Основные понятия и виды франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных
странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития
франчайзинга в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………4
1.1 История развития франчайзинга…………………………………………….4
1.2 Основные понятия и виды франчайзинга…………………………………6
2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………11
2.1 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза…………11
2.2 Тенденции развития франчайзинга в США………………………………13
3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………15
3.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке……………15
3.2 Российские франчайзинговые программы: содержания и особенно-сти………………………………………………………………………………...19
3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении фрачайзинга на современном этапе………………………………………………………………21
3.4 Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик франчайзинг.docx

— 127.34 Кб (Скачать файл)

В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (53 %). В 2011г. по сравнению с 2010 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %,в торговле обувью на 84,6 %.

Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке

одежды и обуви в  докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников

сети [15] (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура рынка франшиз  в секторе торговли

непродовольственными товарами в 2011 г.

 

Наименование товара

Доля в общем уд. весе (%)

Одежда

45

Обувь

8

Подарки

14

Товары для детей

5

Прочие товары

8

Спорттовары

6

Электро-бытовая техника

7

Мебель

6


 

В других секторах также  происходил рост количества франшиз, при

этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.

В 2011 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере

услуг. По данным официальной  статистики на ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.

Таблица 4

Структура рынка франшиз  в сфере услуг в 2011 г.

 

Наименование услуги

Доля в общем уд. весе (%)

Туризм (спорт)

13%

Услуги для детей

2%

Персональные услуги (фитнес, салон красоты)

16%

Мед. услуги (центры, аптеки)

10%

Недвижимость

4%

Услуги для бизнеса

36%

Услуги для дома

3%

Бытовые услуги

10%

Образование

6%


 

Наибольшее количество предложений  франшиз было в секторе услуг

для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги.

 

 

3.2 Российские  франчайзинговые программы:

содержания и  особенности

 

Отцом российского франчайзинга называют известного предпринимателя Владимира Довганя. Его небезызвестная «Дока» сталачленом МАФ. Он основал сразу две франшизы – «Дока-хлеб» и «Дока- пицца» и выпускал лицензии десятками. Но компании ушли с рынка из-за низкого качества продуктов и сервиса. Чтобы избежать этого, нужна детальная стандартизация бизнес-процессов и параметров. От выбора помещения до различных ситуаций в период ведения операционной деятельности [11].

С тех пор прошло уже  более 15 лет, и его примеру последовало более пяти с половиной тысяч предпринимателей, выбравших франчайзинг в качестве основной модели бизнеса. Кстати, далеко не все из них работают под брэндами иностранных компаний, ведь в России на сегодняшний день развивают свои сети более ста компаний франчайзеров [18].

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург,Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

Таблица 5

Франшизы России по федеральным  округам в 2011 г.

 

Название федерального округа

Уд. вес в общем объеме (%)

Центральный Федеральный  округ

70

Северо-Западный Федеральный  округ

9

Южный Федеральный округ

1

Приволжский Федеральный  округ

3

Уральский Федеральный округ

3

Сибирский Федеральный округ

4

Дальневосточный Федеральный  округ

0

Неизвестный регион

10


 

 

В результате анализа действующих  на российском рынке товаров и

услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме- франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере

розничной торговли (продукты питания - «Копейка», «Пятерочка», «Квартал Виктория» и др., одежда — «Sela», «Джинсовая симфония», обувь -«Эконика», «Монарх») и быстрого питания («Елки-палки», «Сбарро», Subway и др.). В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, однако и здесь есть свои лидеры, например «1С».

 

 

3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении франчайзинга на современном этапе

 

Отношения франчайзинга формируют два основных элемента: это передача франчайзи права пользования комплексом исключительных прав франчайзера (брэндом, а также производственными и коммерческими секретами) и предоставление льгот, преференций, различных форм поддержки со стороны франчайзера. Увы, в обоих случаях немало «подводных камней».

Существует множество  преднамеренно запутанных, мошеннических

схем, в рамках которых  франчайзер получает деньги по договору, продавая фактически не существующий, никому не известный, а потому не имеющий ценности брэнд. Порою речь идет о банальном обмане, когда франчайзер многократно завышает суммы предполагающихся доходов, обещая потенциальному партнеру просто золотые горы. Во многих странах для предотвращения подобных случаев действует целый свод законов и подзаконных актов, регулирующих соблюдение правил честного ведения бизнеса и направленных на строгое выполнение всех обязательств, взятых на себя франчайзе-

ром в отношении будущего франчайзи.

Другой проблемный узел –  исключительные права франчайзера. Во-

первых, следует выяснить, владеет ли он этими правами в  действительности.

Например, в договоре написано, что франчайзер передает в пользование «комплекс исключительных прав» - права на коммерческое обозначение, торговую марку и коммерческую информацию (ноу–хау). Так вот, в рамках этой формулировки он передает вам «ничто». В нашем законодательстве очень плохо, если не сказать совсем, не определено, что такое коммерческое обозначение.

        Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные  проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

1.Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инстру-

мент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно  отнести:

  • нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
  • отсутствие у большинства предпринимателей – потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • сложность, а порой и невозможность получения кредитов для со-

здания стартового капитала.

2. Организационно-правовые  проблемы. Хотя франчайзинг - это  экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

3. Социально-психологические  проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов

франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

Особое место среди  проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Подводя итог анализу проблем  франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия

 

3.4. Перспективы и пути наиболее эффективного использования

франчайзинга  в экономике России

 

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в

нашей стране в ближайшее  время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимате-

лей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой про-

дукции и услуг [7].

Кроме того, в ближайшее  время ряд компаний, активно использующих

коммерческую концессию  в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Наиболее привлекательные регионы деятельности франчайзинговых компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье Краснодарский край.

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя

потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки. Применение и развитие франчайзинга в России с участием крупных иностранных компаний способствует содействию инновационного развития, внедрению новых стандартов организации бизнеса и повышению предпринимательской культуры на российском рынке.

Несомненно, двумя самыми главными факторами, определяющими

развитие франчайзинга, станут оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С другой стороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса [17].

Другой благоприятный  внешний фактор — готовность все  большего

числа прибыльных организаций  развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

Информация о работе Основные понятия и виды франчайзинга