Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ……………………………………………………. 4
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков…………………………….. 4
1.2 Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг…………………6
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды деятельности на нем……………………………………….………………………………………... 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ В РФ ………………………………………………………………………………...13
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг…………………. 13
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….. 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России…………………………………….. 25
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ ...28
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ……………….28
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России ……..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………………36

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

определить, где они  были зарегистрированы. Так, если первые две позиции 77-, то данная ценная бумага зарегистрирована в г. Москве.

Х1Х2-ХЗ-Х4Х5Х6Х7.

Х1Х2 - Номер кода территории по административно-территориальному делению Российской Федерации

ХЗ - Информация о виде ценных бумаг:

1 - акции акционерных  обществ

2 - облигации

3 - облигации органов  государственной

власти и управления 6 -- жилищные сертификаты

4Х5Х6Х7 - Номер регистрации  по порядку для данного вида  ценных бумаг.

Структура кода государственной  регистрации корпоративных пенных бумаг:

При регистрации документов, например на выпуск жилищных сертификатов, выдается акт государственной регистрации  жилищных сертификатов с указанием  даты и кода государственной регистрации. Код государственной регистрации  строится следующим образом.

Например:

ХХ-6-ХХХХХ, где

- первая позиция указывает  на код территории по администра-тивно-территориальному  делению Российской Федерации;

- вторая позиция (цифра  6) указывает на вид ценных бумаг  -жилищные сертификаты;

- третья позиция указывает  порядковый номер государственной  регистрации выпуска жилищных  сертификатов в реестре реги-стрирующего органа.

В настоящее время рассмотренная  методика присвоения кода го-сударственной регистрации не используется.

Ценные бумаги кредитных  организаций:

Структура номера государственной  регистрации ценных бумаг, выпускаемых  кредитными организациями, определена в приложении № 6 к инструкции № 8 «О правилах выпуска и регистрации  ценных бумаг кредитными организациями  на территории Российской Феде-рации», введенной в действие Центральным банком России 17 сентяб-ря 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Государственный регистрационный  номер ценных бумаг, выпус-каемых кредитными организациями, состоит из девяти значащих раз-рядов. Каждый из них несет определенную смысловую нагрузку, и присутствие его в регистрационном номере обязательно. Данный номер можно характеризовать как смешанный, так как при его форми-ровании используются и цифровое, и буквенное обозначения. Причем для банков и небанковских кредитных организаций регистрационный номер имеет свои отличительные особенности, например:

Х-ХХ-Х-ХХХХ-В - для банков;

Х-ХХ-Х-ХХХХ-С - для небанковских кредитных организаций.

Структура регистрационного номера имеет вид

Х1-Х2Хз-Х4-Х5Х6Х7Х8-Х9

Х1 - Вид ценной бумаги:

1 - для акций, эмитированных  банком

2 - для облигаций

3 - 9 - зарезервированы для других видов ценных бумаг

Х2Х3 - порядковый номер  типа одного и того же вида ценных бумаг

Х4 - 1 - для конвертируемых ценных бумаг, 2 - 9 - резерв для любых ценных бумаг

Х5Х6Х7Х8 - номер банковской лицензии эмитента

Х9 - обозначения:

В - для банков-эмитентов

С - для кредитных учреждений-эмитентов

Структура регистрационного номера ценных бумаг,выпускаемых кредитными организациями:

Так, ценная бумага, имеющая  номер государственной регистрации 10301396В, обозначает третью эмиссию акций  банка, имеющего бан-ковскую лицензию № 1396.

Коммерческий банк с  лицензией номер 132657 выпускает приви-легированные акции, которые являются четвертым по счету типом акций, выпускавшихся данным банком. Государственный регистраци-онный номер данного типа акций будет следующим: 1040132657В.

Приведем еще один пример. Коммерческий банк с лицензией номер 7421 выпускает облигации, которые  являются первым по счету типом облигаций, эмитированных данным банком. Государственный  регистрационный номер данного  типа ценных бумаг будет следую-щим: 20107421В.

Следовательно, информация, которая содержится в номере цен-ной бумаги, выпущенной банком, позволяет определить ее вид и тип, а также установить эмитента (по номеру банковской лицензии).

Таким образом, каждая эмиссия  ценных бумаг, осуществляемая в Российской Федерации, подлежит государственной  регистрации с присвоением выпуску  государственного регистрационного номера. Регистрации подлежат все выпуски  ценных бумаг независимо от ста-туса эмитента, будь то государственные органы управления, субъекты Федерации или органы местного самоуправления, акционерные обще-ства, банки и иные кредитные организации.

Государственными регистрирующими  органами в настоящее время являются Министерство финансов РФ, Федеральная  служа по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации. Государственный регистрационный номер входит в состав рекви-зитов ценной бумаги; отсутствие этого номера делает ее ничтожной.

Государственные ценные бумаги:

Важным элементом российского  рынка ценных бумаг является его  финансовое наполнение, т.е. совокупность финансовых инструментов, допущенных к обращению. Всю совокупность российских ценных бумаг можно разделить  на две большие группы: государственные  и корпоративные ценные бумаги. Государственные  ценные бумаги яв-ляются финансовым инструментом, обслуживающим государствен-ный внутренний долг, и представляют собой облигации и векселя Министерства финансов РФ. Корпоративные ценные бумаги на рос-сийском рынке представлены в основном акциями.

Х1-Х2 ХЗ-Х4Х5 Хб Х7 Х8-Х9

Х1 - Вид эмисионной ценной бумаги:

1 - обыкновенные акции

2 - привилегированные акции

3 - конвертируемые акции

4 - облигации

5 - конвертируемые облигации

6 - опционные свидетельства  на покупку

7 -- опционные свидетельства  на продажу

8; 9 -- резерв

Х2Х3 - Порядковый номер  вы пуска данного вида ценных бумаг

Х4Х5 Хб Х7 Х8 -код эмитента

Х9 - Часть кода эмитента, обозначающая ценную бумагу:

В -- банка

С -- небанковской кредитной организации

A, D, Е, F -- открытого акционерного  общества

Н, J, К, N, Р -- закрытого акционерного общества

Y -- инвестиционного фонда

Z -- страховой организации

R, S, Т -- иной организации

L, G, M, Q, U, V, W, X - резерв

2.4 Проблемы современного РЦБ России

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения:

- преодоление негативно  влияющих внешних факторов, т.е.  хозяйственного кризиса, политической  и социальной нестабильности;

- целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

- улучшение законодательства  и контроль за выполнением этого законодательства;

- повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо:

а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в  области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового  рынка (в настоящее время преобладает  ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить ресурсы  государства и частного сектора  на цели создания рынка ценных бумаг;

- проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь;

- опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов;

- реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности  эмитентов ценных бумаг, введение  признанной рейтинговой оценки  компаний-эмитентов, развитие сети  специализированных изданий (характеризующих  отдельные отрасли как объекты  инвестиций), создание общепринятой  системы показателей для оценки  рынка ценных бумаг и т.п.

Для того чтобы оценить потен-циальные возможности российско-го фондового рынка как механиз-ма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.

В последние годы основным ви-дом ценных бумаг, с помощью ко-торого предприятия реального сектора могли привлекать деньги на развитие собственного произ-водства, были корпоративные об-лигации. Быстрые темпы расшире-ния рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффектив-ность подобного способа привле-чения финансовых ресурсов. По итогам 2003 г., именно этот сектор стал на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный объем но-вых размещений достиг почти 4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2002 г. В результате инвести-ционная эффективность рынка корпоративных облигаций замет-но возросла: доля этих инструмен-тов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличи-лась с 2,7% в 2002 г. до 3,6% в 2003 г.

Однако, несмотря на очевидные успехи, возможности рынка корпо-ративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700--1000 предприятий имеют перспективные проекты и спо-собны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5--6 раз превосходит число ком-паний, уже разместивших собст-венные займы, что свидетельству-ет о значительном нереализован-ном потенциале данного сектора.

Если инвестиционная эффек-тивность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быс-тро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается, хотя в 1999--2003 гг. российский рынок продемонстрировал очень высо-кий рост. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85--90% всего оборота организо-ванного рынка акций России) объ-ем сделок с данными инструмента-ми в 2003 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2002 г. и почти в 30 раз по сравнению с 1999 г. Индекс ММВБ вырос за 2003 г. более чем на 60%, а за I кв. 2004 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация рынка акций достигла 200 млрд. долл., что составляет бо-лее 40% ВВП. По этому показате-лю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы.

Вместе с тем инвестиционная эффективность рынка акций, реа-лизуемая через IPO, остается прак-тически нулевой. За исключением компаний «Росбизнесконсалтинг» и «Аптечная сеть 36,6» сумевших в ап-реле 2002 г. и январе 2003 г. через публичное размещение своих ак-ций {1Р0) привлечь 13,3 млн долл. и 14,4 млн долл. соответственно, рос-сийские предприятия так и не ри-скнули выйти на рынок с подобны-ми предложениями.

В чем причины такой ситуации? Отчасти это связано с нежеланием самих предпринимателей посту-питься частью собственности, но, видимо, не меньшее значение име-ют и некоторые перекосы в структу-ре российского фондового рынка.

Прежде всего речь идет об очень высокой концентрации ры-ночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бу-магами 10 крупнейших эмитентов. На остальные бумаги, а это почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% обо-рота. В странах с развитыми фон-довыми рынками значение этого показателя на порядок выше. На-пример, в США на бумаги, не входя-щие в первую десятку, приходится около 85% оборота рынка, во Франции - более 55%. В результа-те инвесторы, участвующие в IР0, при подаче заявок на покупку вынуждены заранее закладывать в стоимость приобретаемых бумаг значительную премию для ком-пенсации риска низкой ликвидно-сти. Это, в свою очередь, уменьша-ет цену размещения и сокращает объем средств, привлеченных эми-тентом.

Еще одним перекосом является чрезвычайно  низкая доля бумаг, находящихся в  свободном обраще-нии (free float). Для 8 крупнейших корпораций России этот показа-тель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку составляет 25--30%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показа-тель достигает 80--90%.

ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

- концентрация и централизация  капиталов;

- интернационализация  и глобализация рынка;

- повышения уровня организованности  и усиление государственного  контроля;

- компьютеризация рынка  ценных бумаг;

- нововведения на рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие с другими  рынками капиталов.

Информация о работе Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации