Основы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных определяющих целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.
Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы научных исследований
1.1.Научное исследование, его сущность и особенности
1.2.Использование математических моделей для изучения хозяйственной деятельности и прогнозирования экономических процессов.
1.3.Сложившиеся определенные стандарты изложения материала научной работы
1.4.Основные качества, определяющие культуру научной речи в рукописи
1.5.Методика обоснования экономической целесообразности внедрения результатов НИР в производство и в бизнес.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая научные исследования.docx

— 99.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра Экономика и финансы

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу «Основы  научных исследований»

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Темиртау, 2012г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы научных исследований     

1.1.Научное исследование, его сущность и особенности

1.2.Использование математических моделей для изучения хозяйственной деятельности и прогнозирования экономических процессов.

1.3.Сложившиеся определенные стандарты изложения материала научной работы

1.4.Основные качества, определяющие культуру научной речи в рукописи

1.5.Методика обоснования экономической целесообразности внедрения результатов НИР в производство и в бизнес.

Список использованной литературы.

 

 

  1. Теоретические основы научных исследований
    1. Научное исследование, его сущность и особенности.

 

Одной из главных определяющих целей научной  деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Необходимость в научном знании появляется в  обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших  в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта.

История науки показывает, что если эта  недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном  познании соответствующего предмета или  явления. На основе сопоставления с  определенной областью реальности конкретные системы знания оцениваются как  полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т.д.

В науке  для такого сопоставления и оценок требуется как реализация каких-либо актов сознания, так и осуществление  каких-либо практических целенаправленных специальных действий с изучаемыми объектами.

Существуют  многочисленные сферы человеческой деятельности и области познания. Они образуют основные компоненты окружающего  Мироздания (Мира), в котором живет  Человек. Каждая из них исследуется  отдельной или несколькими научными дисциплинами. Если попытаться выделить наиболее общие сферы, то получим несколько основных укрупненных компонентов Мира, тесно связанных друг с другом и постоянно взаимодействующих.

На рис.1 представлена условная структура Мироздания, окружающего Человека.

В человеческой культуре существуют разные специфические  подходы к выделенным на схеме Мира. Так, например, есть люди, которые считают, что сверхъестественный Мир не существует. Для них это только определенная часть природы, которая еще не познана или вообще не познаваема.

Постоянно возникают споры по поводу того, к какому Миру относится тот или  иной объект. Например, к естественным или искусственным системам относится  городской парк, созданный усилиями многих людей, вырезанная из дерева скульптура или клонированная овечка «Долли»  и т.п.

Казалось  бы, все эти рассматриваемые человечеством  Миры настолько разнообразны и различны по своей сути, что их познание не может иметь ничего общего между  собой. Тем не менее эти Миры (либо человеческое представление о них) уже длительное время изучались и изучаются в настоящее время с помощью науки.

Не составляет исключения в этом отношении даже сверхъестественный Мир. Так, например, пифагорейцы и кабалисты использовали для его исследования науку о числах.

 

 

Рис. 1. Структура  Мироздания Человека

 

Даже  великий И. Ньютон (1643–1727) применял математику для решения некоторых  теологических вопросов. В то же время логика, хотя и не формализованная, часто служила талмудистам, средневековым  теологам и схоластам, религиозным  философам и даже атеистам для  решения проблем, связанных с  религией, с Богом (его всемогуществом, добротой и т.д.), Дао, Кармой, Реинкарнацией и др.

Однако  приходится констатировать, что существенного  вклада в эту область наука  и ее представители до настоящего времени пока не внесли.

Более значительными, хотя и в разной степени, оказались  научные достижения в познании остальных  Миров. Гораздо в меньшей степени, к сожалению, изучены связи между  ними. Между тем многое в современном  понимании этих Миров определяется именно такими связями.

Например, сейчас на первый план вышли проблемы экологии, относящиеся к связям и  взаимодействию человеческого общества, природы и искусственных материальных систем.

Глобальный  характер таких проблем и кризисы, возникающие в результате их нерешенности, привели человечество на грань катастрофы. Изменение этой критической ситуации является одной из важнейших задач  современной науки. На это в первую очередь должны быть направлены научные  исследования, охватывающие более или  менее успешно весь Мир, который  окружает человеческое общество и самого Человека.

