Основные понятия экономической информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Базовыми понятиями экономической информатики являются:
информационный процесс;
данные;
информация и экономическая информация;
знания;
задача и экономическая задача;

Файлы: 1 файл

Лекционный материал управлениея предприятием.doc

— 4.48 Мб (Скачать файл)

 

Другим примером DM-задачи может служить следующее: для принятия решения на уровне предприятия важно знать существует ли связь между миграцией населения в конкретном регионе, продажами некоторого товара и ценами на дизельное топливо. Причем достоверная статистика может отсутствовать. Информация, как правило, поступает в виде текстов сообщений из газет, журналов, бюллетеней, из сети Интернет и т.д.

Задачи, решаемые с помощью DM-технологий, следующие:

  • классификации – позволяют выявить признаки, характерные для некоторой группы объектов. Наличие таких признаков позволяет вновь появившийся объект отнести к одному из классов;
  • кластеризация – в результате решения данной задачи исходные объекты разбиваются на однородные группы (кластеры). Наличие таких групп позволяет принять решение по отношению одной из них;
  • выявление ассоциаций, то есть закономерностей, отраженных в данных, фиксирующих наступление каких-либо событий;
  • выявление последовательностей, то есть закономерностей, фиксирующих наступление событий с некоторым разрывом во времени.

Создаются средства для  решения перечисленных задач, среди  которых можно выделить технологию нечетких систем. Появилась она как  реакция на то, что традиционные компьютерные вычисления являются слишком жесткими для отражения реального мира. Существует огромное количество проблем, для решения которых невозможно получить полную и точную информацию. В результате появилось понятие «мягкие вычисления», которые были положены в основу обработки нечетких высказываний (FuzziCalk, CubiCalk, FuzziSoft).

Широкую популярность приобрели  системы, предназначенные для воспроизведения  неосознанных мыслительных усилий человека в форме нейросетей (NeuroShell, NeuralWorks, Neuro Solution). Нейросети, в отличие от обычных программных систем, не требуют программирования, что ставит их в ряд перспективных средств принятия решений.

Следующий класс интеллектуальных информационных технологий - системы  обработки знаний, включает, прежде всего, экспертные системы, базирующиеся на таких моделях знаний как деревья вывода, деревья целей, семантические сети и т.д. Особое место здесь занимают знания, позволяющие решать обратные задачи. Если прямые задачи решаются в том случае, если необходимо знать результаты деятельности предприятия в предыдущем периоде, то для решения обратных задач необходимо знание тех значений экономических показателей или перечня действий исполнителей, которые приведут к достижению поставленных целей в будущем. Каким образом решаются подобные задачи изложено в [18].

Рассмотренные  технологии являются типовыми, так как используются в процессе управления объектами  в различных областях экономической  деятельности: промышленности, связи, транспорте, добывающей отрасли, торговле, банковской и других сферах.

В отличие от них агентно-ориентированные  системы в большинстве своем  находятся в стадии апробации  на реальных объекта.

Агент – вообще лицо, действующее по поручению кого-либо, представитель учреждения, уполномоченный.

Программный агент – это программа, способная действовать в интересах достижения целей, поставленной перед пользователем. Они действуют от лица пользователя. Интеллектуальные программные агенты обладают следующими свойствами:

    • автономность –функционирование без вмешательства со стороны своего владельца и контроль внутреннего состояния и своих действий;
    • коммуникативность – взаимодействия с другими агентами;
    • реактивность – восприятие среды;
    • активность- способность генерировать цели и действия рационально;
    • наличие базовых знаний о себе, окружающей среде и других агентах.

Особая роль отводиться мобильным агентам – программам, которые могут перемещаться по сети.

Они покидают клиентский компьютер и перемещаются на другой для выполнения своих действий, после  чего возвращаются обратно.

Примеры:

    • агент перемещается на сервер, обрабатывает там данные, посылает их агенту, а затем возвращается;
    • агент может отсоединить компьютер от сети и доставить результаты расчетов адресату;
    • агент может выполнить расчеты на сервере, где вычислительные мощности достаточные для решения задачи, а затем возвратиться.

Таким образом, программный агент - это «активный искусственный деятель»,  имеющий цели, мотивацию, обязательства и желания. Искусственная жизнь – это процесс взаимодействия программных агентов.

Главное направление  развития агентно-ориентированных  систем связано с поведением в  окружающей среде. В результате их появления  стало развиваться искусственное  общество, в котором воспроизводятся  социальные процессы. Примером может  служить множество агентов, представляющим поведение продавцов бензина (система апробировалась в Западном Йоркшире, Великобритания). Агент пользуется целью максимизировать прибыль и двумя показателями: цена бензина и производственные затраты. Агенты могут наблюдать за соседними бензоколонками. Если их цена отличается, то они уполномочены манипулировать ими в соответствии с правилами. В зависимости от динамики прибыли агент выбирает стратегию поведения.

