Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ……………………………………………………. 4
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков…………………………….. 4
1.2 Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг…………………6
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды деятельности на нем……………………………………….………………………………………... 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ В РФ ………………………………………………………………………………...13
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг…………………. 13
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….. 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России…………………………………….. 25
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЦБ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ ...28
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг ……………….28
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России ……..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………………36

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта  по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются  все новые участники, для которых  данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка  на основе как увеличение их собственных  капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает  глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг  и степень доверия к нему со стороны массового инвестора  напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения  компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок  ценных бумаг в своих современных  формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила  совершить революцию как в  обслуживании рыка, прежде всего через  современные системы быстродействующих  и всеохватывающих расчетов для  участников и между ними, так и  в его способах торговли. Компьютеризация  составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

- новые инструменты данного  рынка;

- новые системы торговли ценными  бумагами;

- новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка  ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы  торговли, основанные на использовании  компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция  перехода денежных средств из своих  традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних  форм ценных бумаг в другие, более  доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг  вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс  их взаимопроникновения. С одной  стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России

Сложившуюся в России систему  государственного регу-лирования фондового  рынка не критиковал разве что  только самый ленивый. И надо сказать, что критика во многом была объективной. Специалистами отмечались недостатки как базового законодательства, регулирую-щего фондовый рынок, так и нормативно-правовых ак-тов государственных органов власти, регламентирую-щих различные аспекты функционирования фондового рынка в стране, и прежде всего ФКЦБ России. Бесспор-но, наибольшее количество нареканий со стороны про-фессионального сообщества вызывала сложившаяся система органов государственной власти, осуществляю-щих регулирование отечественного фондового рынка.

Начиная с 1996 г. основным ор-ганом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федераль-ная комиссия по рынку ценных бу-маг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функ-ции за фондовым рынком и его уча-стниками были распределены меж-ду целым рядом различных минис-терств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполня-ли Банк России (кредитные органи-зации), Минфин (страховые органи-зации и отдельные профессиональ-ные участники рынка ценных бу-маг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные уча-стники рынка ценных бумаг) и дру-гие. Схема существовавшей до не-давнего времени системы органов государственного регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом представлена на ри-сунке.

Подобная сложная и  запутанная структура приводила  к тому, что функции различных  министерств и ведомств по регулированию  и надзо-ру за фондовым рынком пересека-лись и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами. Достаточно вспомнить имевшие в свое время место кон-фликты между ФКЦБ России и Бан-ком России из-за контроля деятель-ности кредитных организаций в ка-честве профессиональных участни-ков рынка ценных бумаг или недавний конфликт между ФКЦБ России и МАП России по поводу ре-гулирования рынка срочных инстру-ментов. Вполне очевидно, что такая ситуация не способствовала повы-шению эффективности системы го-сударственного регулирования рос-сийского фондового рынка и стала тормозом развития этого важней-шего сектора экономики страны.

Не содействовала развитию фон-дового рынка и его нормативно-пра-вовая база. Дело в том, что подготов-ленное еще в начале 1990-х годов базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «ра-мочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на ос-нове многочисленных ведомствен-ных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу. Так, напри-мер, нормативные акты, контролиру-ющие размещение средств инвести-ционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых ком-паний, значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпа-дать. В подобных условиях затрудне-но создание сложных, комплексных финансовых продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать тре-бованиям различных регуляторов, а финансовые инструменты из одного сектора финансового рынка могут разрешаться или не разрешаться к использованию регулятором другого сектора. Такая ситуация служит объ-ективной причиной для проведения реформы государственного регули-рования рынка ценных бумаг.

Как показывает мировой  опыт, один из наиболее радикальных пу-тей реформирования системы госу-дарственного регулирования рын-ков -- не только фондовых, но и фи-нансовых -- создание так называе-мого мегарегулятора финансового рынка, представляющего собой единый государственный орган по упорядочению различных сегмен-тов финансового рынка. По такому пути в свое время пошли Норвегия (1986), Канада (1987), Дания (1988), Швеция (1991), Великобритания (1997), Япония (1998), Корея (1998), Австралия (1998), Исландия (1999), Южная Африка (1990), Венгрия (1996), Сингапур и др. По сути, мега-регулятор создан и в Швейцарии. В то же время следует отметить, что, например, США, которые, по всеоб-щему признанию, обладают наибо-лее развитым фондовым рынком, выбрали иное направление рефор-мирования системы государственного регулирования своего рынка. США пошли по пути развития прин-ципа функционального управления финансовыми рынками, сохранив несколько регулирующих органов. При этом в соответствии с принятым во второй половине 1999 г. законом «О модернизации финансового законодательства» лицензирование и контроль за кредитными организа-циями, действующими на фондовом рынке США, были переданы в веде-ние SEC. Обзор международной практики создания мегарегуляторов на финансовых рынках пред-ставлен в таблице.

