Основы теории рыночного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 01:51, контрольная работа

Описание работы

Производство:
1)Взаимодействие человека и природы,преобразование предметов природы в продукты
2)Взаимодействие людей,вступающих в отношения по поводу использования природных ресурсов и распределения результатов производства

Файлы: 1 файл

консп м.э.docx

— 141.24 Кб (Скачать файл)

Влияют на стимулы к участию в обмене-рационально действующие субъекты вступают в рыночный обмен только если получаемая выгода выше совокупных затрат(цена блага+трансакционные издержки)

Цена – измеренная в деньгах и выраженная в количественной форме ценность блага. Выражая величину альтернативных затрат,цена регулирует выбор потребителей

Функции цен в рыночной экономике:

Распределительно-регулирующая –цена выполняет ее обеспечивая перемещение ресурсов в отрасли,где они дадут наибольший эффект,а благ на рынке-где они ценятся выше

Функция рационирования – перенаправление ограниченных благ к тем субъектам рынка,для которых они представляют наибольшую ценность

Функция распространения информации – цена сигнализирует экономическим агентам о ценности благ и ресурсов и об имеющихся альтернативах

Стимулирующая функция – ориентирование производства на выпуск благ,имеющих большую ценность и на снижение издержек их производства

Цена зависит от покупательной способности денег,поэтому для нивелирования искажений используются относительные цены(отношение цены блага к средней цене всех благ)

 

Модель кругооборота ресурсов,продукта и дохода – отображает функционирование рыночной экономики,включает:

1)Домохозяйства – могут быть представлены отдельными лицами/группами лиц,совместно принимающими решения(семьи)Выступают поставщиками на рынке ресурсов и одновременно потребителями на рынке благ

2)Фирмы – отдельные лица/сложные иерархические организации,функция которых – преобразование ресурсов в блага.На рынке благ – продавцы, на рынке факторов производства – покупатели.Взаимодействие фирм и домохозяйств путем-физического потока(кругооборот продукта)и денежного(кругооборот дохода)

Кругооборот продукта – последовательная цепь взаимосвязей-домохозяйства поставляют на рынок факторы производства,приобретаемые фирмами

Кругооборот дохода – фирмы получают доход от реализации на рынке благ,возмещают издержки производства;домохозяйства расходуют полученные факторные доходы на приобретение благ

3)Государство – оказывает влияние как на кругооборот продукта(как потребитель благ),так и на кругооборот дохода(налоги с домохозяйств и фирм;субсидии и выплаты им же)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теория цены:спрос,предложение  и рыночное равновесие.

2.1.Анализ рыночного спроса.

 

Спрос – готовность пожертвовать альтернативными возможностями использования имеющихся у покупателя ресурсов ради приобретения данного блага(готовность потребителей приобретать товары и услуги)

 

Рыночный спрос – форма поведения потребителей,отражающая их возможность платить за приобретаемые блага


 

Величина(объем)рыночного спроса – это максимальное количество данного блага,которое готовы купить потребители при текущей цене блага в единицу времени


Детерминанты спроса – факторы,оказывающие влияние на величину рыночного спроса

N – численность и структура  населения

Рх-цена самого блага

Ру – цены заменителей блага

Т – предпочтения потребителей

I – доходы потребителей

Е – потребительские ожидания

 

Функция спроса – это установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих факторов

Величина спроса - QD или D – зависимая переменная,детерминаты спроса – независимые

Значение функции показывает,какое количество благ было куплено при различных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени

QxD=f(N, Рх, Ру, T,I,E)

степень влияния детерминант – разное,отображается коэффициентами b перед независимой переменной(определяются на анализе собранных данных)

QxD = а+bxPx+byPy+bTT+bII+bEE

 

Рост цены блага приводит к уменьшению спроса => bx<0

by может иметь знак плюс(благо Yдополняющее) или минус(благо Y замещающее)

bT и bE – могут быть разными в зависимости отхарактера оказываемого влияния детерминант

а – свободный член,показывает максимальный объем потребностей в благе(спрос при нулевой цене) в данный период

 

 Функция спроса по  цене (QDX=f(PX) – отражает зависимость величины спроса на благо от изменения цены на это благо(показывает количество купленного блага при данной цене,но при”прочих равных условиях”)

Прямая функция спроса по цене – отражает зависимость изменения увеличения спроса от цены (QD=a –bP*; QD – величина спроса, а-постоянный член, b-коэффициент влияния цены Р на величину спроса)

Обратная функция спроса – отражает зависимость изменения цены в зависимости от изменения спроса

Р=a/b-QD/b

 

Шкала спроса – табличная форма функции спроса,отражает функциональную связь между зависимой и независимой переменными

 

Закон спроса – принцип рыночной экономики,который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага, увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте


 

Кривая спроса – линия,показывающая связь между ценой блага и ведичиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены на него


 

 

 

Пересечение с горизонтальной осью(Q) указывает на то,что потребность в благе я вляется ограниченной, даже при нулевой цене блага спрос не превысит определенного значения

Пересечение с вертикальной осью(Р) – это цена спроса,говорит о том,что готовностьпотребителей платить также является ограниченной,выражается в максимальной цене,которую готов заплатить покупатель,после чего откажется покупать благо и спрос на него упадет до нуля

Отрицательный наклон – величина спроса в обратной зависимости от цены,готовность потребителей платить снижается

 

Угол наклона линии спроса показывает,насколько чувствительно реагирует потребитель(как изменяется спрос)

 

Формула определения уравнения прямой по двум точкам:

(Y-Y1)/(Y2-Y1)=(X-X1)/(X2-X1)

Y-значения функции(напр.величина спроса QD )

X-значения аргумента( цена Р)

 