 

5. Информационные системы менеджмента

 

В связи с многоаспектностью, многофункциональность и различием сфер применения классификацию информационных систем осуществить достаточно сложно. Как правило, признаки, согласно которым делятся системы на классы, отражают цели того, кто осуществляет классификацию. Если в качестве цели фигурирует изучение лишь некоторых свойств информационных систем, то в качестве признаков классификации могут служить следующие их свойства:

    • степень автоматизации информационных процессов;
    • уровень интеграции информационных процессов;
    • вид обрабатываемой информации;
    • отраслевая принадлежность;
    • уровень обслуживаемой системы управления;
    • класс решаемых задач.
  1. По степени автоматизации информационных процессов. Степень автоматизации информационных процессов может быть разной, поэтому  системы делятся на автоматизированные, слабо автоматизированные и не автоматизированные. Например, в средние века обработка информации осуществлялась вручную, но с появлением первых счетных машин некоторые расчетные процедуры были автоматизированы. В настоящее время степень автоматизации на типовом промышленном предприятии благодаря внедрению компьютеров, существенно повысилась и колеблется от 40 до 60%.
  1. По уровню интеграции информационных процессов различают интегрированные информационные системы и системы, состоящие из локальных частей - функционально-позадачные. Интегрированные информационные системы создаются на единой информационной базе. Это обеспечивает сквозную связь между всеми элементами информационной системы, поддерживающих процесс управления бизнес-процессами. Функционально-позадачные системы содержат локальные подсистемы слабо связанные между собой.
  2. По виду обрабатываемой информации системы делятся на документальные и фактографические. Документальные информационные системы предназначены для поиска неструктурированной информации, находящейся в текстовых (книги, статьи, рефераты, приказы и т.д.) или графических документах.

Фактографические информационные системы, в отличие от документальных, имеют дело со структурированной  информацией, что позволяет осуществлять не только точный поиск информации, но и ее арифметическую и логическую обработку.

  1. По отраслевой принадлежности. Деление информационных систем по отраслевому признаку является наиболее естественным, так как имеющаяся в отраслях специфика обработки информации отражается на их структуре. По данному признаку информационные системы могут быть распределены по следующим классам: информационные системы предприятий связи, информационные системы промышленных предприятий, информационные системы транспортных предприятий, информационные системы банков, налоговых структур и т.д.
  2. По уровню обслуживаемого объекта управления. По данному признаку информационные системы делятся на федеральные, региональные, муниципальные, офисные.
  3. По классу решаемых задач. По данному признаку информационные системы делятся на вычислительные и информационные (управленческие). Вычислительные системы предназначены для решения математических (технических) задач (например, управление робототехническими комплексами, средствами связи, железнодорожным и иным транспортом, летательными аппаратами и т.д.). Управленческие  информационные системы предназначены для решения оперативных и аналитических задач в экономике.

 

Структура и  схема функционально-позадачных

информационных  систем

 

Как известно информационные системы создаются для обслуживания управленческого персонала, который, выполняет свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Для получения информации, необходимой для выполнения той или иной функции управления, создают функционально-позадачные информационные системы, которые условно представить в виде двух частей:

    -  функциональной;

    • обеспечивающей.

Функциональная часть  состоит из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления в виде моделей различного характера: информационных, математических, статистических и прочих, выражающих суть деятельности того или иного структурного подразделения. С помощью функциональной части определяются операции, осуществляемые работниками управления, их потребности в информации, используемой исходной документации и т. д. Именно в функциональной части осуществляется последовательная трансформация целей управления в функции управления с последующей постановкой задач управления, результаты, решения которых являются либо прямыми предписаниями объекту управления, либо содержат учетные данные. Функциональная часть отображается в проектных материалах и в последствии материализуется в обеспечивающей части.

Создаваться функциональная часть информационной системы может в соответствии с позадачным принципом, в соответствии с которым информационная система рассматривается как инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач. Примеры задач могут быть следующие: Расчет месячного плана производства; Расчет фактической себестоимости производства; Расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д. В этом случае функциональная часть состоит из подсистем, которые привязываются к соответствующим структурным подразделениям, обеспечивая их деятельность.

Обеспечивающая  часть ИС состоит из: информационного, программного, технического, правового  и другого обеспечения.

На рис. 2.1 представлена структура функционально-позадачной информационной системы. Для примера выбрана информационная система, обслуживающая муниципальное управление. Такие информационные системы функционирует следующим образом. На вход служб аппарата управления (управление муниципальным имуществом, управление городским хозяйством, управление образованием, культурой и спортом и т.д.) поступают данные из внешней среды и отчетные данные объекта управления. 

          

Прямая связь  наполняется содержанием после  того, как исходные данные, поступившие от объекта управления и внешней среды, обработаны аппаратом управления. Обработку данных называют решением задач. Результаты решения задач передаются по каналам прямой связи на объект управления (жилищно-хозяйственные конторы, объекты городского хозяйства, образования, культуры и т. д.).

Обратная  связь, отражающая фактические состояние  объекта управления вместе с информацией, поступившей из внешней среды, направляется в аппарат управления.  Из внешней  среды поступает общегородская  и государственная информация.  

Функциональные подсистемы, выделенные в соответствии с позадачным принципом, имеют название. В рассматриваемой  схеме это следующие подсистемы: Имущество, Горхозяйство, Образование, Спорт и т.д.

Каждая из подсистем  состоит из задач. Например, подсистема Имущество содержит следующие задачи:

    • формирование и ведение реестра муниципальной собственности;
    • учет арендной платы: формирование договоров на аренду помещений и учет платежей;
    • составление отчетности: оборотно-сальдовой ведомости, ведомости должников и т.д.

Если данный подход к  созданию информационных систем используется на промышленном предприятии, то в качестве подсистем будут: Производство, Планирование, Сбыт и т.д., в рамках которых будут  решаться соответствующие задачи.

Информация о работе Основные понятия экономической информатики