Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных
странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития
франчайзинга в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………4
1.1 История развития франчайзинга…………………………………………….4
1.2 Основные понятия и виды франчайзинга…………………………………6
2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………11
2.1 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза…………11
2.2 Тенденции развития франчайзинга в США………………………………13
3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………15
3.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке……………15
3.2 Российские франчайзинговые программы: содержания и особенно-сти………………………………………………………………………………...19
3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении фрачайзинга на современном этапе………………………………………………………………21
3.4 Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..35
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (53 %). В 2011г. по сравнению с 2010 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %,в торговле обувью на 84,6 %.
Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке
одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников
сети [15] (см. табл. 3).
Таблица 3
Структура рынка франшиз в секторе торговли
непродовольственными товарами в 2011 г.
Наименование товара |
Доля в общем уд. весе (%) |
Одежда |
45 |
Обувь |
8 |
Подарки |
14 |
Товары для детей |
5 |
Прочие товары |
8 |
Спорттовары |
6 |
Электро-бытовая техника |
7 |
Мебель |
6 |
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при
этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
В 2011 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере
услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
Таблица 4
Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2011 г.
Наименование услуги |
Доля в общем уд. весе (%) |
Туризм (спорт) |
13% |
Услуги для детей |
2% |
Персональные услуги (фитнес, салон красоты) |
16% |
Мед. услуги (центры, аптеки) |
10% |
Недвижимость |
4% |
Услуги для бизнеса |
36% |
Услуги для дома |
3% |
Бытовые услуги |
10% |
Образование |
6% |
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг
для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги.
3.2 Российские франчайзинговые программы:
содержания и особенности
Отцом российского франчайзинга называют известного предпринимателя Владимира Довганя. Его небезызвестная «Дока» сталачленом МАФ. Он основал сразу две франшизы – «Дока-хлеб» и «Дока- пицца» и выпускал лицензии десятками. Но компании ушли с рынка из-за низкого качества продуктов и сервиса. Чтобы избежать этого, нужна детальная стандартизация бизнес-процессов и параметров. От выбора помещения до различных ситуаций в период ведения операционной деятельности [11].
С тех пор прошло уже более 15 лет, и его примеру последовало более пяти с половиной тысяч предпринимателей, выбравших франчайзинг в качестве основной модели бизнеса. Кстати, далеко не все из них работают под брэндами иностранных компаний, ведь в России на сегодняшний день развивают свои сети более ста компаний франчайзеров [18].
Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург,Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
Таблица 5
Франшизы России по федеральным округам в 2011 г.
Название федерального округа |
Уд. вес в общем объеме (%) |
Центральный Федеральный округ |
70 |
Северо-Западный Федеральный округ |
9 |
Южный Федеральный округ |
1 |
Приволжский Федеральный округ |
3 |
Уральский Федеральный округ |
3 |
Сибирский Федеральный округ |
4 |
Дальневосточный Федеральный округ |
0 |
Неизвестный регион |
10 |
В результате анализа действующих на российском рынке товаров и
услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме- франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.
Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере
розничной торговли (продукты питания - «Копейка», «Пятерочка», «Квартал Виктория» и др., одежда — «Sela», «Джинсовая симфония», обувь -«Эконика», «Монарх») и быстрого питания («Елки-палки», «Сбарро», Subway и др.). В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, однако и здесь есть свои лидеры, например «1С».
3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении франчайзинга на современном этапе
Отношения франчайзинга формируют два основных элемента: это передача франчайзи права пользования комплексом исключительных прав франчайзера (брэндом, а также производственными и коммерческими секретами) и предоставление льгот, преференций, различных форм поддержки со стороны франчайзера. Увы, в обоих случаях немало «подводных камней».
Существует множество преднамеренно запутанных, мошеннических
схем, в рамках которых франчайзер получает деньги по договору, продавая фактически не существующий, никому не известный, а потому не имеющий ценности брэнд. Порою речь идет о банальном обмане, когда франчайзер многократно завышает суммы предполагающихся доходов, обещая потенциальному партнеру просто золотые горы. Во многих странах для предотвращения подобных случаев действует целый свод законов и подзаконных актов, регулирующих соблюдение правил честного ведения бизнеса и направленных на строгое выполнение всех обязательств, взятых на себя франчайзе-
ром в отношении будущего франчайзи.
Другой проблемный узел – исключительные права франчайзера. Во-
первых, следует выяснить, владеет ли он этими правами в действительности.
Например, в договоре написано, что франчайзер передает в пользование «комплекс исключительных прав» - права на коммерческое обозначение, торговую марку и коммерческую информацию (ноу–хау). Так вот, в рамках этой формулировки он передает вам «ничто». В нашем законодательстве очень плохо, если не сказать совсем, не определено, что такое коммерческое обозначение.
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
1.Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инстру-
мент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
здания стартового капитала.
2. Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.
3. Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия
3.4. Перспективы и пути наиболее эффективного использования
франчайзинга в экономике России
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в
нашей стране в ближайшее
время следует ожидать
Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимате-
лей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой про-
дукции и услуг [7].
Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих
коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Наиболее привлекательные регионы деятельности франчайзинговых компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье Краснодарский край.
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя
потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Применение и развитие франчайзинга в России с участием крупных иностранных компаний способствует содействию инновационного развития, внедрению новых стандартов организации бизнеса и повышению предпринимательской культуры на российском рынке.
Несомненно, двумя самыми главными факторами, определяющими
развитие франчайзинга, станут оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С другой стороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса [17].
Другой благоприятный внешний фактор — готовность все большего
числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.