Особенности организационной структуры управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:38, реферат

Описание работы

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.
Структура - один из важнейших компонентов системы, которая в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.

Содержание работы

1. Понятие организационной структуры……………………………………3
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения…………………………………………………………………5
3. Многообразие организационных структур и организационных форм управления………………………………………………………...15
4. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур……………………………………………24
5. Демократические преобразования в политической системе регионов…………………………………………………………………..30
6. Список литературы……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

реферат по рег.экономике.docx

— 55.07 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                                                                                                  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО              ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И   ИНФОРМАТИКИ»


 

Кафедра УП-1

 

                                                                       ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                                                        «Региональная экономика»

                   «Особенности организационной структуры управления регионом»

 

 

 

 

                                                                                                                                                               Выполнила                   студент (ка):

          4курса, УП-1;ГМУ1005

Баженова  М.А.

  Проверила :Герасимова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 20013

 

     Содержание:

  1. Понятие организационной структуры……………………………………3
  2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения…………………………………………………………………5
  3. Многообразие организационных структур и организационных форм управления………………………………………………………...15
  4. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур……………………………………………24
  5. Демократические преобразования в политической системе регионов…………………………………………………………………..30
  6. Список литературы……………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие организационной структуры

Термин «организация»  происходит от французского слова organisation и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего  строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами  организаций, социальных общностей.

Структура - один из важнейших  компонентов системы, которая в  свою очередь, отличается от структуры  наличием целевой ориентации и придает  системе определенную направленность.

Например, аппарат любого выборного органа власти с точки  зрения строгой теории представляет собой именно структуру, поскольку  призван обеспечивать функционирование власти вне жесткой зависимости  от ее политической ориентации. На практике часто аппарат формируется непосредственно  под влиянием победивших на выборах  политических сил, начинает представлять собой вполне определенным образом  ориентированную систему с заданными  извне политическими установками. С другой стороны, аппарат, научившийся  при частых сменах власти выживать самостоятельно и имеющий установку  на самодостаточность, часто начинает весьма успешно «подстраивать под  себя» политиков и тем самым  заявляет о себе как о сложившейся  системе.

Организационная структура  включает две имманентные составные  части - структуру и организацию.

Под структурой при этом понимается форма упорядоченности  элементов системы, совокупность взаимосвязанных  звеньев, образующих систему практически  независимо от ее элементов и целей, в то время как организация  элементов системы внутри и вне  ее непосредственно зависит от реализуемых  целей и свойств самих элементов.

Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации  системы, ее статику.

Организация, хотя и связана  с целями системы, не имеет при  этом самостоятельного воплощения и  проявляется через определенную структуру. Организационные отношения  имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Организационная структура  в системе управления имеет скелетообразующее значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его философию и стратегию.

Организационная структура - понятие динамическое. Ее исторические корни зачастую связаны не только с научно-техническими изменениями  в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными особенностями  общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися  на различных уровнях управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная  структура не только отражает, но и сама отчасти задает стиль и стереотипы управления и культуру организации.

 

2.Типы, виды организационных  структур и принципы их построения

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются  два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных  структур позволяет достаточно четко  определить, какие из них и в  какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический  прогресс. Это связано с тем, что  организационные структуры и  основанные на них системы органов  управления должны соответствовать  не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

1) Экстенсивный тип организационных структур управления, несмотря на свою консервативность (а может быть, благодаря этому), является довольно распространенным, и нет оснований считать, что он сам по себе неизбежно регрессивен, хотя и несет на себе печать регресса. В нем присутствуют черты, которые можно квалифицировать одновременно и как инерционность, и как устойчивость действующей системы, позволяющую удержать действующие структуры власти и управления от развала, а самой управляющей системе существовать достаточно долго, даже если она не отвечает вызовам времени.

Для функционирования экстенсивных организационных структур управления не только отдельной организацией, но и обществом в целом, его  экономической и социальной жизнью характерны следующие проявления в  управленческой деятельности:

командно-бюрократический  централизм как в товарном, отраслевом (ведомственном), так и территориальном (филиальном, региональном) управлении; недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

 

затратный принцип мотивации  экономического и социального развития, при котором поощрялись не конечные результаты - готовый продукт, объект, прибыль, - а освоенные суммы затрат (в современном варианте экстенсивного  управления этот принцип отходит  на второй план или модернизируется);

административно-правовые (командно-директивные) методы управления превалируют над  экономическими и коллегиальными, что способствует развитию бюрократизма и формализма в управлении;

слабая адаптация организационных  структур к меняющимся условиям производства, управления, новым организационным  отношениям;

отсутствует механизм замены морально стареющих или уже устаревших организационных структур управления как на производстве, так и в государственных органах.

