Особенности организационной структуры управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:38, реферат

Описание работы

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.
Структура - один из важнейших компонентов системы, которая в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.

Содержание работы

1. Понятие организационной структуры……………………………………3
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения…………………………………………………………………5
3. Многообразие организационных структур и организационных форм управления………………………………………………………...15
4. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур……………………………………………24
5. Демократические преобразования в политической системе регионов…………………………………………………………………..30
6. Список литературы……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

реферат по рег.экономике.docx

— 55.07 Кб (Скачать файл)

Сложность управления связана  с нормой управляемости, которая  означает оптимальное число подчиненных  на одного руководителя. На нижних уровнях, где характер работы нормирован, возможно установить высокую норму управляемости (от 15 до 40 рабочих). Однако этот показатель должен постепенно сужаться на верхних уровнях, поскольку работа становится более творческой и в большей степени требует непосредственного общения. Норма управляемости имеет ряд зависимостей.

Функциональная сложность. Чем сложнее выполняемая Функция, тем ниже норма управляемости (меньшее  количество подчиненных на одного руководителя).

Потребность в руководстве. Чем большее число подчиненных  нуждается в руководстве, тем  ниже норма управляемости.

Потребность в координации. Чем больше потребность в координации, тем ниже норма управляемости.

Потребность в планировании. Чем больше потребность в планировании, тем ниже норма управляемости.

Помощь руководителю. Чем  больше помощь оказывается руководителю, тем выше норма управляемости (больше подчиненных на одного руководителя).

Схожесть функций. Чем  ближе по характеру выполняемые  функции, тем выше норма управляемости.

Географическая близость. Чем меньше район ответственности, тем выше норма управляемости.

На норму управляемости  влияют и другие факторы, например, компетентность руководителей и  подчиненных, профессионализм, частота  новых проблем, В сфере бизнеса  норма управляемости также имеет  широкий диапазон: от 1 до 80 человек  и даже больше.

Создание сетевых организационных  структур. Современные проблемы организационных  структур решаются вместе с формированием  проблемно-ориентированных команд. Это связано с глобализацией  и широким обобществлением деятельности участников управленческого процесса, корпоративностью их интересов. В разрешении указанных процессов иерархичность и линейность управления сужают организационные, а главное - интеллектуальные возможности такой организационной структуры. Связи между участниками управленческого процесса приобретают широкую сетевую структуру. Появляется принципиально новая адекватная синергетическим интересам общественного развития - виртуальные организационные структуры управления. Они активно проявили себя в России во время всеобщего экономического кризиса.

Сетевые технологии формирования организационных структур управления характеризуются созданием виртуальных  корпораций, как адекватной формы  организации делового сотрудничества. Во многих городах страны стали появляться такие виртуальные структуры, как  МММ в Москве. Они, как нельзя эффективно, пользуются преимуществами структуры  управления и групп собственников. При этом отдельные участники  сетевой структуры, находящиеся  на верхнем уровне управленческой иерархии концентрируют вокруг себя и своей  деятельности активное участие других структур и организаций, образуя  общие и взаимодополняемые цели, формируя новые бизнес-стратегии.

Возникновение описанных  ранее матричных структур - первый шаг к формированию проблемно-ориентированных  команд и знаменует превращение  менеджера в исполнителя и  представителя команд, переход от иерархических к сетевым, корпоративным  структурам управления - современным демократическим горизонтальным структурам. Один из блоков, компонентов такой сети представлен на схеме 5.

Схема 5. Сетевая структура  корпоративного управления

Зачатки реализации сетевого принципа построения структур можно  проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества и т.п. Сетевые структуры особенно перспективны в открытых социально-экономических системах, ориентированных на сотрудничество. Здесь отношения прямого сотрудничества непосредственных исполнителей впервые вытесняют иерархически бюрократические отношения.

Менеджмент в сетевых  структурах начинает играть принципиально  иную роль: как утверждают специалисты, это уже не надстройка над производственной и рыночной, маркетинговой базой  со свойственными ей контрольно-распорядительными  функциями, а, напротив, поддержка этой базы. Функции менеджера становятся более сравнимы с функциями тренера: подбор игроков, их обучение и постоянная тренировка, формирование команды, организация совместной работы. Причем нужно добавить, что это играющий тренер. Его «контрольно-распорядительные функции сочетаются с талантом специалиста, создающего определенную конкретную стоимость, способного к наращиванию «человеческого капитала», »также собственно «командного капитала».

