Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенносте2 ценообразования на рынке капитала.
Задача курсовой работы:
1. изучить рынок капитала и его функционирование;
2. рассмотреть особенности ценообразования на рынке капитала;
3. выяснить особенности регулирования рынков капитала.
ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы рынка капитала…………………………………4
Сущность понятий капитал и инвестиции.………………………..…….4
Сущность и структура рынка капитала…………………………………6
Инструменты рынка капитала и его функционирование………………8
Глава 2. Анализ ценообразования на рынке капитала………………………...…13
Ценообразование на рынке средне- и долгосрочного кредита ………13
Ценообразование на рынке ценных бумаг …………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Прочие виды ценных бумаг производны от акций и долговых обязательств.
Рис.1.1. Классификация ценных бумаг
Долевые ценные бумаги (акции) удостоверяют право владельца на долю в собственных средствах акционерного общества. Эмиссия акций - способ создания акционерного общества, увеличения уставного капитала компании. Формой дохода акционера является дивиденд, представляющий собой долю прибыли предприятия, распределяемой в качестве дивидендов и приходящуюся на 1 акцию. Акция не имеет определенного срока обращения, т.е. является бессрочной.
Акции, эмитируемые акционерным обществом классифицируются на:
Долговые обязательства подтверждают отношения займа между инвестором (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником). Формой дохода является процент. Наиболее распространенной формой долговых обязательств является облигация. Она представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее.
Классификация облигаций.
Производные ценные бумаги
закрепляют право их владельца на
покупку или продажу
Опцион – это ценная бумага, подтверждающая право владельца и обязательство лица его выдавшего (надписатель) на покупку или продажу определенного базисного актива по фиксированной цене через некоторое время. Это означает, что держатель опциона может исполнить или игнорировать опцион. Надписатель опциона обязан его исполнить. При заключении опционного контракта держатель опциона уплачивает надписателю премию, определяемую условиями контракта.
Существует два вида опционных контрактов:
• опцион "колл", дающий право купить в будущем определенный актив;
• опцион "пут", позволяющий в будущем продать определенный актив.
Фьючерс - контракт на покупку
или продажу определенного
Депозитарная расписка - ценная бумага, удостоверяющая факт владения ценными бумагами иностранного эмитента. Сами ценные бумаги хранятся в банках, которые выпускают депозитарные расписки.
Рынок капиталов выполняет следующие функции:
Глава 2. Анализ ценообразования на рынке капитала
2.1. Ценообразование на рынке средне- и долгосрочного кредита
Ценообразование – это процесс формирования цены с учетом существующих экономических условий, действующих законодательных норм и сложившейся практики.
На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.
Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.
Как всякая цена, цена кредита подвержена определенным колебаниям. Его величина зависит от соотношения спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику.
Одной из главных особенностей
рынка капитала является то, что
любая фирма и любой
Спрос на капитал
Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.
Рис. 2.1. Спрос на капитал.
Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Как это вытекает из поведения фирм и потребителей:
1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.
Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина. При более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.
2. Потребители берут
деньги взаймы не для
Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.
Во-вторых, потребители
могут брать кредит для покупки
капитальных потребительских
Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.
Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.
Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.
Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.
Предложение капитала
Рис. 2.2. Предложение капитала.
Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.
1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами.
Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн. рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.
Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.
2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.
Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем – делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.
Во-вторых, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги – то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.
Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.
В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.
Таким образом, предложение
заемных средств отчасти
Равновесие на рынке капитала
Рис. 2.3. Равновесие на рынке капитала.
Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 2.3). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.
Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.
Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.
Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.
Информация о работе Особенности ценообразования на рынке капитала