определить, где они
были зарегистрированы. Так, если первые
две позиции 77-, то данная ценная бумага
зарегистрирована в г. Москве.
Х1Х2-ХЗ-Х4Х5Х6Х7.
Х1Х2 - Номер кода территории
по административно-территориальному
делению Российской Федерации
ХЗ - Информация о виде
ценных бумаг:
1 - акции акционерных
обществ
2 - облигации
3 - облигации органов
государственной
власти и управления
6 -- жилищные сертификаты
4Х5Х6Х7 - Номер регистрации
по порядку для данного вида
ценных бумаг.
Структура кода государственной
регистрации корпоративных пенных
бумаг:
При регистрации документов,
например на выпуск жилищных сертификатов,
выдается акт государственной регистрации
жилищных сертификатов с указанием
даты и кода государственной регистрации.
Код государственной регистрации
строится следующим образом.
Например:
ХХ-6-ХХХХХ, где
- первая позиция указывает
на код территории по администра-тивно-территориальному
делению Российской Федерации;
- вторая позиция (цифра
6) указывает на вид ценных бумаг
-жилищные сертификаты;
- третья позиция указывает
порядковый номер государственной
регистрации выпуска жилищных
сертификатов в реестре реги-стрирующего
органа.
В настоящее время рассмотренная
методика присвоения кода го-сударственной
регистрации не используется.
Ценные бумаги кредитных
организаций:
Структура номера государственной
регистрации ценных бумаг, выпускаемых
кредитными организациями, определена
в приложении № 6 к инструкции №
8 «О правилах выпуска и регистрации
ценных бумаг кредитными организациями
на территории Российской Феде-рации»,
введенной в действие Центральным банком
России 17 сентяб-ря 1996 г. с последующими
изменениями и дополнениями.
Государственный регистрационный
номер ценных бумаг, выпус-каемых кредитными
организациями, состоит из девяти значащих
раз-рядов. Каждый из них несет определенную
смысловую нагрузку, и присутствие его
в регистрационном номере обязательно.
Данный номер можно характеризовать как
смешанный, так как при его форми-ровании
используются и цифровое, и буквенное
обозначения. Причем для банков и небанковских
кредитных организаций регистрационный
номер имеет свои отличительные особенности,
например:
Х-ХХ-Х-ХХХХ-В - для банков;
Х-ХХ-Х-ХХХХ-С - для небанковских
кредитных организаций.
Структура регистрационного
номера имеет вид
Х1-Х2Хз-Х4-Х5Х6Х7Х8-Х9
Х1 - Вид ценной бумаги:
1 - для акций, эмитированных
банком
2 - для облигаций
3 - 9 - зарезервированы для
других видов ценных бумаг
Х2Х3 - порядковый номер
типа одного и того же вида ценных бумаг
Х4 - 1 - для конвертируемых
ценных бумаг, 2 - 9 - резерв для любых ценных
бумаг
Х5Х6Х7Х8 - номер банковской
лицензии эмитента
Х9 - обозначения:
В - для банков-эмитентов
С - для кредитных учреждений-эмитентов
Структура регистрационного
номера ценных бумаг,выпускаемых кредитными
организациями:
Так, ценная бумага, имеющая
номер государственной регистрации
10301396В, обозначает третью эмиссию акций
банка, имеющего бан-ковскую лицензию
№ 1396.
Коммерческий банк с
лицензией номер 132657 выпускает приви-легированные
акции, которые являются четвертым по
счету типом акций, выпускавшихся данным
банком. Государственный регистраци-онный
номер данного типа акций будет следующим:
1040132657В.
Приведем еще один пример.
Коммерческий банк с лицензией номер
7421 выпускает облигации, которые
являются первым по счету типом облигаций,
эмитированных данным банком. Государственный
регистрационный номер данного
типа ценных бумаг будет следую-щим:
20107421В.
Следовательно, информация,
которая содержится в номере цен-ной
бумаги, выпущенной банком, позволяет
определить ее вид и тип, а также установить
эмитента (по номеру банковской лицензии).
Таким образом, каждая эмиссия
ценных бумаг, осуществляемая в Российской
Федерации, подлежит государственной
регистрации с присвоением выпуску
государственного регистрационного номера.
