Особенности ценообразования на рынке капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование особенносте2 ценообразования на рынке капитала.
Задача курсовой работы:
1. изучить рынок капитала и его функционирование;
2. рассмотреть особенности ценообразования на рынке капитала;
3. выяснить особенности регулирования рынков капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы рынка капитала…………………………………4
Сущность понятий капитал и инвестиции.………………………..…….4
Сущность и структура рынка капитала…………………………………6
Инструменты рынка капитала и его функционирование………………8
Глава 2. Анализ ценообразования на рынке капитала………………………...…13
Ценообразование на рынке средне- и долгосрочного кредита ………13
Ценообразование на рынке ценных бумаг …………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Файлы: 1 файл

Osobennosti_tsenoobrazovania_na_rynke_kapitala.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Цены классифицируются по следующим признакам:

  • вид ценных бумаг;
  • тип эмитента;
  • сегмент рынка;
  • вид операций на рынке ценных бумаг;
  • место и время ценообразования.

На рынке ценных бумаг  различают следующие цены:

  • номинальная — обозначена на бланке ценной бумаги. Определяется в проспекте эмиссии при выпуске в обращение ценных бумаг. В некоторой степени это условная величина, поскольку даже на первичном рынке ценные бумаги могут продаваться не по номинальной стоимости. Номинальная стоимость информирует о том, какая часть стоимости уставного капитала приходилась на одну акцию в момент формирования акционерного общества или решения вопроса о размере уставного капитала в случае его изменения;
  • эмиссионная — цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении (может не совпадать с номинальной ценой);
  • балансовая — определяется на основе финансовой отчетности предприятия как стоимость имущества акционерного общества, образованного за счет собственных источников, деленная на количество выпущенных акций;
  • учетная — по которой ценные бумаги числятся на балансе предприятия в данный момент времени;
  • курсовая (рыночная) — отражает соотношение спроса и предложения;
  • биржевая — определяется на бирже в процессе торгов;
  • дисконтированная, или текущая — определяется с учетом дисконтных множителей и норм инвестирования.

Методы и факторы  ценообразования

Ценообразование на рынке  ценных бумаг может осуществляться экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования. Дадим характеристику отдельным методам ценообразования.

Экспертный метод основан  на использовании аргументированных заключений экспертов (признанных специалистов) об уровне реальной стоимости той или иной ценной бумаги или цене определенной фондовой операции.

Аналитический метод  предполагает, что уровень цены определяется в результате детального анализа конъюнктуры рынка, выполнения диагностического факторного анализа, мониторинга.

Статистический метод  базируется на статистическом анализе.

Нормативно-параметрический  метод (балльный) на практике реализуется  следующим образом. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается тем или иным количеством баллов. Далее баллы суммируются, и полученная общая сумма баллов умножается.

Экономико-математическое моделирование в виде имитационных моделей или динамического моделирования на основе графических или логических моделей с использованием компьютерных технологий базируется на построении неких схем, фиксирующих определенные зависимости и учитывающих конкретные факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние. Безусловно, это весьма перспективный метод ценообразования на рынке ценных бумаг.

В условиях рыночной экономики  в формировании цен на ценные бумаги участвуют эмитенты и инвесторы, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. В целом методические подходы при формировании цены можно разделить на три вида:

  • ориентация на рынок. Этот подход рассчитан на установление первоначально низкой цены с целью привлечения как можно больше инвесторов. Он используется, если очевидно, что на рынке имеется незначительное число инвесторов, готовых платить первоначально высокую цену, а также при наличии конкурентов, готовых предложить аналогичные ценные бумаги;
  • ориентация на издержки. Этот подход используется, когда у фирмы слишком широкий ассортимент оказываемых услуг по операциям с ценными бумагами, что делает слишком дорогостоящим проведение калькуляции затрат на каждый вид услуг;
  • ориентация на конкуренцию. Цены нужно устанавливать исходя из того, что на финансовом рынке имеются конкуренты, которые установили свои цены на аналогичные ценные бумаги; сделки осуществляются по ценам, которые уже определены рынком.

