Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 01:51, контрольная работа
Производство:
1)Взаимодействие человека и природы,преобразование предметов природы в продукты
2)Взаимодействие людей,вступающих в отношения по поводу использования природных ресурсов и распределения результатов производства
Влияют на стимулы к участию в обмене-рационально действующие субъекты вступают в рыночный обмен только если получаемая выгода выше совокупных затрат(цена блага+трансакционные издержки)
Цена – измеренная в деньгах и выраженная в количественной форме ценность блага. Выражая величину альтернативных затрат,цена регулирует выбор потребителей
Функции цен в рыночной экономике:
Распределительно-регулирующая –цена выполняет ее обеспечивая перемещение ресурсов в отрасли,где они дадут наибольший эффект,а благ на рынке-где они ценятся выше
Функция рационирования – перенаправление ограниченных благ к тем субъектам рынка,для которых они представляют наибольшую ценность
Функция распространения информации – цена сигнализирует экономическим агентам о ценности благ и ресурсов и об имеющихся альтернативах
Стимулирующая функция – ориентирование производства на выпуск благ,имеющих большую ценность и на снижение издержек их производства
Цена зависит от покупательной способности денег,поэтому для нивелирования искажений используются относительные цены(отношение цены блага к средней цене всех благ)
Модель кругооборота ресурсов,продукта и дохода – отображает функционирование рыночной экономики,включает:
1)Домохозяйства – могут быть представлены отдельными лицами/группами лиц,совместно принимающими решения(семьи)Выступают поставщиками на рынке ресурсов и одновременно потребителями на рынке благ
2)Фирмы – отдельные лица/сложные иерархические организации,функция которых – преобразование ресурсов в блага.На рынке благ – продавцы, на рынке факторов производства – покупатели.Взаимодействие фирм и домохозяйств путем-физического потока(кругооборот продукта)и денежного(кругооборот дохода)
Кругооборот продукта – последовательная цепь взаимосвязей-домохозяйства поставляют на рынок факторы производства,приобретаемые фирмами
Кругооборот дохода – фирмы получают доход от реализации на рынке благ,возмещают издержки производства;домохозяйства расходуют полученные факторные доходы на приобретение благ
3)Государство – оказывает влияние как на кругооборот продукта(как потребитель благ),так и на кругооборот дохода(налоги с домохозяйств и фирм;субсидии и выплаты им же)
2.Теория цены:спрос,
2.1.Анализ рыночного спроса.
Спрос – готовность пожертвовать альтернативными возможностями использования имеющихся у покупателя ресурсов ради приобретения данного блага(готовность потребителей приобретать товары и услуги)
Рыночный спрос – форма поведения потребителей,отражающая их возможность платить за приобретаемые блага
Величина(объем)рыночного спроса – это максимальное количество данного блага,которое готовы купить потребители при текущей цене блага в единицу времени
Детерминанты спроса – факторы,оказывающие влияние на величину рыночного спроса
N – численность и структура населения
Рх-цена самого блага
Ру – цены заменителей блага
Т – предпочтения потребителей
I – доходы потребителей
Е – потребительские ожидания
Функция спроса – это установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих факторов
Величина спроса - QD или D – зависимая переменная,детерминаты спроса – независимые
Значение функции показывает,какое количество благ было куплено при различных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени
QxD=f(N, Рх, Ру, T,I,E)
степень влияния детерминант – разное,отображается коэффициентами b перед независимой переменной(определяются на анализе собранных данных)
QxD = а+bxPx+byPy+bTT+bII+bEE
Рост цены блага приводит к уменьшению спроса => bx<0
by может иметь знак плюс(благо Yдополняющее) или минус(благо Y замещающее)
bT и bE – могут быть разными в зависимости отхарактера оказываемого влияния детерминант
а – свободный член,показывает максимальный объем потребностей в благе(спрос при нулевой цене) в данный период
Функция спроса по цене (QDX=f(PX) – отражает зависимость величины спроса на благо от изменения цены на это благо(показывает количество купленного блага при данной цене,но при”прочих равных условиях”)
Прямая функция спроса по цене – отражает зависимость изменения увеличения спроса от цены (QD=a –bP*; QD – величина спроса, а-постоянный член, b-коэффициент влияния цены Р на величину спроса)
Обратная функция спроса – отражает зависимость изменения цены в зависимости от изменения спроса
Р=a/b-QD/b
Шкала спроса – табличная форма функции спроса,отражает функциональную связь между зависимой и независимой переменными
Закон спроса – принцип рыночной экономики,который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага, увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте
Кривая спроса – линия,показывающая связь между ценой блага и ведичиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены на него
Пересечение с горизонтальной осью(Q) указывает на то,что потребность в благе я вляется ограниченной, даже при нулевой цене блага спрос не превысит определенного значения
Пересечение с вертикальной осью(Р) – это цена спроса,говорит о том,что готовностьпотребителей платить также является ограниченной,выражается в максимальной цене,которую готов заплатить покупатель,после чего откажется покупать благо и спрос на него упадет до нуля
Отрицательный наклон – величина спроса в обратной зависимости от цены,готовность потребителей платить снижается
Угол наклона линии спроса показывает,насколько чувствительно реагирует потребитель(как изменяется спрос)
Формула определения уравнения прямой по двум точкам:
(Y-Y1)/(Y2-Y1)=(X-X1)/(X2-X1)
Y-значения функции(напр.величина спроса QD )
X-значения аргумента( цена Р)
