Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:38, реферат
Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.
Структура - один из важнейших компонентов системы, которая в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.
1. Понятие организационной структуры……………………………………3
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения…………………………………………………………………5
3. Многообразие организационных структур и организационных форм управления………………………………………………………...15
4. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур……………………………………………24
5. Демократические преобразования в политической системе регионов…………………………………………………………………..30
6. Список литературы……………………………………………………..37
В-третьих, нужны гибкие,
легко адаптирующие организационные
структуры, быстро реагирующие на достижения
в научно-техническом
В-четвертых, имидж предприятия, патриотизм и признание акционированного предприятия «своим домом». Создание для этой работы соответствующей организационной структуры.
Следует отметить, что организационные
формы управления имеют как горизонтальную,
так и вертикальную интеграцию. Вертикально
интегрированные структуры
Организационные формы территориального управления. С точки зрения регионального обобществления и адекватных горизонтально интегрированных структур (территориального управления) можно выделить следующие организационные формы.
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - добровольное объединение юридических, физических лиц. Ассоциации имеют различную целевую направленность: экономическую (ассоциации экономического взаимодействия), технологическую (ассоциация воздушного транспорта), функциональную (ассоциация аудиторов, бухгалтеров), административную (ассоциация губернаторов, городов).
Свободные экономические и другие зоны (СЭЗ) - широко открытые для движения товаров, капиталов и рабочей силы территориальные анклавы, в которых создаются наиболее привлекательные налоговые, таможенные, финансовые, правовые условия для деятельности иностранных и местных предпринимателей. На территории СЭЗ действуют предприятия различной национальной принадлежности и любой формы собственности.
Создание социальной и инженерной инфраструктуры мирового уровня на территории свободной экономической зоны полностью ложится на принимающую сторону и требует колоссальных затрат (до 80 млн. долларов на 1 кв. км). Поэтому СЭЗ. за редким исключением, охватывают небольшие территории, до 2-3 кв. км.
В зависимости от целей и задач, стоящих перед СЭЗ, они подразделяются на несколько видов:
- к зонам свободной
торговли (ЗСТ) относятся части
территории либо морского
- экспортно-производственные
зоны (ЭПЗ) являются
- технопарки, технополисы (ТП) относятся к свободным зонам довольно условно. Однако льготный режим, действующий для предприятий, входящих в технопарки и технополисы, имеет целевое назначение - создание на базе фундаментальных разработок наукоемких технологий и ускоренное внедрение их в производство с целью обеспечения в передовых отраслях научно-технического прогресса. Это особенно касается предприятий оборонного комплекса.
- узкоспециализированные зоны (например, туризм, охота, спорт, гостиницы).
Территориально-
Эффективность ТПК достигается
рациональным государственным регулированием
размещения взаимосвязанных предприятий
(на основе кооперирования и комбинирования).
Они работают на единой транспортной,
энергетической и строительных базах,
а также за счет рационального
использования природных, трудовых
ресурсов, вторичного сырья, отходов, Следует
отметить, что наибольшая эффективность
ТПК обычно достигается при
Накопленный опыт и действующие
в настоящее время структуры
показывают, что в ряде случаев
организационные образования
По мере укрепления рыночных
организационных отношений
Организационные структуры и формы в органах власти. Сложность формирования организационных структур по всей вертикали власти состоит в том, что механизм реализации функций и принципов управления должен быть адекватен механизму рыночных реформ. Для этого необходима административная реформа, которая сопровождается изменением системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса.
Иначе говоря, концепция
перестройки организационной
По мере рыночных преобразований
все более усложняются
Специфика российской действительности такова, что реформа проводится одновременно на трех направлениях и уровнях.
Первое - это развитие и укрепление федеральных, державных институтов и органов управления.
Второе - расширение самостоятельности
субъектов Федерации в
В-третьих, становление и развитие самостоятельности системы местного самоуправления и других форм негосударственного управления.
Конечно, оптимизация взаимоотношений
трех уровней власти - «голубая мечта»
структурной реорганизации
1. политические, включая
распределение полномочий и
2. структурно-технологические,
включая основные направления
структурной перестройки
3. экономические, среди которых - формирование экономического механизма, обеспечивающего осуществление структурной перестройки экономики региона;
4. социальные - формирование
среди населения нового
4. Современные
тенденции и инструменты
Департаментализация. При формировании организационных структур управления (прежде всего государственной власти) важное значение имеет департаментализация - особая форма специализации и разделения управленческого труда, определяющая создание специализированных подразделений - департаментов. Решающим при департаментализации управленческих подразделений является нахождение на острие теоретической мысли и лучшего практического опыта разделения и специализации управленческого труда, определение соответствующей основы для группировки функций.
Рассмотрим некоторые примеры департаментализации.
1) Функциональная департаментализация:
- для промышленной фирмы
выделяет маркетинг,
- для исполнительных органов
власти (министерства) - функции анализа,
прогнозирования, определение
Главное преимущество функциональной департаментализации - ее эффективность.
2) Территориальная департаментализация - формирование структур и органов управления с учетом природно-географического расположения, производственного назначения территории как места функционирования или как объекта управления. Для крупных разветвленных корпораций это позволяет наладить координацию из центра. По территориальному признаку действует большинство министерств и ведомств Российской Федерации. Они создают соответствующие подразделения практически в каждом территориальном образовании. Аналогичный признак для департаментализации был использован при создании федеральных округов. Преимущества территориальной группировки состоят в возможности координации из одного центра социально-экономического развития всех 89 субъектов Федерации, используя их особенности и резервы.
3) Продуктовая департаментализация получила большое распространение в организациях, производящих многономенклатурную продукцию. Управление всеми операциями, например, по производству или сбыту продукции передается одному руководителю. Термин «дивизиональная организация» означает именно этот вид организационных структур управления.
4) Проектная департаментализация формирует матричную организационную структуру управления, которая накладывает структуру, базирующуюся на продукте или работе по проектированию основ проекта, на существующую структуру на функциональной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды деятельности, связанные с полным циклом выполнения проекта.
Оптимизация сложности организационной
структуры. Понятно и во многом справедливо
желание упростить
К примеру, в России формируется
принципиально новая
Информация о работе Особенности организационной структуры управления регионом