Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия рынка труда, функции и механизм его функционирования;
- выявить преимущества и недостатки рынка труда;
- раскрыть сущность занятости, безработицы и заработной платы;
- исследовать динамику уровня занятости и безработицы на рынке труда Республики Беларусь;
- оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы исследования рынка труда……………………………...7
1.1 Рынок труда………………………………………………………………………7
1.2 Механизм функционирования рынка труда…………………………………..10
1.3 Занятость………………………………………………………………………..12
1.4 Безработица……………………………………………………………..………13
2 Функционирование рынка труда в Республике Беларусь………….……….....17
2.1 Анализ экономически активного населения......……………………………...17
2.2 Динамика номинальной и реальной заработной платы.……...……………...20
3 Основные направления и совершенствование регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….....23
Заключение...…………………………………………..……………………………28
Список использованных источников……………………..…
Рассмотрим динамику численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в среднем за период на рисунке 2.
Рисунок 2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных приложения А.
На основании рисунка можно сделать вывод о том, что численность безработных с 2003 года постоянно уменьшается. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, в среднем за 2012 год составила 29,3 тысяч человек, что на 6,98 % меньше, чем в 2011 году. Это самый низкий показатель за последние 10 лет.
Рассмотрим уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения на рисунке 3.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].
Из рисунка 3 видно, что в целом происходит снижение уровня безработицы, не смотря на то, что в 2009 году имело место ее повышение. Уровень зарегистрированной безработицы в 2012 году, как и в 2011 году, составил 0,6 % от экономически активного населения.
За последнее время ситуация с женской безработицей в значительной степени улучшилась. В Беларуси удельный вес женщин в структуре безработицы на 1 октября текущего года составил 49,8 % (год назад он равнялся 53,5 %). За сентябрь нынешнего года доля женщин в структуре безработных повысилась на 0,2 %, но не превысила 50-процентный порог. Таким образом, уже несколько месяцев подряд белорусская безработица – с мужским лицом. Однако при этом проблема женской безработицы не потеряла своей актуальности: период трудоустройства у мужчин значительно короче и составляет 1,2 месяца, чем у женщин – 2 месяца. Это связано в первую очередь с тем, что большинство вакансий в банке данных службы занятости предназначены для применения мужской рабочей силы.
Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице (в сентябре 2012 года – 140,3 тысяч рублей, или 16 % от бюджета прожиточного минимума). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия.
В мировой практике для расчета уровня безработицы применяется методика Международной организации труда. Число безработных определяется на основании выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам занятости. Начиная с 2012 года, такое обследование ежеквартально проводится и в нашей республике, что позволит оценить не только регистрируемую, но и реальную безработицу.
2.2 Динамика номинальной и реальной заработной платы
Величина заработной платы служит важным показателем уровня жизни населения, однако только по количественной величине еще нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. Поэтому для характеристики уровня жизни, сопоставления по этому показателю разных государств, а также разных категорий населения внутри страны используются такие характеристики оплаты труда, как номинальная и реальная заработная плата.
Номинальная заработная плата представляет собою ту сумму денег, которая начисляется и выплачивается работнику за его труд на предприятии или в учреждении. Реальная заработная плата – это совокупность материальных благ и услуг, которые может купить работник на свою номинальную заработную плату. Иными словами, реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы. Изменение этих двух видов заработной платы не обязательно происходит в одном и том же направлении.
Начиная с 1996 года, как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь, начался рост номинальной и реальной заработной платы.