Регистрации подлежат все выпуски
ценных бумаг независимо от ста-туса
эмитента, будь то государственные органы
управления, субъекты Федерации или органы
местного самоуправления, акционерные
обще-ства, банки и иные кредитные организации.
Государственными регистрирующими
органами в настоящее время являются
Министерство финансов РФ, Федеральная
служа по финансовым рынкам и Центральный
банк Российской Федерации. Государственный
регистрационный номер входит в состав
рекви-зитов ценной бумаги; отсутствие
этого номера делает ее ничтожной.
Государственные ценные бумаги:
Важным элементом российского
рынка ценных бумаг является его
финансовое наполнение, т.е. совокупность
финансовых инструментов, допущенных
к обращению. Всю совокупность российских
ценных бумаг можно разделить
на две большие группы: государственные
и корпоративные ценные бумаги. Государственные
ценные бумаги яв-ляются финансовым инструментом,
обслуживающим государствен-ный внутренний
долг, и представляют собой облигации
и векселя Министерства финансов РФ. Корпоративные
ценные бумаги на рос-сийском рынке представлены
в основном акциями.
Х1-Х2 ХЗ-Х4Х5 Хб Х7 Х8-Х9
Х1 - Вид эмисионной ценной
бумаги:
1 - обыкновенные акции
2 - привилегированные акции
3 - конвертируемые акции
4 - облигации
5 - конвертируемые облигации
6 - опционные свидетельства
на покупку
7 -- опционные свидетельства
на продажу
8; 9 -- резерв
Х2Х3 - Порядковый номер
вы пуска данного вида ценных бумаг
Х4Х5 Хб Х7 Х8 -код эмитента
Х9 - Часть кода эмитента, обозначающая
ценную бумагу:
В -- банка
С -- небанковской кредитной
организации
A, D, Е, F -- открытого акционерного
общества
Н, J, К, N, Р -- закрытого акционерного
общества
Y -- инвестиционного фонда
Z -- страховой организации
R, S, Т -- иной организации
L, G, M, Q, U, V, W, X - резерв
2.4 Проблемы современного РЦБ
России
Формирование фондового
рынка в России повлекло за собой
возникновение, связанных с этим
процессом, многочисленных проблем, преодоление
которых необходимо для дальнейшего
успешного развития и функционирования
рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие
ключевые проблемы развития российского
фондового рынка, которые требуют
первоочередного решения:
- преодоление негативно
влияющих внешних факторов, т.е.
хозяйственного кризиса, политической
и социальной нестабильности;
- целевая переориентация
рынка ценных бумаг с первоочередного
обслуживания финансовых запросов
государства и перераспределения
крупных пакетов акций на выполнение своей
главной функции - направление свободных
денежных ресурсов на цели восстановления
и развития производства в России;
- улучшение законодательства
и контроль за выполнением этого законодательства;
- повышение роли государства
на фондовом рынке, для чего
необходимо:
а) создание государственной долгосрочной
концепции и политики действий в
области восстановления рынка ценных
бумаг и его текущего регулирования
(окончательный выбор модели фондового
рынка (в настоящее время преобладает
ориентация на фондовый рынок США),а
также определение доли источников финансирования
хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных
бумаг);
б) формирование сильной Комиссии
по ценным бумагам и фондовому
рынку, которая сможет объединить ресурсы
государства и частного сектора
на цели создания рынка ценных бумаг;
- проблема защиты инвесторов, которая
может быть решена созданием
государственной или полугосударственной
системы защиты инвесторов в
ценные бумаги от потерь;
- опережающее создание депозитарной
и клиринговой сети, агентской
сети для регистрации движения
ценных бумаг в интересах эмитентов;
- реализация принципа открытости
информации через расширение
объема публикаций о деятельности
эмитентов ценных бумаг, введение
признанной рейтинговой оценки
компаний-эмитентов, развитие сети
специализированных изданий (характеризующих
отдельные отрасли как объекты
инвестиций), создание общепринятой
системы показателей для оценки
рынка ценных бумаг и т.п.
Для того чтобы оценить потен-циальные
возможности российско-го фондового рынка
как механиз-ма форсирования экономического
роста, рассмотрим более подробно его
основные сегменты.
В последние годы основным ви-дом ценных
бумаг, с помощью ко-торого предприятия
реального сектора могли привлекать деньги
на развитие собственного произ-водства,
были корпоративные об-лигации. Быстрые
темпы расшире-ния рынка этих бумаг убедительно
доказывают высокую эффектив-ность подобного
способа привле-чения финансовых ресурсов.
По итогам 2003 г., именно этот сектор стал
на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный
объем но-вых размещений достиг почти
4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2002
г. В результате инвести-ционная эффективность
рынка корпоративных облигаций замет-но
возросла: доля этих инструмен-тов в валовом
объеме инвестиций в российскую экономику
увеличи-лась с 2,7% в 2002 г. до 3,6% в 2003 г.
Однако, несмотря на очевидные успехи,
возможности рынка корпо-ративных
облигаций реализованы не полностью. По
нашим оценкам, сегодня в России не менее
700--1000 предприятий имеют перспективные
проекты и спо-собны разместить на фондовом
рынке собственные облигации. Это в 5--6
раз превосходит число ком-паний, уже разместивших
собст-венные займы, что свидетельству-ет
о значительном нереализован-ном потенциале
данного сектора.
Если инвестиционная эффек-тивность
рынка корпоративных облигаций растет
достаточно быс-тро, то в секторе акций
подобной тенденции не наблюдается, хотя
в 1999--2003 гг. российский рынок продемонстрировал
очень высо-кий рост. На ММВБ (а на долю
этой биржи приходится около 85--90% всего
оборота организо-ванного рынка акций
России) объ-ем сделок с данными инструмента-ми
в 2003 г. увеличился более чем в 2 раза по
сравнению с 2002 г. и почти в 30 раз по сравнению
с 1999 г. Индекс ММВБ вырос за 2003 г. более
чем на 60%, а за I кв. 2004 г. еще на 25%, что ставит
российский рынок в ряд наиболее прибыльных
в мире. Капитализация рынка акций достигла
200 млрд. долл., что составляет бо-лее 40%
ВВП. По этому показате-лю российский рынок
приблизился к развитым рынкам Западной
Европы.
Вместе с тем инвестиционная
эффективность рынка акций, реа-лизуемая
через IPO, остается прак-тически нулевой.
За исключением компаний «Росбизнесконсалтинг»
и «Аптечная сеть 36,6» сумевших в ап-реле
2002 г. и январе 2003 г. через публичное размещение
своих ак-ций {1Р0) привлечь 13,3 млн долл.
и 14,4 млн долл. соответственно, рос-сийские
предприятия так и не ри-скнули выйти на
рынок с подобны-ми предложениями.
В чем причины такой ситуации?
Отчасти это связано с нежеланием
самих предпринимателей посту-питься
частью собственности, но, видимо, не меньшее
значение име-ют и некоторые перекосы
в структу-ре российского фондового рынка.
Прежде всего речь идет об очень высокой
концентрации ры-ночного оборота. Сегодня
98% всех сделок на организованном рынке
акций осуществляется с бу-магами 10 крупнейших
эмитентов. На остальные бумаги, а это
почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах,
приходится менее 2% обо-рота. В странах
с развитыми фон-довыми рынками значение
этого показателя на порядок выше. На-пример,
в США на бумаги, не входя-щие в первую
десятку, приходится около 85% оборота рынка,
во Франции - более 55%. В результа-те инвесторы,
участвующие в IР0, при подаче заявок на
покупку вынуждены заранее закладывать
в стоимость приобретаемых бумаг значительную
премию для ком-пенсации риска низкой
ликвидно-сти. Это, в свою очередь, уменьша-ет
цену размещения и сокращает объем средств,
привлеченных эми-тентом.
Еще одним перекосом является чрезвычайно
низкая доля бумаг, находящихся в
свободном обраще-нии (free float). Для 8 крупнейших
корпораций России этот показа-тель в
среднем не превышает 12%, а в целом по рынку
составляет 25--30%. Для сравнения: в странах
с развитыми рынками этот показа-тель
достигает 80--90%.
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1 Перспективы развития российского рынка
ценных бумаг
Основными перспективами
развития современного рынка ценных
бумаг на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация
капиталов;
- интернационализация
и глобализация рынка;
- повышения уровня организованности
и усиление государственного
контроля;
- компьютеризация рынка
ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимодействие с другими
рынками капиталов.