Основные понятия и виды франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных
странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития
франчайзинга в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………4
1.1 История развития франчайзинга…………………………………………….4
1.2 Основные понятия и виды франчайзинга…………………………………6
2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………11
2.1 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза…………11
2.2 Тенденции развития франчайзинга в США………………………………13
3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………15
3.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке……………15
3.2 Российские франчайзинговые программы: содержания и особенно-сти………………………………………………………………………………...19
3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении фрачайзинга на современном этапе………………………………………………………………21
3.4 Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик франчайзинг.docx

— 127.34 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………4

1.1 История развития франчайзинга…………………………………………….4

1.2 Основные понятия и  виды франчайзинга…………………………………6

2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………11

2.1 Использование франчайзинга  в экономике стран Евросоюза…………11

2.2 Тенденции развития  франчайзинга в США………………………………13

3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ       ЭТАПЕ……………………………………………………………………………15

3.1 Современное состояние  франчайзинга на российском рынке……………15

3.2 Российские франчайзинговые программы: содержания и особенности………………………………………………………………………………...19

3.3. Проблемы, возникающие  при применении  и внедрении  фрачайзинга на современном этапе………………………………………………………………21

3.4 Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время, ни у кого уже  не вызывает сомнения тот факт, что  эко-

номическая политика России за последнее десятилетие подвергнута значительным изменениям. Среди лавины западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на неискушенного российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, называемый «в Отечестве» коммерческой концесией. Перечень наиболее известных компаний, существующих на российском рынке благодаря коммерческой концессии, внушителен: Мак-доналдс, Пицца-хат, Кока-кола, Пепси-кола, Баскин Роббинс, Русское бистро, Ростикс, Патио-Пицца, T.J.I. Friday's и многие другие, что неудивительно, поскольку показатель успеха предприятий, практикующих франчайзинг, достигает 75 –95 процентов в зависимости от сферы деятельности [1].

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические  основы франчайзинга;

2) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных

странах;

4) раскрыть проблемы и  обозначить перспективы развития

франчайзинга в России.

Таким образом, объектом исследования является франчайзинг и его виды, предметом – целесообразность и возможности использования франчайзинга на современном этапе развития России и мировой опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

1.1 История развития  франчайзинга

 

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина,

определяющего право на свободу  ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог . В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли фрашизы на коммерческую деятельность любого типа.

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в

экономике, хотя его корни  уходят в средневековье. До сих пор  юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной  властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой  Англии король предоставлял знати различные  права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. Таким образом, издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга [2].

В последующие века с развитием  экономики государств развивалась  и

претерпевала изменения сама концепция франчайзинга. В 40-х годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это событие как раз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска [3].

Современная концепция франчайзинга появилась после второй миро-

вой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично -туристического сектора и индустрии общественного

питания.

В 1950 год началась эра  современного франчайзинга. Ее открыл Рэй

Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей . Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса [6].

60 - 70ые годы - период наибольшего  подъема франчайзингового биз-

неса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа "липовых" франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справедливых

франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации [8].

В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не полу-

чил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

Хотелось бы отметить, что  сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, история её возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг,

рассматриваются далеко не всегда.

 

1.2 Основные понятия  и виды франчайзинга

 

В отечественной экономической  литературе термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них

признаки, можно сформулировать следующее определение:

Франчайзинг - это форма  предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта [5].

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в

право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того,как компания доказала работоспособность своей бизнес - концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу[9].

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность

обучения и помощь при  создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором.

Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает

франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору [7].

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для

обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям .

Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со

стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.

Существуют три основных вида франчайзинга.

1)Товарный франчайзинг;

2)Производственный франчайзинг;

3)Деловой франчайзинг  или франчайзинг бизнес формата.

    • Товарный франчайзинг

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи,как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу.

Как правило, для товарного  франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг [4].

    • Производственный франчайзинг

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве

Информация о работе Основные понятия и виды франчайзинга