Статьи  в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина  «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни  признаков науки .

Наука – это:

– форма  человеческих знаний, составная часть  духовной культуры общества;

– особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями, способностями и  особенностями, научными учреждениями ставит задачу исследовать на основе определенных методов познания объективные  законы развития природы, общества и  мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;

– система  понятий о явлениях и законах  действительности окружающего мира;

– система  всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом  развития общества;

– определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе длительного исторического развития и направлен на познание законов  действительности в интересах практики;

– форма  общественного сознания отображения  действительности в общественном сознании;

– итоговый опыт человечества в концентрированном  виде, элементы духовной культуры всего  человечества, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения  и активного осмысления с помощью  теоретического анализа явлений  объективно существующей реальности для  последующего использования полученных результатов на практике;

– система  знаний, в которой мировоззренческие, философские основания и выводы являются неотъемлемым, обязательным структурным элементом.

Роль науки в человеческом обществе оценивается по-разному: с одной стороны, выход человека в космос, преобразование природы, а с другой – оружие массового поражения всего живого.

Последствия научной деятельности зависят и  от моральных качеств людей, от их знаний и умений, а также от тех, кто принимает решения об использовании  научных достижений.

Таким образом, наука – это исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление.

Поэтому не удивительно, что она изучается  с самых разных точек зрения и стала специальным предметом научного исследования в целом ряде специальных научных дисциплин.

Ее, например, изучают науковедение, история науки, психология, социология и этика науки, экономика науки и теория управления наукой, логика и философия науки. Важное место в этом ряду занимает и методология науки, которая будет пониматься нами как теория научного знания и познания.

Всякое  научное исследование — от творческого  замысла до окончательного оформления научного труда — осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно  определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремится  проникнуть в сущность изучаемых  явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода  к объекту изучения, рассмотрению этого объекта в возникновении  и развитии, т. е. применения исторического  подхода.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как  бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, —  вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать  факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти  им практическое применение. Дело в  том, что сущность нового в науке  не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время  оставаться в резерве науки и  не использоваться на практике.

Развитие  идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс  научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают  в виде системы понятий, законов  и теорий.

Характеризуя  научное исследование, обычно указывают  на следующие его отличительные  признаки:

это обязательно  целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко  сформулированных задач;

это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение  рассматриваемых вопросов;

характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам  процесс исследования, и его результаты;

ему присуща  строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений  и выводов.

Объектом  научно-теоретического исследования выступают  не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных  явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти  общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную  сущность.

Основные  средства научно-теоретического исследования:

совокупность  научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

совокупность  понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

докторская  диссертация 

Результаты  научных исследований воплощаются  в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и  лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются  в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

 

 

    1. Использование математических моделей для изучения хозяйственной деятельности и прогнозирования экономических процессов.

 

Модель – условный образ объекта  управления (исследования). Математическое моделирование экономических систем и процессов является важным инструментом экономического анализа, т. к. позволяет получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

Этапы моделирования:

Анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или  процессу, и эмпирических данных о  его структуре и особенностях (на основе такого анализа формируются  модели).

Определение методов, с помощью  которых можно решить задачу.

Анализ полученных результатов.

При формировании моделей экономических  систем используется аппарат математического  моделирования, экономико-математические теории и методы. В некоторых случаях  задачи анализа не требуют построения собственной модели, используются уже  построенные модели для однотипных с математической точки зрения процессов.

Математические методы и модели, используемые в экономическом анализе, классифицируются по группам:

1. Методы корреляционно-регрессионного анализа используются в экономическом анализе для выявления формы и плотности связи между различными параметрами исследуемого объекта, характер функциональной зависимости между которыми не установлен. Чаще всего эта связь стохастична. Корреляция выражает вероятностную зависимость между переменными параметрами алгоритма связи. Корреляционная зависимость может быть выявлена как между двумя количественными признаками (парная корреляция), так и между многими (множественная корреляция).

Информация о работе Основы научных исследований