2)Особенности функционирования организационных структур управления интенсивного, рыночного типа заключаются в следующем.

В условиях рынка значительно  повышается коллективная ответственность  за успех дела, а в этой связи  растет роль социальных факторов общественного  развития, что, в свою очередь, требует  сбалансированности всех элементов  организационной структуры в  отношениях как с внутренней, так и с внешней средой организации. На первый план выходят конкретные целевые группы потребителей результатов труда организации, приходится выстраивать и развивать не взаимоотношения с вышестоящим руководством, его может и не быть, а долгосрочные партнерские отношения как с потребителями, так и с другими участниками рыночных отношений - поставщиками, посредниками и даже конкурентами, с окружающим социумом. Смена приоритетов меняет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей всех уровней управления не на командных функциях, а на социально-экономических целях развития системы и на обеспечении ее авторитета в рыночной среде.

Все организационные структуры  различаются между собой формализацией (т.е. степенью использования заранее  установленных правил и процедур), сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются  управленческие решения).

Более конкретно организационные  структуры различаются в зависимости  от того, какой вариант разделения труда, полномочий, ответственности  и контроля при этом используется. В истории становления и развития менеджмента анализ разнообразных  организационных структур классически  осуществлялся на примерах различных  коммерческих, производственных фирм и лишь в дальнейшем распространился  на государственные учреждения. Последуем  и мы этой логике.

Одним из основополагающих принципов построения организационных  структур является принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит  в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые закрепляются за ним в  соответствии с Положением о нем. При этом для реализации этого  принципа необходимо указанный орган  наделить соответствующими объемами ресурсов и другими источниками управленческой деятельности.

Линейная структура построена  только из взаимоподчиненных органов  в виде иерархической лестницы. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. Разделение системы управления на составные части происходит по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и т.д.

Линейная структура:

- наиболее стройная, формально  определенная,

- использует четкую систему  взаимных связей,

- в ней ясно выражена  ответственность,

- она гарантирует быстроту  реакции на прямой приказ.

- она наименее гибкая  и наименее рыночная.

Полнота власти на любом  уровне не позволяет эффективно решать функциональные проблемы. Здесь отсутствуют  звенья по планированию и подготовке решений, налицо тенденции к волоките по вопросам, решаемым между подразделениями, а менеджеры верхних уровней  перегружены, ибо выступают как  «незаменимые».

Если линейная структура  сочетает иерархический принцип  с расширением числа звеньев  «снизу вверх», то она называется пирамидальной. В такой структуре с новым  качеством воплощается принцип  единоначалия, где он обогащается  градациями ценностей и компетентности. Такое единоначалие важно на поле боя (армия), часто помогает при необходимости  оперативно принять ряд радикальных  решений, при решении задач становления, формирования крупных организаций. Пирамидальная структура признает только формальные отношения и является традиционной бюрократической структурой. Она наиболее устойчива и статична.

Уже в рамках пирамидальной  структуры организация находит  возможности разнообразить свое строение. Первый признак, по которому могут формироваться различные организационные структуры, - разделение рабочих функций, специализация труда по функциональным линиям. Относительная равноправность этих линий дала возможность характеризовать такие структуры, как горизонтально-функциональные.

1) отделение управления от исполнительской работы придает таким структурам вертикальное строение,

2) разделение полномочий, ответственности, масштабов контроля предполагает возникновение многоуровневых иерархических структур.

Малое или большое количество звеньев, находящихся на каждом уровне иерархически организованного управления, дает основания выделять «высокие»  и «плоские» структуры.

Классическая функциональная организационная структура представлена на схеме 1. Как видно, это структура  с жестким разделением функций, обязанностей. Она хороша для крупных  фирм и учреждений с большим потенциалом  персонала, неизменными видами деятельности. Функциональная структура проста в  управлении, но инертна и не гибка, не ориентирована на нововведения, поскольку каждый специалист чувствует  себя здесь в рамках организации  практически незаменимым.

Схема 1. Функциональная структура  управления предприятием

Базовая структура может  быть ориентирована на иной принцип  разделения труда и ответственности, в частности, по географическим или  отраслевым зонам влияния и работы сотрудников, отдельных групп. Пример такой структуры показан на схеме 2 на примере службы маркетинга. Такая  структура применяется диверсифицированными фирмами с широким ассортиментом, разнообразием специфичных условий  сбыта и использования товаров. Она целесообразна, если особые черты  заложены в товарах, их специфике. Товарная (продуктовая) структура быстро реагирует  на потребности рынка, но требует больших кадровых расходов в связи с дублированием функций.

Информация о работе Особенности организационной структуры управления регионом