Такая метаморфоза структуры, которая все чаще называется «виртуальной», позволяет менеджеру, ранее озабоченному проблемой стабильности и зашиты организации, перейти к управляющим  воздействиям с целью внесения изменений  в исходные условия функционирования объекта управления и в его  потенциал.

Сетевые технологии формирования структур все больше распространяются за пределы отдельных фирм и организаций, в направлении формирования виртуальных  корпораций как высокой формы  организации сетей делового сотрудничества. Организационные структуры все  больше начинают соответствовать структурам информации, информационным технологиям. При этом отдельные участники  сети концентрируются вокруг базового вида деятельности, формулируют общие, взаимодополняемые цели, объединяют на этой основе бизнес-стратегии в рамках сети, интегрируют информационные стратегии.

Идеи сетевых организационных  структур получают все более широкое  распространение в практике трансформации  государственного, общественного управления. Именно такие структуры, гарантируя равновесие и стабильность организационных  систем, оставляют значительно больший  простор и поощряют развитие, качественные изменения в системах. Крупные  и неизбежно статичные государственные  организации в США трансформируются в ассоциативные сети небольших  управляемых подразделении. Как  отмечают специалисты, это позволяет  снизить информационные и организационные  издержки, увеличивает возможности  взаимодействия с рыночной средой. Но здесь надо иметь в виду, что  при недостаточной общей культуре менеджмента, в условиях незрелого  рынка сетевые формы организации  должны поддерживаться мощной системой финансового контроля и ответственности - как централизованной, так и  общественной.

5.Демократические  преобразования в политической  системе регионов

Демократические преобразования политической системы и государственного устройства в России сопровождались борьбой регионов за свою социально-экономическую  самостоятельность. В унитарных  государствах реформы направлены на передачу центром дополнительных полномочий региональным органам управления. В  федеративных же государствах реформы  значительно расширяли участие  субъектов Федерации в выработке  и осуществлении федеральной  и региональной социально-экономической  политики, повышали ответственность  субъектов Федерации за результаты социально-экономического развития своей  территории. Указанная точка зрения не учитывает другой стороны проблемы. Регионы только первое время искали пути к суверенизации, так как  полагали, что центр пытается ограничить их политические права. По истечении  короткого времени стало ясно, что центру выгодно такого рода делегирование политических и особенно социально-экономических функций администрации регионов, потому что ответственность за результаты социальной политики в стране переносится на управленческие структуры субъектов Федерации. Последние пытаются приостановить этот процесс и в свою очередь делают все, чтобы переложить ответственность за социально-экономическую политику на местные органы самоуправления. Это сделать тем легче, чем активнее муниципалитеты заявляют о своих правах на ведущую роль в социальной защите населения.

Предполагая слабый уровень  подготовки участников программы социально-экономического развития региона, обучение в этом направлении  будет формировать представление  у сотрудников аппарата управления как, используя административные рычаги и социально-экономические методы управления, следует работать с населением и укреплять в нем сознание собственной значимости в решении  важной экономической проблемы.

Принимая во внимание практические интересы мелких, средних и крупных  предпринимателей, населения, персонала  административного управления различных  уровней, такая учеба может служить  координационным совещанием, решающим проблему менеджмента в процессе перехода к новым условиям хозяйствования и в период постоянного функционирования объектов рекреационной деятельности.

Особенностью целевой  учебной программы является то, что  полученные знания все участники  процесса последовательно применяют  на практике, решая конкретные ситуационные задачи по социальной, экономической  и правовой защите интересов населения  своего региона, района, муниципалитета, собственного двора.

 Чтобы эффективно выполнить  все четыре группы функций  управления в регионе, необходимо  организовать постоянный мониторинг  социально-экономического состояния и тенденций развития стратегической деятельности региона.

Мониторинг имеет две  взаимосвязанных составляющих. Первая - инструмент управления, реализующий  интересы различных собственников  и субъектов хозяйствования. Вторая организующая все уровни и субъекты управления. Поэтому мониторинг требует привлечения к принятию оперативных и стратегических решений широкого круга специалистов различных областей, опирающихся на новую парадигму социально-экономического развития региона.

