Основные понятия экономической информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Базовыми понятиями экономической информатики являются:
информационный процесс;
данные;
информация и экономическая информация;
знания;
задача и экономическая задача;

Файлы: 1 файл

Лекционный материал управлениея предприятием.doc

— 4.48 Мб (Скачать файл)

 

           

Таким  образом, как  данные, так и знания служат исходным материалом для получения информации. На рис.    представлена иерархия и содержание рассмотренных фундаментальных понятий информатики.

 

Данные в форме сообщений  появляются как периодически, так  и нет. Обработанные в соответствии с целью и проанализированные в соответствии с приемами дедукции, они превращаются в информацию, Отражающую смысл данных (причинно-следственные связи. Дальнейшее обобщение информации (синтез) на основе приемов индукции позволяет получить знания.

Для формального представления  знаний используется понятие «онтология», которое с недавних пор стало рассматриваться не только как учение о бытии, но и как спецификация некоторой предметной области. Под спецификацией понимается формальное описание знаний на специализированном языке, допускающем компиляцию в машинные коды. Для представления знаний создается много онтологий, которые могут находится в иерархической зависимости:

    • онтология предприятия;
    • онтология города,
    • онтология банка и т.д.

Спецификация знаний, являясь формальным отражением некоторой  предметной области, обычно представляется в виде:

                         ,

где П- множество понятий предметной области;

      Е – множество отношение между понятиями;

     И – множество операций интерпретации (аксиомы), заданных на

            концептах и отношениях.  

Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.

Задача, экономическая  задача

Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в  практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель. Например, в качестве задачи может служить требование: ²повысить конкурентоспособность  в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:

                                             ,

где    -  наименование задачи;

        - цель, которая должна быть достигнута в результате решения

             задачи;

        - средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;

       - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,

             чтобы задача была решена.

В упрощенных случаях  экономические задачи удобно представить  в следующем виде:

                          З =  <дано А, следует получить  В>.

 

Исходные данные А  задаются в различных формах: базы данных, базы знаний, отельные показатели, таблицы, управленческие документы, сигналы. Результаты В могут иметь форму  таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д.

Операции О могут принимать различные формы: инструкций, рецептов, компьютерных программ, методик, директив и т. д. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в достижении целей управления.

Задачи, решаемые с помощью  компьютеров, по объему логических и  вычислительных операций можно разделить  на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5).

Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.

                  

 

Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений  различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.

В области экономики  преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на

- поисковые;

- расчетные (транзакционные);

-аналитические;

-интеллектуальные.

Иллюстрируется такая  классификация на рис. 1.6.

                                    

     

 

Поисковые  задачи, для  решения которых разработаны  специальные информационно-поисковые  системы (ИПС) вначале периода использования компьютеров в экономике занимали незначительный объем. В основном задачи такого рода решались в библиографических, патентных, правовых и других сферах. Однако вместе с развитием электронного документооборота, а также глобальной, локальных и других сетей ситуация кардинально стала меняться. Наличие электронных архивов, больших хранилищ данных, ресурсов Интернет стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус информационно-поисковых систем.

Класс расчетных задач  наиболее  распространен в экономике, так как в него входят задачи получения  учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной  и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).

В практике решения такого рода задач довольно часто используются понятия трансакция и транзакция. Введем их определение:

  • трансакция – это элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, отражаемый на каком-либо материальном носителе;
  • транзакция – множество операций, используемое для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя. Данное множество операций выполняется полностью либо не выполняется вовсе.

В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так оно имеет непосредственное отношение к компьютеру.

В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Следующий класс задач  предназначен для получения аналитической  информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном решаются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить  нужные результаты (как сделать чтобы…?).

Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование  достижений в области искусственного интеллекта: экспертных систем, средств  обработки нечетких множеств и слабоструктурированных данных, интеллектуальной обработки данных (Business Intelligence), нейросетей, агентно-ориентированных систем и т. д.

Эволюция информационных технологий в значительной степени  определяется их интеллектуализацией. Ключевым компонентом интеллектуальных информационных технологий является искусственный интеллект. Под интеллектуальными системами понимают любое биологическое или искусственно созданная формальная система, проявляющая способность ц целенаправленному поведению.

Система считается интеллектуальной, если в ней реализованы три базовые функции:

    • представление и обработка знаний;
    • рассуждение;
    • общение (естественно-языковое).

В последнее время  быстрыми темпами развиваются такие  направления как интеллектуальная обработка данных (Business Intelligence) и мультиагентные системы (МАС). Первые предназначены для превращения данных в информацию, пригодную для принятия управленческих решений, а вторые – для создания виртуальных агентов и искусственных сообществ, имеющих свои цели. Примером могут служить программные агенты, предназначенные для поиска информации в глобальной сети.

 

2. Информационные системы и информационные технологии, их роль и место в системе управления

 

 

Информационные системы  существовали всегда. Они могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать. Например, во времена Конфуция в древнем Китае управление осуществлялось без компьютеров, однако информационная система функционировала весьма эффективно. Поэтому все информационные системы делятся на два класса- автоматизированные и неавтоматизированные. Далее будут рассматриваться лишь автоматизированные.

В соответствии с рис. 1.7 информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют, хранятся и обрабатываются  управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.

Далеко не вся информация в системе  управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать либо не удается, либо не следует. Поэтому информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что нет. 

 

На рис. 1.7а представлена общая схема информационной системы, а на рис. 1.7б ее упрощенный вариант. С помощью обозначений указаны ее ручная и автоматизированная части и, соответственно, два информационных потока. Информационный поток  не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы -  . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна. Поток - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы -  . Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.

Таким образом, информационная система предприятия состоит  из двух частей: автоматизированной и  неавтоматизированной, что условно  можно представить с помощью рис.1.8.

           

Автоматизированная часть  информационной системы состоит  из ряда компонентов, иллюстрируемых рисунком 1.9.

 

                                

 

 

Из рисунка 1.9 видно, что ядром и связующим звеном всех компонентов информационной системы служит информационная технология.

 

 

3. Информационный менеджмент

 

Появление и быстрое  распространение программных и  информационных продуктов стимулировало  появление информационного бизнеса, под которым понимается производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными  информационными продуктами и услугами являются:

    • производство микроэлектронных компонентов;
    • производство технического обеспечения компьютеров;
    • производство программного обеспечения;
    • производство телекоммуникационного оборудования;
    • предоставление консалтинговых услуг;
    • производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;
    • сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Оценка информационного  бизнеса базируется на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. В качестве основного показателя эффективности используется доход от продаж, который обычно рассчитывается по следующим направлениям: технические средства, программное обеспечение, периферийное оборудование, сервисное обслуживание.

Анализ финансового  состояния, как правило, осуществляется на основании коэффициентов рентабельности, чистой прибыли, величины капитала и имущества, структуры капитала, изменения собственного капитала в течение определенного периода.

Информационный бизнес ориентирован на производство информационных продуктов и их реализацию на рынке. Под информационным рынком будет пониматься совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры,  средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время  информационный рынок состоит из двух сегментов:

    • рынок информационных технологий (ИТ-рынок);
    • телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное  обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Востребованность ИТ-рынка  характеризует уровень развития страны. Для определения данного уровня в [23] использованы следующие показатели:

Информация о работе Основные понятия экономической информатики