Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:46, реферат
Базовыми понятиями экономической информатики являются:
информационный процесс;
данные;
информация и экономическая информация;
знания;
задача и экономическая задача;
Функционально-позадачная структура информационной системы отражает иерархическое распределение ответственности и отчетности за выполненную работу. В результате имеет место разобщенность отделов, каждый из которых выполняет свою функцию, отвечает за ее выполнение и при этом не заинтересован в общих результатах работы. Каждое подразделение стремиться к повышению собственной значимости путем увеличения своего бюджета.
Структура и схема функционирования
процессных информационных систем
Альтернативный взгляд на управление экономическим объектом предполагает отделение производственных и других процессов от управляющих структурных подразделений и объединение их в бизнес-процессы. Наличие бизнес-процесса, рассматриваемого в качестве отдельной единицы, позволяет говорить о его стоимости, длительности, качестве и степени удовлетворения клиента, что может послужить исходной информацией для расчета его эффективности. Данный подход к созданию информационных систем известен как процессный. Одной из форм его реализации являются ERP-системы (ERP - Enterprise Resources Planning – планирование ресурсов предприятия).
Процессный подход ориентирует на управление не отдельными структурными подразделениями предприятия, выполняющих свои функциональные обязанности, а на управление сквозными бизнес-процессами. Эти процессы связывают воедино деятельность нескольких структурных подразделений, предназначенных для производства конкретного конечного продукта или услуги.
Процесс – это совокупность видов деятельности, которая по технологии преобразует входы в выходы. Выделяют две группы процессов:
Примеры: процесс производства, процесс продаж, процесс поставок и т.д.
Мотивацией к выделению
процессов является сокращение затрат
на создание добавочной стоимости. Большинство
процессов имеет косвенное
Если процесс увеличивает добавленную стоимость, то он называется бизнес-процессом. Выделяют их часто на основе клиенто-ориентированных цепочек.
Под бизнес-процессом
понимается совокупность увязанных
в единое целое действий, выполнение
которых увеличивает
Если процесс представить цепочкой создания добавленной стоимости, то все они делятся на:
Основные бизнес-процессы - это процессы, которые создают то главное, ради которого и существует предприятие – производимый конечный товар или услуга). Например, производственные процессы, логистические и пр.
Вспомогательные
процессы не имеют
Типовыми процессами такого класса являются:
бухгалтерские и финансовые процессы, включающие управление наличными средствами, учет дебиторов и кредиторов и прочие операции;
процессы продажи и маркетинга, включающие обработку заказов, ценообразование, поставки, выписка счетов, планирование продаж и т.д.;
процессы управления кадрами, включающие учет рабочего времени и заработной платы, учет прибылей отчеты о командировках и т.д.
Деление процессов на основные и вспомогательные является нечетким, та как в одних ситуациях они могут быть основными, а в других – вспомогательными. Кроме того, основной процесс по мере своей реализации может перетекать в вспомогательный.
Все бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, под которыми понимается совокупность действий на одном рабочем месте. Например, основной процесс «Производство» состоит из следующих операций: получение материалов, настройка оборудования, выполнение операции, сдача продукции, упаковка и т.д. Вспомогательный процесс «Планирование предоставления услуг» состоит из операций:
- определение объема услуг;
- создание нового предложения;
- изучение имеющегося запаса;
- описание услуги;
- калькуляция услуги и т.д.
Каждый бизнес-процесс характеризуется:
На рис. 2.5 представлена структура информационной системы, ориентированной на обслуживание бизнес-процессов. На данном рисунке справа приведены два бизнес-процесса, первый из которых содержит пять, а второй шесть бизнес-операций. Их расшифровка выполнена с помощью стрелок, указывающих на структурные подразделения, осуществляющие соответствующую операцию. Например, бизнес-процесс 1 состоит из следующих бизнес-операций:
БО-11 - Разработка технологического процесса и оснастки для изготовления заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 1 в производственном отделе;
БО-12 - Составление плана производства и плана-графика изготовления заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 2 в плановом отделе;
БО-13 - Оперативный учет хода выполнения плана по выполнению заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 3 в цехе 1;
БО-14 - Управленческий учет заказа А, чем будет заниматься исполнитель Исп 4 в плановом отделе;
БО-15 - Организация доставки заказа клиенту, чем будет заниматься исполнитель Исп 5 в отделе сбыта.
Организация бизнес-процессов противоречит стандартной иерархической структуре управления, так как требуется объединение сотрудников из различных отделов. Например, процесс исполнения заказа требует кооперации между отделом продаж (приемом и обработки заказов), бухгалтерией (проверка кредита и выписывание счетов), производственным и транспортным отделами. Поэтому процессный подход в организации функциональной части ориентирован на матричную структуру управления организацией, представляющую собой решетчатую систему управления. Такие системы создаются по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал для осуществления бизнес-процесса, а с другой – руководителю бизнес-процесса. Как правило, руководитель бизнес-процесса взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянными и временными.
На рис. 2.6 представлено двойное подчинение работников из различных структурных подразделений.
В силу сложившихся традиций
в управленческой деятельности в
нашей стране лучшим вариантом является
изменение структуры
6. Состав и характеристика интегрированных информационных систем. ERP-системы как корпоративный стандарт
Интеграция (лат. integratio) – связывание (объединение, слияние) отдельных частей или функций системы является одним из условий ее функционирования. Далее под интегрированной информационной системой будет пониматься открытый комплекс программно-аппаратных средств, поддерживающий бизнес-процессы и объединяющий данные, функции и производственные процессы в одно целое.
Удачные разработки, создаваемые на основе национальных стандартов, со временем распространяются за пределы одного государства и становятся достоянием многих стран. Для них может и не существовать международных стандартов, однако, стремление к высокому уровню эффективности за счет информационной поддержки всего цикла управления (планирование – учет – анализ – регулирование) возводит их в статус фактических стандартов.
В настоящее время наибольшую популярность среди интегрированных информационных систем приобрели системы класса ERP. Восьмидесятые годы ХХ столетия были годами их быстрого развития. Создавались эти системы на базе стандартов MRP и MRP II принятых Американским обществом управления производством и запасами в 1989 году.
Стандарт MRP (Material Requirements Planning) определяет последовательность операций, предназначенных для планирования потребности предприятия в материалах. Процесс MRP представлен на рис.___.
Информационная система MRP – это средство управления заказами на готовую продукцию, сырьем и материалами. Она позволяет заказать столько сырья и материалов, сколько необходимо для плана заказов.
Данный стандарт впоследствии многократно модифицировался, включая все новые и новые возможности. Появился стандарт MRP I I, который включает MRP c добавлением CRP (Capacity Requirements Planning) – потребности в производственных мощностях и управление складскими запасами (SIC).
Можно условно записать следующее:
MRP I I = MRP + CRP + SIC.
Базой для всех модификаций служит MRP II Standard System, который содержит описание 16 групп функций (http;// www.citforum.ru/cain/mrp/mrp2. phtml/):
Информация о работе Основные понятия экономической информатики