В настоящее время  используются следующие методические подходы:

    1. подход, основанный на фундаментальном анализе;
    2. подход, основанный на техническом анализе.

Они являются основой  ценообразования на зарубежных фондовых рынках.

Фундаментальный анализ базируется на следующем принципе: любой экономический фактор, снижающий  предложение или увеличивающий спрос на товар, ведет к повышению цены и, наоборот, любой фактор увеличивающий предложение и уменьшающий  спрос, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе устанавливается цена, которая соответствует  определенному соотношению спроса и предложения. При использовании фундаментального анализа учитываются стоимостные показатели (опережающие, сопутствующие, запаздывающие). Опережающие показатели сигнализируют о состоянии экономики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уровня инфляции; сопутствующие и запаздывающие показатели отражают основные направления изменений в экономике и опровергают или подтверждают опережающие показатели. Эти показатели называются индикаторами. Основные сопутствующие и запаздывающие индикаторы: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг в основном осуществляется путем экономико-математического моделирования и в современной России малоперспективен.

Технический анализ изучает конкретное соотношение спроса и предложения, т.е. сами изменения цен на фондовом рынке. Он сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графический анализ полезен, так как позволяет выполнить реальный прогноз цен, определяет точное время событий, фиксирует динамику  цен и т.д.

Рис. 2.4. Пример графического анализа акций McDonalds

На формирование цен  на фондовом рынке влияют внутренние и внешние факторы объективного и субъективного характера. Под  влиянием разнонаправленных факторов цены на одну и ту же ценную бумагу могут существенно колебаться. В целом на формирование уровня цен на ценные бумаги влияют:

  • отраслевая принадлежность эмитента и территориальные условия его размещения;
  • степень технической оснащенности производства эмитента;
  • качество ценных бумаг;
  • специфика отдельных регионов;
  • инвестиционные характеристики ценных бумаг и управленческие возможности эмитентов;
  • меры государственного регулирования цен;
  • учет взаимозаменяемости;
  • учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке;
  • особенности системы формирования цен на бумаги различных эмитентов;
  • конкуренция;
  • монополия;
  • степень развития рыночных отношений;
  • соотношение спроса и предложения;
  • ставки налогов.

На практике в процессе формирования цен одновременно учитывается множество рыночных факторов, которые объединены в три группы: спрос, издержки и конкуренция (факторный анализ). В соответствии с законом сбалансированности спроса и предложения общий уровень цен на ценные бумаги зависит от соотношения спроса и предложения. К факторам спроса относятся: объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их доходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов. На цены на рынке ценных бумаг влияет конкуренция, так как государственный бюджет, кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой в привлечении финансовых ресурсов. Например, расширение бюджетных ресурсов, повышение налогов (при прочих равных условиях) неизбежно приведет к сокращению свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов и населения и, следовательно, — к сужению рынков банковского кредита и ценных бумаг. К факторам конкуренции относятся: число и разнообразие эмитентов, наличие аналогичных ценных бумаг, уровень цен конкурентов. Факторами издержек являются эмиссионные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг. Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы (спрос, предложение, конкуренция), так и специфические (тип, вид, разновидность ценной бумаги, срок обращения, инвестиционные качества, управленческие возможности, рейтинг и деловая репутация эмитента, его отраслевая принадлежность, территориальное местонахождение, инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка). Следует отметить, что названные выше факторы могут как увеличивать, так и уменьшать уровень цены. Действие этих факторов во многом зависит от конкретных мер по государственному регулированию системы ценообразования.

Специфика ценообразования  на первичном 

и вторичном рынке  ценных бумаг

Анализируя механизм ценообразования на рынке ценных бумаг, следует различать те его  элементы, которые определяются органами государственного регулирования и эмитентами, выпускающими ценные бумаги, и те, которые формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночное соотношение спроса и предложения.

Особенности системы  формирования цен определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, выборе рыночного сегмента их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена определяется ценой первичного размещения и ценой погашения. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и может быть названа назначаемой. Так как пространство вторичного рынка не ограничено, эмитент способен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения. Промежуточные цены в течение всего срока действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их органами. Если ценные бумаги являются долговыми обязательствами (облигации, векселя), то они обладают фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия и датой погашения в отличие от акций.

Процесс ценообразования  на первичном рынке происходит следующим  образом. При выпуске новых ценных бумаг проводится организационная  работа, связанная с определенными затратами: выбор видов, типов, категорий выпускаемых ценных бумаг, определение объема выпуска и цены ценных бумаг, выбор метода размещения выпуска (аукцион, торги, конкурс, подписка), подготовка проспекта эмиссии. Оплата эмитентом услуг инвестиционного института, юристов, аудиторов. На пред эмиссионном совещании устанавливается окончательная цена бумаг нового выпуска с учетом целей выпуска и вида бумаг. Далее осуществляется непосредственно выпуск ценных бумаг в обращение. Выпуск (эмиссия) происходит при учреждении акционерного общества, увеличении размера уставного капитала. Формы эмиссии следующие:

  • частичное размещение без публичного объявления и проведения  рекламной кампании, продажа первым владельцам на равных условиях (цена всех акций одного выпуска одинакова);
  • открытая продажа с публикацией, регистрацией проспекта эмиссии (число инвесторов не ограниченно);
  • размещение ценных бумаг возможно путем прямого обращения эмитента к инвесторам.

К размещению ценных бумаг  на первичном рынке следует отнести:

  • продажа акций по закрытой подписке работникам приватизируемых предприятий;
  • продажу акций на чековых и денежных аукционах.

На вторичном рынке  осуществляются сделки купли-продажи  ценных бумаг юридическими (физическими) лицами при посредничестве инвестиционных институтов после первичного размещения бумаг. Вторичный рынок включает в себя «уличный» неорганизованный рынок (внебиржевой) и организованный (биржевой) рынок.

Формирование вторичного рынка акций приватизированных  предприятий в России началось практически  одновременно с появлением первых акционерных обществ. Внебиржевые сделки в разных объемах совершаются постоянно с акциями практически каждого эмитента, что связано, в частности, с формированием крупных пакетов акций перед первыми собраниями акционеров и соответственно с перевыборами совета директоров. При наличии конкуренции цены внебиржевого и биржевого рынков достигают нескольких сотен номиналов. Естественно, в основе таких отклонений лежат отнюдь не классические факторы, влияющие на курс акций, а стремление установить контроль над предприятием. Рост курсовой стоимости акций будет иметь место в силу переоценки основных фондов, однако получение дохода от перепродажи будет ограничено не ликвидностью большинства акций. Наконец, существенной составляющей резкого роста котировок некоторых акций станет чисто спекулятивный фактор.

Особенности ценообразования на различные виды ценных бумаг

По государственным  ценным бумагам уровень цен зависит от:

  1. вида ценных бумаг;
  2. принятия условий или положений об их выпуске;
  3. сложившихся экономических и политических условий.

Государственные краткосрочные  обязательства (ГКО) – краткосрочные бескупонные облигации. Торги ведутся на основании заявок дилеров по договорам. В заявке указывается цена приобретения ГКО как процент от номинала (с точностью до сотой доли процента) и количество ГКО. Доходность ГКО связана со сроком обращения и потребности государства в денежных средствах.  Обычно, чем ближе дата погашения, тем выше устанавливается курс и ниже доходность.

Номинальная цена облигации  служит базой при начислении процентов. Облигации имеют выкупную цену, которая может совпадать или отличаться от номинальной цены в зависимости от условий займа. По ней облигация выкупается (погашается) эмитентом после истечения срока займа. Кроме этого, облигация имеет рыночную цену, определяемую условиями займа и ситуацией, сложившейся в текущий момент на рынке облигаций.

Информация о работе Особенности ценообразования на рынке капитала