Изменение величины спроса – процесс,отражающий изменение объема спрашиваемого покупателями блага в зависимости от изменения цены на него в амках установленной шкалы
Изменение спроса – процес,отражающий изменения в готовности покупателей платить за благо
Изменение спроса выражается в сдвиге линии спроса
Изменения величины спроса выражает изменение значения функции,в то время как изменение спроса выражает изменение самой формы функции
Факторы,влияющие на изменение спроса:
1)Численность и структура населения(рост числа потребителей=>рост спроса и наоборот)
2)Предпочтения потребителей
3)Уровень доходов потребителей
4)Потребительские ожидания
5)Цены взаимосвязанных благ
2.2.Анализ рыночного
Величина(объем) рыночного предложения – это общее количество блага,которое желают и способны предоставить на рынок все производители в единицу времени
Цена предложения – минимальная цена,по которой производители готовы поставить на рынок данное количество блага
Детерминаты предложения – ценовые (Px) и неценовые параметры рынка,которые влияют на способность продавцов осуществлять рыночное предложение
Цены природных ресурсов – PN
Цены капитальных ресурсов - PK
Цены трудовых ресурсов - PW
Численность продавцов – М
Технологии – Н
Налоги – Т
Ожидания производителей – Е
Функция предложения – установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает максимальное количество блага, поставляемое на рынок при существующих условиях в единицу времени
QSX=c+dXPX+dNPN+dKPK+dWPW+dMPM
с- минимально возможный объем рыночного предложения.
QSX =f(PX) – функция предложения по цене
Закон предложения – это принцип рыночной экономики,по которому «при прочих равных условиях» чем выше цена единицы блага,тем вышевеличина предложения, по мере снижения цены предложение уменьшается
QS =c+dP
Кривая редложения – линия,отображающая характер изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени и показывающая минимальное значение цены для каждого объема предложения
Изменение величины предложения – изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов
Изменение в предложении – процесс,отражающий изменение готовности производителей предоставить блага по одной и той же цене
Факторы,влияющие на изменения в предложении:
1)Цена факторов производства(рост цен на факторы произв-ва=>рост затрат=>сокращение производства во всем диапазоне цен=>кривая сместится влево и наоборот)
2)Технологии
3)Цены благ-заменителей
4)Численность производителей(
5)Налоги и субсидии
6)Ожидание производителей(
2.3.Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.
Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения на это благо
Равновесная цена – та,при которой объем спроса равен объему предложения
Равновесный объем – отражает количество блага,при котором устанавливается равенство между ценой спроса и предложения
Подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия
Подход Вальраса – в основу установления равновесия положено уравнение QD=QS
Подход Маршалла – в основу установления равновесия положено уравнение PD=PS
Статическая модель – теоретическое построение, отражающее описание состояния функциональной связи без учета влияния временного фактора
Правила перехода к новому равновесию(на основе анализа рыночного равновесия методом сравнительной статистики):
Переход к новому рыночному равновесию – процесс приспособления участников рынка к изменившимся рыночным условиям,характер изменений зависит от их адаптационных возможностей
Временные периоды в рамках адаптационного процесса:
Мгновенный период – период, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства(рыночное предложение не реагирует на внешние воздействия)
Краткосрочный период – период,в течение которого производитель может изменить количество применяемых переменных факторов производства(кол-во сырья,работников,энергии),но не производственные мощности(оборудование,площади)
Долгосрочный период – период,в рамках которого могут быть изменены все факторы производства,кроме технологии
Сверхдолгий период – период,в котором заменяется сама технологическая база производства благодаря использованию новых знаний и нововведений(=>издержки производства снижаются)=>кривая предложения становится убывающей
Динамическая модель рыночного равновесия – изучение закономерностей установления рыночного равновесия с учетом фактора времени
Паутинообразная модель
Рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен
Предложение – от цен предыдущего периода
Единственность рыночного равновесия проявляется в способности рынка обеспечить установление единственного для каждого данного периода сочетания «цена-количество»
Стабильность рыночного равновесия проявляется в его способности
Излишек потребителя – это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена,благодаря тому,что фактически уплаченная ими цена за благо ниже той,которую они были готовы уплатить
Излишек производителя – дополнительный доход,который получает производитель, обеспечивающий производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены
2.4.Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса(ED) – это чувствительность спроса к изменению одной из детерминант, определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению детерминанты
Эластичность спроса по цене
ED(P)=%изменения спроса/%изменения цены=дельтаQ*P/дельтаP*Q
Для линейной функции ED(P)=b(P/Q)
Единичная эластичность – при изменении цены величина спроса изменится в той же пропорции (1%=1%)
Эластичный спрос – изменение цены блага приводит к более чем пропорциональному изменению спроса
Для спроса по цене коэффициент эластичности – отрицателен(закон спроса),для анализа же имеет значение только абсолютная величина(модуль)
Наклон линии и эластичность – не одно и то же
Эластичность(дельтаQ/дельтаP) – величина обратная наклону линии спроса(дельтаР/дельтаQ)=>чем круче линия спроса(меньше величина),тем больше эластичность и наоборот