Особенности государственных корпораций в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:51, реферат

Описание работы

Государственная корпорация – организационно-правовая форма некоммерческих организаций. Государственная корпорация может вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Государственные корпорации играют определенную роль в экономике. Поэтому анализ государственных корпораций имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Эта тема рассматривается многими экономистами, такими как М. Г. Делягин, Ю. Симачев, М. Кузыка, А. Курбатов, С. Авдашева и многими другими. Но не все современные экономисты доверяют этой форме собственности.

Содержание работы

Введение 3
Особенности государственных корпораций в российской экономике 4
1.1. Причины формирования и основные черты организационно-правовой формы
4
1.2. Управление государственной корпорацией 11
1.3. Виды государственных корпораций 13
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Такой набор базовых норм позволяет оценить как высокие риски использования ресурсов государственных корпораций в своих корыстных целях либо их менеджерами, либо представителями курирующих органов власти. Государство демонстративно отказывается от прав собственника и ограничивает свои возможности влиять на деятельность государственной корпорации лишь двумя способами: кадровой политикой и политикой бюджетных субсидий. Как получатели ресурсов от государства, государственных корпорации обладают значительной автономией. Тем не менее один из главных стимулов повышения эффективности – достоверная угроза ликвидации компании и смещения менеджмента – для государственной корпорации нельзя считать слабым. С одной стороны, отсутствуют правила, предусматривающие санкции в отношении сотрудником государственной корпорации. С другой – именно уникальность положения государственных корпораций и отсутствие предписанных процедур ликвидации могут снизить издержки реорганизации и прекращения ее деятельности. Вспомним об относительно быстром и безболезненном прекращении деятельности такой государственной корпорации, как Агентство по реструктуризации кредитных организаций в 2004 году, а также об оперативном обновлении персонального состава руководителей отдельных государственных корпораций в 2008 – 2009 гг.

В законах о создании государственных корпораций были установлены полномочия органов их управления, но не определены, ни области, ни формы ответственности членов различных органов управления корпорации за принимаемые решения, достигнутые результаты, как перед государством, так и перед самими корпорациями. В законах было указано, кто, какие органы могут принимать решения о прекращении полномочий членов и председателей наблюдательных советов корпораций, их единоличных исполнительных органов, однако не сформулированы даже в самом общем виде основания для принятия таких решений.

Организационно-правовая форма государственных корпораций напоминает современную частную корпорацию. И государственные, и частные собственники в России исторически использовали классические формы акционерной собственности. Отправным пунктом развития частной компании выступало акционерное общество с распыленной собственностью. Аналогично в первой половине 1990-х годов в системе управления государственной собственностью был взят курс на акционирование и преобразование максимально возможного числа объектов в акционерном обществе с государственным участием, использующие классический набор инструментов корпоративного управления. Однако в обоих случаях произошла модификация первоначальной организационной формы. Частные компании эволюционировали от распыленной собственности к концентрированной с сильным непосредственным контролем собственника. В несовершенной институциональной среде со слабо действующими внешними и внутренними механизмами корпоративного управления главным инструментом обеспечения прав собственности стал непосредственный контроль. Подобную эволюцию пережили и компании государственной формы собственности: оказалось, что применение традиционных инструментов корпоративного управления не позволяет  достичь целей не только эффективного, но и результативного управления государственной собственностью.

В этом контексте предпосылкой использования формы государственной корпорации выступило противоречие между усложняющимися задачами государственного управления и несовершенством доступных инструментов прямого воздействия на экономику:

o торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих инструментов обусловили сдвиг от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства;

o низкое качество административной системы, ее преимущественная ориентация на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики определили потребность в создании дополнительных субъектов государственной политики для решения долгосрочных задач. В этом контексте важно, что выбор организационно-правовой формы государственной корпорации в ряде случаев был связан с возможностью наделения соответствующих субъектов полномочиями, функциями органов государственного управления вне рамок стандартных процедур реформирования административной системы.В конечном счете, источником преимуществ государственные корпорации могли бы стать широкие полномочия государства как собственника, преобладание механизмов непосредственного принятия решений на уровне собственника и ответственность менеджмента перед контролирующим собственником, в качестве которого выступает государство. Аналогично тому, как фактически закрытые частные российские компании выступают в качестве реакции на слабость институциональной среды корпоративного управления, так и государственные корпорации – не менее закрытые государственные компании со столь же высокой концентрацией контроля – появились вследствие невозможности результативно использовать более продвинутые инструменты государственного управления.

Можно предположить, что эти две формы – государственная корпорация и частная закрытая корпорация – имеют одинаковые зоны риска. В обоих случаях эффективность принятия решений и управления компанией зависит от возможностей единственного центра контроля, действующего на основе неформализованных критериев оценки ее деятельности. Наряду с проблемами, связанными с физической ограниченностью возможностей первого лица в системе государственной власти, такая организация компании обладает определенными преимуществами.

Главное преимущество государственных корпораций – возможность быстро принимать решения, оперативно предоставлять средства для решения поставленных задач, большая гибкость в использовании государственных ресурсов, следовательно, и возможность реализовывать более сложный набор целей по сравнению с другими формами компаний с государственным участием. Форма государственная корпорация не предполагает получения выигрыша от взаимодействия стейкхолдеров по определенным правилам; главное здесь – дисциплинированное выполнение единоличных решений контролирующего владельца.

1.3. Виды государственных корпораций

До 2007 года государство всего дважды ис¬пользовало возможность создания государст-венных корпораций. В 1999 году одновременно с вводом организационно-правовой формы «го¬сударственная корпорация» была создана госу¬дарственная корпорация «Агентство по реструк¬туризации кредитных организаций». В 2003 году был принят закон, предусматривающий созда¬ние государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Нормы о государствен¬ных корпорациях были фактически «спящими», в них не было внесено никаких изменений и до¬полнений. Таким образом, до 2007 года государ-ственные корпорации создавались в исключи¬тельных случаях, в финансовой сфере на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. В соответствующих законах создание этих корпораций «вплеталось» в более широкий контекст регулирования в соответствующих об¬ластях, а само создание корпораций четко пози¬ционировалось, как инструмент, а не самостоя¬тельная сверхзадача. При этом в законах весьма подробно определялись принципы и порядок деятельности данных корпораций, а также регу¬лирование в соответствующих областях, что в известной мере компенсировало чрезмерную рамочность базовых норм закона о некоммерче¬ских организациях (1996 г), определившего го-сударственную корпорацию как самостоятель¬ную организационно-правовую форму. Ситуация принципиально изменилась в 2007 году, когда были приняты федеральные законы о создании крупных государственных корпо¬раций с весьма значимыми задачами экономиче-ского, социального и политического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Государственные корпорации – форма некоммерческих, не имеющих членства организаций, учрежденных Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Появились они в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Государственные корпорации учреждаются специальным законом и не отвечает по обязательствам России. Главная черта современных российских государственных корпораций – их чрезвычайное разнообразие. Существующие в настоящее время государственные корпорации созданы в разное время и для решения разных проблем. По целям создания и методам их достижения государственные корпорации можно разделить на группы: финансовые институты развития, агенты правительства (распорядители ресурсов), квазихолдинг, квазиминистерство.

Главное преимущество государственных корпораций – возможность быстро принимать решения, оперативно предоставлять средства для решения поставленных задач, большая гибкость в использовании государственных ресурсов, следовательно, и возможность реализовывать более сложный набор целей по сравнению с другими формами компаний с государственным участием.

В кризисных условиях обостряется вопрос о переоценке организации форм, используемых для координации экономической деятельности. Это относится и к частным корпорациям, и тем более к компаниям с государственным участием в то же время экспертное сообщество ещё до наступления кризиса было озабочено перспективами государственных корпораций. Что произойдет с ними по завершении срока их деятельности, установленного законом? По этому вопросу нередко высказывались противоположные точки зрения.

Авторы Концепции развития законодательства о юридических лицах предполагают различные модели реорганизации государственных корпораций: в орган исполнительной власти для «Росатома» и «Олимпстроя», в фонд для Фонда ЖКХ, в акционерных обществах со стопроцентным государственным участием для «Роснано», «Ростехнологий», Внешэкономбанка и Агенства по страхованию вкладов. Из-за разновидности существующих государственных корпораций любое универсальное решение по поводу их будущего окажется неэффективным. Прежде всего необходимо решить вопрос о содержании деятельности государственных корпораций, масштабах и типах ресурсов, передаваемых в их распоряжение. Определенные комбинации ресурсов создадут угрозу для эффективности при любой правовой форме. Преобразование некоторых действующих государственных корпораций в акционерных обществах с государственным участием с нынешним набором полномочий и ресурсов скорее всего не будет способствовать достижению поставленных целей, но резко повысит вероятность реализации имеющихся рисков. В то же время сам по себе отказ от этой специфической правовой формы не решит проблему поиска адекватных инструментов экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Об акционерных обществах: Федеральный Закон Рос. Федерации №208-ФЗ от 26 дек.1995 // Консультант Плюс. -[Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система. -М.: АО Консультант Плюс, 1992г. - Режим доступа: компьютерная сеть Науч.библиотеки Том. гос.ун-та, свободный.

2. Бандурин А. В. Деятельность корпораций. – М.: Буквица, 2009

3. Беляева И. Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты (российский опыт). – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2010

4. Гнатко, В.С. Корпоративное управление на пороге XXI века. - Ярославль: ИЦ ООО «Электро-Сервис», 2012. - С.13-14.

5. Авдашева С. А., Симачев Ю. Государственные корпорации – можно ли оценить корпоративное управление // Вопросы экономики. 2010. №6. – С. 97 – 110.

6. Денисов А.Ю. , Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.

7. Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Вопросы экономики. 2013 № 5. - С. 29−44.

8. Иванов И. Н. Менеджмент корпорации: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2004.

9. Кашанина Т. В. Корпоративное право. – М.: ИНФРА – М, 2009

10. Кожевников Н. Н., Борисов Е. Н., Зубкова А. Г. Основы антикризисного управления предприятиями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н. Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 С.

11. Ленский Е. В. Корпоративный бизнес / под ред. О. Н. Сосковца. – М.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2011

12. Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления: Научная монография. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2012

 

 


Информация о работе Особенности государственных корпораций в российской экономике