Надо сказать, что идея создания мегарегулятора не нова и  для Рос-сии. Впервые она была озвучена компанией Cadogan Financial еще в конце 1999 г. Среди причин, вы-звавших необходимость создания подобного суперведомства, называ-лись неравномерность, фрагментар-ность и непоследовательность нор-мативно-правовой базы; незначи-тельный размер рынков капитала; недостаточная независимость орга-нов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, харак-терные для большинства органов ре-гулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. Cadogan Financial предлагала в рам-ках проекта программы технической помощи создать единый мегарегулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что пред-полагало формирование мегарегулятора на базе Комиссии. О необхо-димости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном докумен-те «Концептуальные основы разви-тия рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ас-социацией участников фондового рынка (НАУФОР) в 1999 г.1 Однако по целому ряду объективных и субъек-тивных причин эта идея не получила дальнейшего развития.

Действительно реальные шаги по созданию мегарегулятора фи-нансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной ад-министративной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Дан-ным документом была ликвидиро-вана ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому госу-дарственному органу - Федераль-ной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регуля-тору российского финансового рын-ка были переданы некоторые на-правления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР пе-решел контроль и надзор за форми-рованием и инвестированием пенси-онных накоплений, а от упразднен-ного Министерства по антимоно-польной политике -- контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударст-венными пенсионными фондами.

Окончательно структура  и статус нового регулятора российского  фи-нансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансо-вым рынкам» (далее - Постановле-ние № 206), принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному по-становлению ФСФР -- федеральный орган исполнительной власти, осу-ществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правитель-ства РФ и подчиняющийся непосред-ственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:

осуществляет государственную  регистрацию выпусков ценных бу-маг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

обеспечивает раскрытие  инфор-мации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

осуществляет в рамках установ-ленных федеральными законами и 
иными нормативными правовыми актами России функции контроля и 
надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рын-ка ценных бумаг и их саморегулируе-мых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестицион-ных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализи-рованных депозитариев акционер-ных инвестиционных фондов, пае-вых инвестиционных фондов и него-сударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализи-рованных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пен-сионных фондов, Пенсионного фон-да РФ, государственной управляю-щей компании, а также в отноше-нии товарных бирж;

- обобщает практику  применения законодательства РФ  в сфере сво-ей компетенции и вносит в прави-тельство предложения о его совер-шенствовании, разрабатывает про-екты законодательных и иных нор-мативных правовых актов.

Кроме того, до внесения изме-нений  в действующее законода-тельство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспе-чению работы Комиссии по товар-ным биржам.

Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 уп-равлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъ-ектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ Рос-сии. Всего на момент принятия ре-шения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федера-ции действовало 14 региональных отделений. В территориальных орга-нах ФСФР работают 800 человек.

ФСФР -- совершенно особая структура в системе органов  госу-дарственной власти. Такая особен-ность обусловлена тем, что, в отли-чие от других федеральных служб, которые подчиняются министерст-вам, ФСФР находится в прямом под-чинении премьер-министру РФ. Кон-тролируя значительную часть фи-нансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классиче-ской модели: вне ее прямого влия-ния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), ауди-торы (Минфин) и банки (Банк Рос-сии). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче ре-гулирования этих сегментов финан-сового рынка ФСФР - дело време-ни. По мере укрепления системы го-сударственного регулирования ос-тавшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переда-ны в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функ-ций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако пере-даче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала по-зиция Банка России.

Вместе с тем, являясь  мегарегулятором финансового рынка  стра-ны, ФСФР по своему статусу -- федеральная служба, т. е. орган госу-дарственной власти, лишенный возможности издавать норматив-ные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как изве-стно, в соответствии с п. 5 Поста-новления № 206 ФСФР только раз-рабатывает проекты законодатель-ных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не приня-тие их. При этом остальные феде-ральные службы находятся в подчи-нении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотвор-чеством. Очевидно, непосредствен-ное подчинение ФСФР премьер-ми-нистру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества -через постановления Правительст-ва РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответст-вует духу административной рефор-мы: разделение функций по уста-новлению правил и контролю за их применением и передача их неза-висящим друг от друга органам ис-полнительной власти.

Информация о работе Особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации