Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:46, реферат
Базовыми понятиями экономической информатики являются:
информационный процесс;
данные;
информация и экономическая информация;
знания;
задача и экономическая задача;
Разнообразие и сложность предоставляемых в стране ИТ-услуг определяется следующими показателями:
Если все перечисленные показатели нормировать, то можно получить единый показатель, отражающий информационный рынок страны.
Рынок информационных систем в настоящее время ориентирован либо на автоматизацию отдельных функций управления либо на комплексную автоматизацию на базе внедрения интегрированных систем. Автоматизация отельных функций касается финансово-управленческих систем: ведения учета, управление финансовыми потоками, маркетинговые исследования, анализ отдельных участков хозяйственной деятельности. Интегрированные системы ориентированы на ERP-технологии.
Маркетинговое изучение
рынка программных продуктов
в настоящее время
Осознание важности информации,
необходимой для управления любым
объектом, привело к понятию
Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:
Организационно информационный менеджер является связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.). С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..
4. Информационные технологии менеджмента
Технология вообще, и информационная в частности, – это, прежде всего, цепь процедур и операций, выполняемых последовательно (параллельно) во времени. Это не просто комплекс различных научных и инженерных знаний, а свод правил, регламентирующих выполнение технологических процедур. Как уже отмечалось информационная технология – это совокупность методов и средств для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям с мощью средств компьютеризации и коммуникаций или без таковых. Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той среды, в которой она реализована (технической, программной, организационной и т.д.).
Бессмысленно говорить об информационной технологии без ориентации на ее пользователя. Пользователями являются сотрудники, находящиеся на различных уровнях иерархии управления предприятие, организацией, офисом и т.д. На рис. 4.1 представлена типовая трехуровневая структура системы управления предприятием, на каждом из которых применяется своя информационная технология (слева). Справа показано дерево целей, согласно которому происходит управление
Каждый уровень определяет
собственные инструментальные средства,
предоставляемые
Так как понятие информационной технологии многоуровневое, поэтому каждую из перечисленных технологий можно представить с помощью иерархии их составляющих. Иерархия в данном случае отражает взаимоотношения вида “целое-часть” либо “род-вид”. Обратимся к рис. 4.2, где представлена типовая иерархия информационной технологий предприятия или организации.
Информационную систему предприятия, организации, офиса и т.д. можно рассматривать как технологию первого уровня, которая включает в себя технологии второго уровня. К таковым, согласно рис. 4.2, относятся транзакционные технологии (TPS-технологии: Transactions Processing Systems),
управленческие информационные системы (MIS-технологии: Management Information Systems), (технологии аналитической обработки данных (DSS-технологии: DSS-Decision Support Systems) и технологии интеллектуальной обработки данных (ESS-технологии: ESS - Executive Support Systems). Каждая из перечисленных технологий в свою очередь состоит из подтехнолгий.
Транзакционные технологии (TPS) предназначены для ежедневной обработки поступающих в виде документов сообщений (счета, акты, накладные и т.д.), что позволяет создавать различные отчеты, сводки, ведомости, Такого рода результирующие документы необходимы для оперативного управления производственного, снабженческого, реализационного или иного процесса.
Технологии аналитической обработки данных (DSS) необходимы для подготовки (формирования) управленческих решений. Исходной информацией здесь служат не ежедневно поступающие сообщения, а специально накопленные данные за длительный период, позволяющие определять тенденции процессов или событий в различных разрезах.
Технологии, поддерживающие управленческие функции (MIS) предназначены для автоматизации планирования деятельности предприятия (организации), а также для организации контроля над ходом выполнения планов производства и реализации продукции.
Технологии интеллектуальной обработки данных (ESS) используются в том случае, если необходимо решать плохо структурированные задачи, отличающиеся нечеткими характеристиками. Такие технологии позволяют превращать данные в информацию, а информацию в знания.
Все технологии
связаны между собой
Теперь необходимо рассмотреть основные функции, выполняемые сотрудниками управления с помощью информационных технологий на каждом из уровней управления.