Так, если регионы Северного  Кавказа, Поволжья, Ставрополья сосредоточат усилия на максимальном использовании  природно-оздоровительного направления  социально-экономического развития своих  регионов, то использование данных мониторинга в управленческой работе должно быть выделено в самостоятельное  направление по специально разработанному плану с необходимым организационным  обеспечением. В качестве такой организационной  структуры в республике может  быть создана межведомственная мониторинговая служба.

В данном контексте основной задачей мониторинговой службы является прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона. Новая структура как бы интегрирует  усилия всех структур управления региональной администрации. В составе организационной  структуры управления администрации  региона все управляющие органы тесно взаимодействуют с этой службой, как бы рассматривают собственные  решения через призму региональной природно-оздоровительной программы  социально-экономического развития республики. С помощью этой службы осуществляется постоянно действующее наблюдение за общественно-политической ситуацией  с таким расчетом, чтобы иметь  возможность вовремя установить и нейтрализовать отрицательной  воздействие происходящих изменений.

Межведомственная мониторинговая служба осуществляет информационное обеспечение  разработки программы социально-экономического развития региона, внося в нее  изменения, связанные с новыми инновационными, организационными, социальными, экономическими, финансовыми и другими технологиями управления. Кроме того, необходимо постоянно вносить в региональную нормативно-правовую систему изменения,

произошедшие в основах  законодательства, нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Эффективность регионального  мониторинга заключается, во-первых, в разработке и применении единого  методологического подхода практически  всех хозяйственных и административных структур, нацеленных на решение общей  для территории задачи. Во-вторых, в  выборе типизированных индикаторов  социально-экономического развития и  определении их пороговых величин.

В третьих, в ориентации всех социальных слоев общества, субъектов собственности и хозяйствования на решении общей проблемы создания зоны оздоровительно-туристского комплекса. На базе последнего формируется парадигма социально-экономического развития региона. В-четвертых, в создании полнокровных баз данных показывающих как накапливается, циркулирует и подвергается анализу поступающая информация, как в процессе ее переработки формируются пороговые значения управленческих решений.

Эффективная организация  социально-экономического мониторинга  в регионе требует реализации комплекса информационных, научно-методических, нормативно-правовых, организационных  и финансово-экономических мероприятий. Принципиальным в организационно-управленческом и информационном плане является выбор генеральной схемы управления программой социально-экономического развития региона. В реальных условиях создания и развития системы необходимо проработать два варианта: осуществление программы в основном собственными силами и реализация программы в основном с помощью федерального бюджета. В любом случае необходимо учитывать две стороны решения поставленной проблемы: с одной стороны, бюджетное финансирование, наличие генерального заказчика и потребителя ожидаемой информации, необходимость методологического обеспечения системы, полной взаимной совместимости информационной среды; с другой -потребность проведения комплекса работ, связанная с созданием активно функционирующих исследовательских групп, в том числе учет заинтересованности в создании и потреблении информационных ресурсов со стороны потенциальных пользователей системы.

Одно из основных положений  предлагаемой концепции социально-экономического развития региона состоит в необходимости  обеспечения централизованного, профессионально-компетентного  научно-методического, организационного руководства системой мониторинга  и организационными средствами его  реализации на уровне администрации  региона (республики) с делегированием аналогичных функций на уровне городов, муниципалитетов и объектов оздоровительного комплекса. Здесь особенно важно  обеспечить взаимодействие и понимание  между генеральным заказчиком (администрацией региона) и генеральным исполнителем.

Решить эту сложную  проблему может создание при Межведомственной мониторинговой службе администрации субъекта Федерации рабочей группы, выполняющей функции координатора программы социально-экономического развития региона. Аналогично тем организационным структурам в администрациях региона, которые создавались во многих областных, краевых администрациях для анализа и реализации рыночных реформ. Такая рабочая группа формируется Главой администрации области (республики) из работников администрации, депутатов различного уровня советов, ученых - разработчиков программы. Рабочая группа определяет приоритеты развития, формирует исследовательские коллективы из социологов, юристов, экономистов, психологов, работников оздоровительных и туристских учреждений и т.д. по направлениям развития. Экспертный совет в данном случае приобретает значение «стратега» программы социально-экономического развития региона, так как контролирует не только процесс формирования региональной программы социально-экономического развития, но и все последующие ее уточнения и изменения. Состав Экспертного совета обусловлен значением принимаемых работ для судьбы республики и ее населения. Очевидно, что глава администрации будет и председателем совета.

Информация о работе Особенности организационной структуры управления регионом