Изменение величины спроса – процесс,отражающий изменение объема спрашиваемого покупателями блага в зависимости от изменения цены на него в амках установленной шкалы

 

Изменение спроса – процес,отражающий изменения в готовности покупателей платить за благо

Изменение спроса выражается в сдвиге линии спроса

 

Изменения величины спроса выражает изменение значения функции,в то время как изменение спроса выражает изменение самой формы функции

 

Факторы,влияющие на изменение спроса:

1)Численность и структура населения(рост числа потребителей=>рост спроса  и наоборот)

2)Предпочтения потребителей

3)Уровень доходов потребителей

4)Потребительские ожидания

5)Цены взаимосвязанных благ

2.2.Анализ рыночного предложения

 

Величина(объем) рыночного предложения – это общее количество блага,которое желают и способны предоставить на рынок все производители в единицу времени


 

Цена предложения – минимальная цена,по которой производители готовы поставить на рынок данное количество блага

 

Детерминаты предложения – ценовые (Px) и неценовые параметры рынка,которые влияют на способность продавцов осуществлять рыночное предложение

Цены природных ресурсов – PN

Цены капитальных ресурсов - PK

Цены трудовых ресурсов - PW

Численность продавцов – М

Технологии – Н

Налоги – Т

Ожидания производителей – Е

 

Функция предложения – установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает максимальное количество блага, поставляемое на рынок при существующих условиях в единицу времени


 

QSX=c+dXPX+dNPN+dKPK+dWPW+dMPM+dHH+dTT+dEE

с- минимально возможный объем рыночного предложения.

QSX =f(PX) – функция предложения по цене

 

Закон предложения – это принцип рыночной экономики,по которому «при прочих равных условиях» чем выше цена единицы блага,тем вышевеличина предложения, по мере снижения цены предложение уменьшается


 

QS =c+dP

 

Кривая редложения – линия,отображающая характер изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени и показывающая минимальное значение цены для каждого объема предложения

 

Изменение величины предложения – изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов

Изменение в предложении – процесс,отражающий изменение готовности производителей предоставить блага по одной и той же цене

 

Факторы,влияющие на изменения в предложении:

1)Цена факторов производства(рост цен на факторы произв-ва=>рост затрат=>сокращение производства во всем диапазоне цен=>кривая сместится влево и наоборот)

2)Технологии

3)Цены благ-заменителей

4)Численность производителей(больше  производителей=>больше предложение  и наоборот)

5)Налоги и субсидии

6)Ожидание производителей(выраженные  в прогнозируемом ими уровне  цены блага и цен на производственные  ресурсы

 

 

2.3.Установление рыночного  равновесия: статическая и динамическая  модели.

 

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения на это благо


 

Равновесная цена – та,при которой объем спроса равен объему предложения

Равновесный объем – отражает количество блага,при котором устанавливается равенство между ценой спроса и предложения

 

Подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия

Подход Вальраса – в основу установления равновесия положено уравнение QD=QS

Подход Маршалла – в основу установления равновесия положено уравнение PD=PS

 

 

Статическая модель – теоретическое построение, отражающее описание состояния функциональной связи без учета влияния временного фактора

 

Правила перехода к новому равновесию(на основе анализа рыночного равновесия методом сравнительной статистики):

  • расширение спроса приводиь к увеличению равновесных цен и количества блага
  • сокращение спроса приводит к снижению равновесных цен и количества блага
  • расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и и увеличению равновесного количества блага
  • сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к умньшению равновесного количества благ

Переход к новому рыночному равновесию – процесс приспособления участников рынка к изменившимся рыночным условиям,характер изменений зависит от их адаптационных возможностей

 

Временные периоды в рамках адаптационного процесса:

Мгновенный период – период, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства(рыночное предложение не реагирует на внешние воздействия)

Краткосрочный период – период,в течение которого производитель может изменить количество применяемых переменных факторов производства(кол-во сырья,работников,энергии),но не производственные мощности(оборудование,площади)

Долгосрочный период – период,в рамках которого могут быть изменены все факторы производства,кроме технологии

Сверхдолгий период – период,в котором заменяется сама технологическая база производства благодаря использованию новых знаний и нововведений(=>издержки производства снижаются)=>кривая предложения становится убывающей

 

Динамическая модель рыночного равновесия – изучение закономерностей установления рыночного равновесия с учетом фактора времени

Паутинообразная модель

Рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен

Предложение – от цен предыдущего периода

 

Единственность рыночного равновесия проявляется в способности рынка обеспечить установление единственного для каждого данного периода сочетания «цена-количество»

Стабильность рыночного равновесия проявляется в его способности

 

Излишек потребителя – это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена,благодаря тому,что фактически уплаченная ими цена за благо ниже той,которую они были готовы уплатить


 

Излишек производителя – дополнительный доход,который получает производитель, обеспечивающий производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены


 

 

2.4.Эластичность спроса  и предложения

 

Эластичность спроса(ED) – это чувствительность спроса к изменению одной из детерминант, определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению детерминанты


 

Эластичность спроса по цене

ED(P)=%изменения спроса/%изменения цены=дельтаQ*P/дельтаP*Q

Для линейной функции ED(P)=b(P/Q)

 

Единичная эластичность – при изменении цены величина спроса изменится в той же пропорции (1%=1%)

Эластичный спрос – изменение цены блага приводит к более чем пропорциональному изменению спроса

 

Для спроса по цене коэффициент эластичности – отрицателен(закон спроса),для анализа же имеет значение только абсолютная величина(модуль)

Наклон линии и эластичность – не одно и то же

Эластичность(дельтаQ/дельтаP) – величина обратная наклону линии спроса(дельтаР/дельтаQ)=>чем круче линия спроса(меньше величина),тем больше эластичность и наоборот

Информация о работе Основы теории рыночного поведения