Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат
Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические
основы государственного регулирования
рынка бытовых услуг населению в национальной
экономике………………………………………......
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния
рынка бытовых услуг населению в национальной
экономике………………………………………………………
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и
динамики регулирования рынка
бытовых услуг в Российской
Федерации………………………………………………………
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики
(рассматриваемой проблемы) в национальном
хозяйстве; сравнение их с
3.2. Возможности и перспективы
совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. Бытовое обслуживание населения – часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности. В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами бытового обслуживания, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Целью курсовой работы является изучить проблему и специфику развития сферы бытового обслуживания. Объектом исследования является предприятие химической чистки. Предметом исследования - сфера бытовых услуг. Задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме, сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования бытовых услуг. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике.
В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.
Объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400-500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2011 году рост рынка составил 5,9%
Российский
рынок бытового обслуживания во многом
своеобразен по отношению к европейскому
рынку. Так, в России в сфере бытового
обслуживания населения получило распространение
не малое частное
Другая специфичная
черта российского рынка
Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. Объем реализации бытовых услуг в Москве в 2011 году составил порядка 40 миллиардов рублей. В период с 2005 по 2011 год в отрасль бытовых услуг в Москве привлечено порядка 15 миллиардов рублей инвестиций. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, так, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40% от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения - 44%, в сегменте прачечных - 47%. В среднем, каждый москвич тратит на бытовые услуги 3330 рублей в год, что в 3 раза больше, чем средний россиянин.
Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных .
В соответствии
с неравномерностью спроса на бытовые
услуги среди населения с различным
уровнем дохода одними из основных
тенденций производства бытовых
услуг на современном этапе выступают:
снижение предложения по целому ряду
бытовых услуг в связи с
приватизацией и
Характеристика отдельных
1 Услуги парикмахерские
Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет.
В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.
2 Химическая чистка одежды, услуги прачечных
Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды - это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.
Кроме того, техническое перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.
Для предприятий
химической чистки актуальны также
проблемы развития сети приемных пунктов
в шаговой доступности, совершенствования
технологических процессов и
нормативной базы, подготовки и переподготовки
квалифицированных рабочих
3 Фотоуслуги
Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок и изготовлению любительских фотографий.
Тенденции развития фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились, другие стремительно развиваются. Вытеснение таких услуг, как изготовление художественной фотографии, портретов, фотокерамики обусловлено рядом объективных причин: обязательное наличие значительных производственных площадей, особые санитарные требования, отсутствие высококвалифицированных специалистов, сложная технология изготовления фотокерамики (свинцовое напыление, эфирные обработки, обжиг и т.д.).
4 Услуги ломбардов
Особенностью развития данного вида услуг на современном этапе является то, что ими все чаще пользуются предприятия малого бизнеса.
Сложности с получением кредитов коммерческих банков вынуждают предпринимателей обращаться к более простым схемам залогового финансирования.
В числе негативных тенденций развития данного вида услуг - наличие нелегального рынка скупки драгоценных металлов и камней, связанного с отменой лицензирования данного вида деятельности.
5 Услуги проката
На сегодня
наиболее востребованы услуги по прокату
дорогостоящих товаров
У определенной категории потребителей (студенты, проживающие в общежитиях, гости столиц, прибывающие в город на срок до 1 года и снимающие жилье, новоселы-молодожены, не имеющие возможности приобрести все необходимое, и т.п.) продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.).
6 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
Опыт показывает, что в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных центров, в том числе сервисные центры при торговых центрах.
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг.
Во всём цивилизованном мире сфера бытового обслуживания населения играет значимую роль в обеспечении жизнедеятельности людей и социально-экономическом развитии стран. Для оценки социальной значимости бытовых услуг отметим, что их доля в потребительском бюджете США в среднем составляет 31%, в Англии – 37, Швеции – 41, а в России – около 13% .
Предприятия бытового обслуживания населения в индустриально развитых странах обладают новейшими технологиями оказания услуг, а также регулярно модифицируют имеющееся оборудование в соответствии с развитием НТП. Стоимость услуг зависит от выбранной технологии и регулируется конкуренцией.
Одним из самых прибыльных направлений в сфере бытового обслуживания в США и Европе являются услуги химчисток, прачечных, а также салонов красоты и здоровья. Использование франшизы является одним из наиболее распространённых способов развития сетевого бизнеса.
Со стороны государства
За рубежом наибольшее распространение в сфере услуг получили те формы хозяйствования, производственная деятельность которых основана на частной собственности. Среди них доминируют малые и средние предприятия, которые максимально приближены к индивидуальному потребителю в отношении времени и места обслуживания, т.е. расположены в пределах шаговой доступности. Также они гибко реагируют на складывающуюся конъюнктуру рынка и, в соответствии с его требованиями, быстро обновляют свой ассортимент. Такие предприятия способны к более активному освоению новых форм хозяйствования. Так, по данным китайской статистики, свыше 88% субъектов, занятых в сфере бытового обслуживания, - это фирмы с индивидуальной и семейной формой предпринимательства, 9% - объекты коллективной собственности и лишь немногим более 2% - предприятия с государственной собственностью.
Аналогичная тенденция сохраняется и в США, где в зависимости от вида бытовых услуг на долю личной собственности семьи приходится от 70 до 80% организаций всех форм собственности. Также нужно отметить, что в США к предприятиям бытового обслуживания статистика относит любые структуры, в общем объеме деятельности которых бытовые услуги составляют не менее 50%. Т.е. оказанием бытовых услуг занимаются не только малые предприятия на арендуемых площадях, но и сами предприятия розничной торговли, гостиничного хозяйства пассажирского транспорта и др.
Можно отметить следующие особенности развития бытового обслуживания за рубежом с точки зрения размещения предприятий бытового обслуживания в пределах шаговой доступности.
1. Предприятия бытового