Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:46, реферат
Базовыми понятиями экономической информатики являются:
информационный процесс;
данные;
информация и экономическая информация;
знания;
задача и экономическая задача;
Таким образом, как данные, так и знания служат исходным материалом для получения информации. На рис. представлена иерархия и содержание рассмотренных фундаментальных понятий информатики.
Данные в форме сообщений появляются как периодически, так и нет. Обработанные в соответствии с целью и проанализированные в соответствии с приемами дедукции, они превращаются в информацию, Отражающую смысл данных (причинно-следственные связи. Дальнейшее обобщение информации (синтез) на основе приемов индукции позволяет получить знания.
Для формального представления знаний используется понятие «онтология», которое с недавних пор стало рассматриваться не только как учение о бытии, но и как спецификация некоторой предметной области. Под спецификацией понимается формальное описание знаний на специализированном языке, допускающем компиляцию в машинные коды. Для представления знаний создается много онтологий, которые могут находится в иерархической зависимости:
Спецификация знаний, являясь формальным отражением некоторой предметной области, обычно представляется в виде:
,
где П- множество понятий предметной области;
Е – множество отношение между понятиями;
И – множество операций интерпретации (аксиомы), заданных на
концептах и отношениях.
Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.
Задача, экономическая задача
Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель. Например, в качестве задачи может служить требование: ²повысить конкурентоспособность в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:
,
где - наименование задачи;
- цель, которая должна быть достигнута в результате решения
задачи;
- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;
- операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,
чтобы задача была решена.
В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде:
З = <дано А, следует получить В>.
Исходные данные А задаются в различных формах: базы данных, базы знаний, отельные показатели, таблицы, управленческие документы, сигналы. Результаты В могут иметь форму таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д.
Операции О могут принимать различные формы: инструкций, рецептов, компьютерных программ, методик, директив и т. д. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в достижении целей управления.
Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5).
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на
- поисковые;
- расчетные (транзакционные);
-аналитические;
-интеллектуальные.
Иллюстрируется такая классификация на рис. 1.6.
Поисковые задачи, для
решения которых разработаны
специальные информационно-
Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).
В практике решения такого рода задач довольно часто используются понятия трансакция и транзакция. Введем их определение:
В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так оно имеет непосредственное отношение к компьютеру.
В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном решаются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты (как сделать чтобы…?).
Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование достижений в области искусственного интеллекта: экспертных систем, средств обработки нечетких множеств и слабоструктурированных данных, интеллектуальной обработки данных (Business Intelligence), нейросетей, агентно-ориентированных систем и т. д.
Эволюция информационных технологий в значительной степени определяется их интеллектуализацией. Ключевым компонентом интеллектуальных информационных технологий является искусственный интеллект. Под интеллектуальными системами понимают любое биологическое или искусственно созданная формальная система, проявляющая способность ц целенаправленному поведению.
Система считается интеллектуальной, если в ней реализованы три базовые функции:
В последнее время
быстрыми темпами развиваются такие
направления как
2. Информационные системы и информационные технологии, их роль и место в системе управления
Информационные системы существовали всегда. Они могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать. Например, во времена Конфуция в древнем Китае управление осуществлялось без компьютеров, однако информационная система функционировала весьма эффективно. Поэтому все информационные системы делятся на два класса- автоматизированные и неавтоматизированные. Далее будут рассматриваться лишь автоматизированные.
В соответствии с рис. 1.7 информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.
Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать либо не удается, либо не следует. Поэтому информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что нет.
На рис. 1.7а представлена общая схема информационной системы, а на рис. 1.7б ее упрощенный вариант. С помощью обозначений указаны ее ручная и автоматизированная части и, соответственно, два информационных потока. Информационный поток не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы - . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна. Поток - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы - . Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.
Таким образом, информационная система предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной, что условно можно представить с помощью рис.1.8.
Автоматизированная часть информационной системы состоит из ряда компонентов, иллюстрируемых рисунком 1.9.
Из рисунка 1.9 видно, что ядром и связующим звеном всех компонентов информационной системы служит информационная технология.
3. Информационный менеджмент
Появление и быстрое распространение программных и информационных продуктов стимулировало появление информационного бизнеса, под которым понимается производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.
Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:
Оценка информационного бизнеса базируется на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. В качестве основного показателя эффективности используется доход от продаж, который обычно рассчитывается по следующим направлениям: технические средства, программное обеспечение, периферийное оборудование, сервисное обслуживание.
Анализ финансового состояния, как правило, осуществляется на основании коэффициентов рентабельности, чистой прибыли, величины капитала и имущества, структуры капитала, изменения собственного капитала в течение определенного периода.
Информационный бизнес ориентирован на производство информационных продуктов и их реализацию на рынке. Под информационным рынком будет пониматься совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.
В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:
ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.
Востребованность ИТ-рынка характеризует уровень развития страны. Для определения данного уровня в [23] использованы следующие показатели:
Информация о работе Основные понятия экономической информатики