Оперативный уровень. Главная функция данного уровня состоит в регистрации в базе данных всех событий происходящих на предприятии и за его пределами. TPS-технология включает ряд базовых, таких как OLTP-технология (On-line Transaction Processing), web-технология, офисная технология и, как правило, технологии поддержки потоков работ (workflow) и поддержки потоков документов. Для этого создаются АРМы бухгалтеров, менеджеров, начальников цехов, отделов, кладовщиков, нормировщиков, кассиров и т.д. Эти специалисты осуществляют непосредственный контакт с внешней средой: прием заказов, регистрация поступления материалов от поставщиков и передача их на склад, выписка счетов, нарядов на оплату труда и т.д. В результате функционирования TPS-технологии получают стандартные документы: платежные поручения, счета, расходные и приходные накладные и т.д.
Транзакционные информационные технологии предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
На тактическом уровне решаются следующие задачи:
- обработка
данных об операциях,
- создание периодических
контрольных отчетов о
- получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
Так как оперативный ввод и обработка информации осуществляется на любом предприятии, поэтому транзакционные технологии присутствуют на большинстве из них. Примером простейшей транзакционной системы OLTP-технологии может служить любая бухгалтерская система, если на предприятии не внедрена одна из интегрированных информационных систем.
На нижнем уровне поддерева TPS-технологий большей частью используются базовые информационные технологии, которые можно классифицировать по виду обрабатываемой информации. Под базовой информационной технологией понимается такой набор составляющих ее инструментальных программных и других средств, которые, с точки зрения конечного пользователя, далее не делятся. На рис 4.3. представлены распространенные базовые технологии и обрабатываемая с их помощью информация.
На тактическом уровне используются две технологии, первая из которых предназначена для автоматизации управленческой деятельности (MIS-технологии), а вторая для поддержки принятия решений - СППР (DSS-технология). MIS-технология необходима для организации функций планирования снабжения, производства и реализации готовой продукции, финансового планирования, контроля их выполнения и составления отчетов для руководства.
Вторая технология, функционирующая на данном уровне, известная как система поддержки принятия решений (DSS).
В настоящее время достаточно распространенной технологией, ориентированной на поддержку принятия решений, является OLAP-система. Ряд современных ERP-систем, например, таких как MS Navision, поддерживает аналитическую обработку данных средствами OLAP-технологий (On-line Analytical Processing). В основу данной технологии положен метод хранения данных в специальной форме, названной хранилищем данных (Date Warehouse).
Для принятия решений
на уровне управленческого контроля
информация должна быть представлена
в агрегированном виде так, чтобы
просматривались тенденции
- оценка планируемого состояния объекта управления;
- оценка отклонений от планируемого состояния;
- выявление причин отклонений;
- анализ возможных решений и действий.
Тактический уровень управления направлен на создание следующих видов отчетов:
1. Специальные
отчеты создаются по запросам
управленцев или когда в
2. Сравнительные
отчеты содержат данные, полученные
из различных источников или
классифицированные по
3. Чрезвычайные
отчеты содержат данные
Использование
отчетов для поддержки
Согласно рис. 3.4 на нижнем уровне управления в основном используется OLTP-технология, на верхнем – OLAP-технология, а на среднем - и та и другая.
На высшем уровне структуры управления – стратегическом, используются технологии поддержки руководства (ESS). Эти системы ориентированные в основном на работу с внешними, по отношению к предприятию, данными, характеризующимися нечеткостью, неполнотой, противоречивостью. Примером здесь может служить информация о конкурентах, ситуациях на рынке, перспективы изменения тех или иных цен на продукцию, энергоносители, изменение таможенных тарифов и т.д. Сегодня уже разработаны специальные средства для борьбы с нечеткостью в данных.
В классе ESS-технологий можно выделить три наиболее распространенных подкласса: интеллектуальный анализ данных (BI-технологии: Business Intelligence), системы обработки знаний (экспертные системы) и агентно-ориентированные системы. В свою очередь BI-технологии включают
DM-технологии предназначены для поиск закономерностей и связей между различного рода объектами и процессами. (явлениями). Разницу между OLAP –технологией и Data Mining можно продемонстрировать с помощью решения следующей проблемы:
Проблема |
Какой вопрос можно сформулировать для OLAP-технологии |
Какой вопрос можно сформулировать для DM-технологи |
Снижение количества клиентов |
Какова динамика средних размеров счетов настоящих и бывших клиентов |
Каков характерный портрет клиента, который может отказаться от услуги |
Информация о работе Основные понятия экономической информатики