

1

1080


 

Выбросы оксида азота  и диоксида серы отвечают нормативам, ущерб наносит только выброс золы угольной.

Uзола угольная = (51,3-50) ×3600/1000000×6,67×1080×10×1750 = 589975 тенге.

  По результатам  проведенных расчетов можно сделать вывод, что  внедрение проекта по утилизации тепла сбросных вод и перевода их в замкнутый цикл с помощью ТНУ с поплавково-маятниковым испарителем окажет положительное влияние на финансовое состояние УК ТЭЦ.

 

5 ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Решающая роль при  создании условий для перехода к «зеленой» экономике отводится финансовым инструментам. В развитых странах используется более 80 различных экономических инструментов, стимулирующих использование экологически благоприятных технологий.

Мощным стимулом для  перехода к «зеленой» экономике  являются субсидии, предоставляемые в интересах общества или имеющие позитивный внешний эффект. «Зеленые» субсидии, такие, как меры по поддержке цен, налоговые стимулы, прямые гранты и гарантии по кредитам, могут применяться для различных целей: для быстрого принятия мер во избежание замораживания средств в «неустойчивых» активах и системах или потери ценного природного капитала, от которого зависит существование людей; для обеспечения создания «зеленой» инфраструктуры и внедрения «зеленых» технологий, особенно предоставляющих существенные финансовые или нефинансовые преимущества, труднодостижимые для частных компаний; для поддержки находящихся в начальной стадии развития «зеленых» отраслей в рамках стратегии накопления сравнительных преимуществ и стимулирования долгосрочной занятости и роста.

Налоговые стимулы могут  способствовать инвестициям в «зеленую»  экономику и мобилизации частного капитала. Подобные стимулы могут быть ориентированы как на потребление, так и на производство товаров или оказание услуг. Экологические налоги можно разделить на две большие категории: налоги по принципу «платит загрязнитель», которые взимаются с производителя или потребителя по месту загрязнения, и налоги по принципу «платит пользователь» - налоги на добычу или использование природных ресурсов. Оказалось, что введение платы за загрязнение также стимулирует инновации и использование новых технологий, поскольку компании начинают искать более «чистые» альтернативы.

В протовоположность  налогам, которые устанавливают  цену зазагрязнения и затем позволяют  рынку самому определить уровень  загрязнения, схемы предоставления разрешений с правом продажи, включая схемы с установлением предельного уровня и торговлей невыбранными квотами, сначала определяют общий допустимый уровень загрязнения, а затем предоставляют открытому рынку возможность определить цену.

Хотя частный капитал  и во много раз превышает по объему финансовые ресурсы государственного сектора, для многих развивающихся стран он малодоступен. В связи с этим значительная часть средств, необходимых для масштабных «зеленых» инвестиций на начальных этапах перехода к «зеленой» экономике, должна будет поступить из принципиально новых механизмов финансирования. В этом смысле большие надежды возлагаются на новый Зеленый климатический фонд и проект REDD+ как на механизмы, способные предоставить финансирование, достаточное для эффективного перехода к «зеленой» экономике.

В странах, где  государственный бюджет невелик, наилучшими возможностями для предоставления финансовой помощи, которая поможет  этим странам встать на путь «зеленого» развития, обладают международные и  местные институты финансирования развития. К числу таких институтов относятся международные банки развития, такие, как Всемирный банк, региональные и субрегиональные банки развития, двусторонние агентства по содействию развитию, такие, как KFW в Германии и Caisse des Depots и AFD во Франции, а также национальные банки развития, например, BNDES в Бразилии, DBSA в ЮАР и CDB в КНР.

Для эффективного решения  проблем, связанных с финансированием  долгосрочных потребностей озеленения глобальной экономики, в краткосрочной и среднесрочной перспективе особого внимания потребуют следующие виды деятельности:

  • Формирование двойной роли государственных и частных финансовых институтов в упрощении перехода к зеленой экономике;
  • поощрение более активного участия финансовых институтов по вопросам развития, банков и институциональных инвесторов в инициативах совместного зеленого инвестирования;
  • поощрение использования компаниями и отраслями обязательных интегрированных систем, позволяющих принимать информированные инвестиционные решения на основе общих результатов деятельности компаний, включая вопросы экологии и социального управления;
  • поощрение применения и развития критериев экологически чистого и социально ответственного управления во всех четырех компонентах финансовой системы: посредники, рынки капитала, инфраструктура, рейтинговые агентства и нормотворческие органы;
  • отслеживание новых тенденций в потоках зеленых инвестиций.

В Республике Казахстан должные механизмы поддержки наилучших технологий только начинают развиваться.

На первоначальном этапе экологизации экономики Республики Казахстан проблема обеспечения инвестициями играет ключевую роль. Анализируя  инвестиционные перспективы, следует учитывать  специфичность  и масштабность необходимых объемов инвестиций  для различных  категорий  объектов, нуждающихся  в  зеленых инвестициях.  В качестве  источников  инвестиций  в аналитических проектах, а также базовых стратегических документах [10,11,12]

рассматриваются: экологические и ликвидационные фонды, механизмы Киотского протокола, финансовая помощь международных организаций, иностранные инвестиции,  частно-корпоративные  доходы от реализации продукции и услуг, кредиты банков второго уровня и  институтов развития, входящих в состав Фонда национального благостотояния «Самрук-Казына».  У всех перечисленных  источников  уже имеются механизмы реализации, либо существуют определенные перспективы их  создания.

Среди выделенных источников наибольшее значение отводится государственной поддержке. Высокие ставки на кредитные ресурсы делают практически недоступным банковское кледитование, особенно в ситуациях  потребности в «длинных деньгах».  Позитивные перспективы будут зависеть  от введения в  кредитный  оборот средств  пенсионных фондов, а также средств накоплений домашних хозяйств - при существенном повышении доходов населения.

Среди институтов развития, входящих в состав ФНБ «Самрук-Казына» наиболее  близкими по специализации к задачам  инвестирования мер по экологизации экономики являются Банк развития Казахстана и Национальный управляющий холдинг «КазАгро». Целями деятельности Банка развития являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности. Банк развития Казахстана, уже играет ведущую роль в  кредитовании  с «мягкими» ставками проектов в разных отраслях экономики, включая промышленные проекты с природоохранным  обеспечением.  Банк пока не может финансировать частично окупаемые  инвестиционные проекты, включая проекты по отраслям, не указанным в Меморандуме о кредитной политике, а также не может осуществлять операции  безвозвратного (грантового) финансирования. Для того чтобы расширить  функции Банка Развития на операции с  проектами в области охраны окружающей среды  в контексте экологизации низкорентабельных отраслей экономики,  необходимы соответствующие дополнения в Меморандум кредитной политики. Проекты ирригации, водосбережения, диверсификации земледелия, рекультивации и  повышения плодородия земель могут рассчитывать на поддержку  других действующих институтов, таких как «Аграрная кредитная корпорация»  и «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», входящих в холдинг «Казагро».

Информация о работе Основные перспективы развития зеленной экономики в Республике Казахстан