Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью работы является анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы франчайзинга;
2) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в зарубежных
странах;
4) раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития
франчайзинга в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………4
1.1 История развития франчайзинга…………………………………………….4
1.2 Основные понятия и виды франчайзинга…………………………………6
2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………11
2.1 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза…………11
2.2 Тенденции развития франчайзинга в США………………………………13
3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………15
3.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке……………15
3.2 Российские франчайзинговые программы: содержания и особенно-сти………………………………………………………………………………...19
3.3. Проблемы, возникающие при применении и внедрении фрачайзинга на современном этапе………………………………………………………………21
3.4 Перспективы и пути наиболее эффективного использования франчайзинга в экономике России………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..35
безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г . Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом
программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий [11].
Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При
этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение
малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.) [15].
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие пер вого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца [2].
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капи-
тала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы :
франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где
франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций [1].
2. ФРАНЧАЙЗИНГ
КАК МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
2.1 Использование
франчайзинга в экономике
После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе
разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области распределения (особенно Франция). В то же время, франчайзинг фактически не существует в определенных областях деятельности: например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере (см. рис. 1).
Рис. 1. Отраслевая структура использования франчайзинга в
Европе,2011 год
На институционном уровне, система франчайзинга представлена и
продвинута Европейской Федерацией Франчайзинга (ЕФФ), которая является
некоммерческой международной ассоциацией, основанной в 1972 г.
Ее миссия и основные цели:
членов на международной арене;
В 1977 году была создана Британская Франчайзинговая Ассоциация
(БФА) (British Franchise Аssociation), которая впервые в истории дала четкиет определения понятия франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (Франчайзором) другому лицу (Франчайзи).
В настоящее время в Европе функционируют 4 500 франчайзинговых
систем, у каждой из них в среднем 37 партнеров, их общий товарооборот составляет 150 млрд долл. США. Тем не менее, степень развития франчайзингого бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где объем подобного рода сделок превысил 800 млрд долл. США [19].
Рейтинг стран Евросоюза по числу франчайзинговых сетей, 2011 г.
Таблица 1
Страна |
Франчайзеры |
Франчайзи |
Великобритания |
670 |
29100 |
Германия |
598 |
28000 |
Франция |
517 |
27851 |
Италия |
502 |
26274 |
Венгрия |
220 |
5000 |
Чехия |
79 |
260 |
2.2. Тенденции развития франчайзинга в США
В Соединенных Штатах Америки
франчайзинг впервые начал
Американское правительство рассматривает франчайзинг как одну из
предпочтительных форм международной активности и поддерживает выход франчайзеров на территорию других государств. По мнению Американского министерства торговли, из всех возможных способов выхода на зарубежные рынки «наиболее популярный, самый дешевый и самый быстрый метод- техника «франшизы». Международный франчайзинг рассматривают в США как быстрое средство получения иностранной валюты с относительно маленькими финансовыми инвестициями за границей.» [16]
Этап современного франчайзинга в США относят к концу 50-началу
60-х годов прошлого века. По мнению американских специалистов, франчайзинг стимулирует национальную экономику и увеличивает возможность выхода и развития на территории других государств. С точки зрения интересов национальной экономики- это возможность «покупки рабочего места»
для населения и предсказуемость развития бизнеса, с точки зрения выхода за пределы страны- это репутация американского бизнеса, возврат денежных средств в страну, дополнительные коммерческие возможности для бизнеса, дополнительные политические рычаги для государства.
По данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA) каждые восемь минут рабочего дня в США создается новая франшизная точка. Вот несколько цифр, характеризующих уровень развития франчайзинга в США.
Имеется более 2000 франшизных систем в более 75 видах деятельно-
сти. Количество франшизных предприятий достигает 767 000. На одного франчайзора приходится в среднем 380 франшизных точек. Однако большинство франчайзоров имеет менее 100 точек [16].
Бесспорным мировым лидером и родоначальником современного
франчайзинга являются США. На конец 2009 года в США было создано 883 292 франчайзинговых компании. Они обеспечили 9,5 млн. рабочих мест и произвели $844,7 млн. продукции для национальной экономики.
Согласна прогнозу PricewaterhouseCoopers в 2011 году экономика
страны начнет медленно восстанавливаться. На фоне подъема ожидается увеличение активности мелкого и среднего бизнеса. При традиционной государственной поддержке франчайзинга, по мнению специалистов, количество франчайзинговых компаний в США достигнет 901 093, то есть превысит показатели кризисного 2008 года.Темп роста по сравнению с 2010 г. предположительно составит 2%.
Таблица 2
Динамика показателей франчайзингового бизнеса в США в
2008-2011 годах
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009/2010 |
2010/2011 | |
Франчайзинговые компании, ед |
847 244 |
883 984 |
883 292 |
901 093 |
-0,1% |
2,0% |
Занятость населения, тыс. |
9 859 |
9 931 |
9 522 |
9 558 |
-4,1% |
0,4% |
Выпуск продукции, млн.долл. |
802,9 |
850,4 |
844,7 |
868,3 |
-0,7% |
2,8% |
3. РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Современное
состояние франчайзинга на
Франчайзинг в России развивается с начала 1990-х годов, когда появились несколько отечественных компаний-франчайзеров (преимущественно в сфере общепита). Некоторые считают годом рождения российского франчайзинга 1993-й, когда компания «Баскин Робинс» (Baskin Robins) продала первую франшизу в России.
На начало 2011 года в стране работало порядка 450 франчайзеров. В
течение почти 10 лет рост их числа происходил плавно, однако начиная с 2004 года отмечается бурное развитие франчайзинга, и, соответственно, увеличение количества франшиз.
Самыми известными в России франчайзинговыми компаниями являются Subway, Ростик’с / KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage, крупные нефтяные компании (джобберские сети). Многие российские франчайзеры имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах.
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году.Председатель Совета директоров — Александр Майлер. Ассоциация является членом World Franchise Council — Всемирного Совета по франчайзингу. РАФ занимается содействием в продвижении бизнеса членов ассоциации и их интересов перед государственными и прочими организациями, популяризацией франчайзинга. Организовывает и принимает участие в тематических выставках и конференциях, издает путеводители по франчайзингу, ведет онлайн-каталог франшиз «Вселенная франчайзинга». Членами ассоциации является более 40 компаний [14].
Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг
в России, является 54-я глава Гражданского кодекса. В марте 2010 года РАФ утвердила свои предложения по изменению 54-й главы ГК, которые призваны исправить наиболее существенные проблемы текущей редакции: терминологию, вопросы регистрации договоров, порядок раскрытия информации и т.д.
В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с
использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2011 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2011 г. количество франшиз по сравнению с 2010 г. возросло более чем на 40 % (см. рис.2).
Рис. 2. Структура рынка франшиз в 2011 г.
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли
непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2011 г. 52 %.
Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2011 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.