Рассмотрим изменение номинальн
Таблица 2 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
Годы |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата | |||||||
по Республике Беларусь |
по городу Минску | |||||||
всего, рублей |
при-рост |
темп роста % |
темп при-рос- та % |
всего, рублей |
при-рост |
темп роста % |
темп при-рос- та % | |
2003 |
250686 |
- |
- |
- |
314467 |
- |
- |
- |
2004 |
347519 |
96833 |
138,6 |
38,6 |
434834 |
120367 |
138,3 |
38,3 |
2005 |
463741 |
116222 |
133,4 |
33,4 |
564863 |
130029 |
129,9 |
29,9 |
2006 |
582166 |
118425 |
125,5 |
25,5 |
709810 |
144947 |
125,7 |
25,7 |
2007 |
694045 |
111879 |
119,2 |
19,2 |
864038 |
154228 |
121,7 |
21,7 |
2008 |
868169 |
174124 |
125,1 |
25,1 |
1103401 |
239363 |
127,7 |
27,7 |
2009 |
981584 |
113415 |
113,1 |
13,1 |
1263211 |
159810 |
114,5 |
14,5 |
2010 |
1217313 |
235729 |
124 |
24 |
1537243 |
274032 |
121,7 |
21,7 |
2011 |
1899782 |
682469 |
156,1 |
56,1 |
2404418 |
867175 |
156,4 |
56,4 |
09.2012 |
3520379 |
1620597 |
185,3 |
85,3 |
4481470 |
2077052 |
186,4 |
86,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь и города Минска с каждым годом увеличивается. Наибольший скачок заработной платы наблюдается в 2011 и 2012 году, что связано с инфляцией и обесцениванием белорусского рубля.
Номинальная среднемесячная заработная плата по Республике Беларусь в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1620597 рублей, темп роста составил – 185,3 %, а прироста – 85,3 %.
Номинальная среднемесячная заработная плата по городу Минску в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2077052 рублей, темп роста составил – 186,4 %, а прироста – 86,4 %.
Рассмотрим изменение реальной заработной платы работников в процентах к предыдущему году на рисунке 4.
Рисунок 4 – Изменение реальной заработной платы
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].
На основании рисунка 4 можно сделать вывод о том, что реальная заработная плата на протяжении всего периода времени увеличивается по отношению к предыдущему году. Наиболее высокий скачок изменения реальной заработной платы по отношению к предыдущему году произошел в 2005 году. За январь-сентябрь 2012 года реальная заработная плата в Беларуси возросла на 15,4 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что на этот год рост реальной заработной платы был запланирован немногим выше 4 %. Поэтому сегодня ситуация с уровнем заработной платы достаточно устойчивая.
Рассмотрим среднюю заработную плату в сентябре 2012 года по отдельным отраслям экономики в приложении В.
Наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в финансовой деятельности, сфере научного исследования и разработки, промышленности, строительстве, транспорте и связи, заработная плата ниже среднего уровня – в сельском хозяйстве, деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, торговле, здравоохранении, гостиницах и ресторанах, образовании.
С 1 января 2012 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1000000 рублей, часовая – 5930 рублей. Размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции. [12]
Таким образом, месячная минимальная заработная плата на сентябрь 2012 года составила 1104640 рублей, часовая – 6550 с учётом индексации 12,4 процента. [8]
Таким образом, нужно отметить, что
сегодня уровень занятости
В настоящее время имеет место отраслевая диспропорциональность заработной платы, что свидетельствует об определенном несовершенстве ее регулирования.
3 Основные направления и совершенствование регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Регулирование рынка труда – это взаимоувязанная работа государства, территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.
Есть два типа регулирования рынка труда:
- пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая применения, то есть мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях – на переподготовку;
- активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, то есть меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер.
В сложившихся условиях необходимы
активизация и
Для преодоления негативных тенденций необходимо:
- стабилизировать экономику путем последовательной реализации программы социально-экономического развития республики;
- иметь отлаженный механизм отслеживания состояния рынка труда и принятия адекватных решений при выявлении несоответствия спроса и предложения в нем;
- реформировать систему образования, вводить новые специальности и специализации;
- увеличить государственные расходы на подготовку, переподготовку и трудоустройство специалистов.
Основными задачами рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.
В качестве главных направлений государственной политики в области занятости и безработицы определены:
1) обеспечение равных
2) стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
3) повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
4) повышение эффективности системы социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных на рынке труда;
5) внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда;
6) развитие надомного труда;
7) создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;
8) формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
9) обеспечение сбалансированности
спроса и предложения рабочих мест по
профессионально-
10) поощрение нанимателей,
11) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения;
12) создание системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
13) сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
14) содействие безработным в организации предпринимательской деятельности.
Политика государства в
1) повышение уровня денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы;
2) предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
3) установление прямой
4) рост доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;
5) применение новых элементов социального пакета: предоставление дополнительного отпуска после реализации крупных проектов, оплата обучения на языковых курсах, компенсация затрат по медицинскому обслуживанию, страхование квалифицированных специалистов за счет средств организации, предоставление подарочных сертификатов;
Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь