Особенности рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия рынка труда, функции и механизм его функционирования;
- выявить преимущества и недостатки рынка труда;
- раскрыть сущность занятости, безработицы и заработной платы;
- исследовать динамику уровня занятости и безработицы на рынке труда Республики Беларусь;
- оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы исследования рынка труда……………………………...7
1.1 Рынок труда………………………………………………………………………7
1.2 Механизм функционирования рынка труда…………………………………..10
1.3 Занятость………………………………………………………………………..12
1.4 Безработица……………………………………………………………..………13
2 Функционирование рынка труда в Республике Беларусь………….……….....17
2.1 Анализ экономически активного населения......……………………………...17
2.2 Динамика номинальной и реальной заработной платы.……...……………...20
3 Основные направления и совершенствование регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….....23
Заключение...…………………………………………..……………………………28
Список использованных источников……………………..…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим динамику численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в среднем за период на рисунке 2.

Рисунок 2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных приложения А.

 

На основании рисунка можно  сделать вывод о том, что численность  безработных с 2003 года постоянно уменьшается. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, в среднем за 2012 год составила 29,3 тысяч человек, что на 6,98 % меньше, чем в 2011 году. Это самый низкий показатель за последние 10 лет.

Рассмотрим уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения на рисунке 3.

 Рисунок 3 – Уровень зарегистрированной безработицы

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].

 

Из рисунка 3 видно, что в целом происходит снижение уровня безработицы, не смотря на то, что в 2009 году имело место ее повышение. Уровень зарегистрированной безработицы в 2012 году, как и в 2011 году, составил 0,6 % от экономически активного населения.

За последнее время ситуация с женской безработицей в значительной степени улучшилась. В Беларуси удельный вес женщин в структуре безработицы на 1 октября текущего года составил 49,8 % (год назад он равнялся 53,5 %). За сентябрь нынешнего года доля женщин в структуре безработных повысилась на 0,2 %, но не превысила 50-процентный порог. Таким образом, уже несколько месяцев подряд белорусская безработица – с мужским лицом. Однако при этом проблема женской безработицы не потеряла своей актуальности: период трудоустройства у мужчин значительно короче и составляет 1,2 месяца, чем у женщин – 2 месяца. Это связано в первую очередь с тем, что большинство вакансий в банке данных службы занятости предназначены для применения мужской рабочей силы.

Однако следует отметить, что  в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых,  низкое пособие по безработице (в сентябре 2012 года – 140,3 тысяч рублей, или 16 % от бюджета прожиточного минимума). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия.

В мировой практике для  расчета уровня безработицы применяется  методика Международной организации труда. Число безработных  определяется на основании выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам  занятости. Начиная с 2012 года, такое  обследование  ежеквартально проводится и в нашей республике, что позволит оценить не только регистрируемую, но и реальную безработицу.

 

2.2 Динамика номинальной и реальной заработной платы

Величина заработной платы служит важным показателем уровня жизни населения, однако только по количественной величине еще нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. Поэтому для  характеристики уровня жизни, сопоставления по этому показателю разных государств, а также разных категорий населения внутри страны используются  такие характеристики оплаты труда, как номинальная и реальная заработная плата.

Номинальная заработная плата представляет собою ту сумму денег, которая начисляется и выплачивается работнику за его труд на предприятии или в учреждении. Реальная заработная плата – это совокупность материальных благ и услуг, которые может купить работник на свою номинальную  заработную  плату. Иными словами, реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы. Изменение этих двух видов заработной платы не обязательно происходит в одном и том же направлении.

 Начиная с 1996 года, как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь, начался рост номинальной и реальной заработной платы.

Рассмотрим изменение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по Республике Беларусь и городу Минску в таблице 2.

 

Таблица 2 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

 

Годы

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

по Республике Беларусь

по городу Минску

всего, рублей

при-рост

темп

роста %

темп при-рос-

та %

всего, рублей

при-рост

темп

роста %

темп при-рос-

та %

2003

250686

-

-

-

314467

-

-

-

2004

347519

96833

138,6

38,6

434834

120367

138,3

38,3

2005

463741

116222

133,4

33,4

564863

130029

129,9

29,9

2006

582166

118425

125,5

25,5

709810

144947

125,7

25,7

2007

694045

111879

119,2

19,2

864038

154228

121,7

21,7

2008

868169

174124

125,1

25,1

1103401

239363

127,7

27,7

2009

981584

113415

113,1

13,1

1263211

159810

114,5

14,5

2010

1217313

235729

124

24

1537243

274032

121,7

21,7

2011

1899782

682469

156,1

56,1

2404418

867175

156,4

56,4

09.2012

3520379

1620597

185,3

85,3

4481470

2077052

186,4

86,4


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].

 

На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь и города Минска с каждым годом увеличивается. Наибольший скачок заработной платы наблюдается в 2011 и 2012 году, что связано с инфляцией и обесцениванием белорусского рубля.

Номинальная среднемесячная заработная плата по Республике Беларусь в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1620597 рублей, темп роста составил – 185,3 %, а прироста – 85,3 %.

Номинальная среднемесячная заработная плата по городу Минску в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2077052 рублей, темп роста составил – 186,4 %, а прироста – 86,4 %.

Рассмотрим изменение реальной заработной платы работников в процентах к предыдущему году на рисунке 4.

Рисунок 4 –  Изменение реальной заработной платы

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9].

На основании рисунка 4 можно сделать вывод о том, что реальная заработная плата на протяжении всего периода времени увеличивается по отношению к предыдущему году. Наиболее высокий скачок изменения реальной заработной платы по отношению к предыдущему году произошел в 2005 году. За январь-сентябрь 2012 года реальная заработная плата в Беларуси возросла на 15,4 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что на этот год рост реальной заработной платы был запланирован немногим выше 4 %. Поэтому сегодня ситуация с уровнем заработной платы достаточно устойчивая.

Рассмотрим среднюю заработную плату в сентябре 2012 года по отдельным отраслям экономики в приложении В.

Наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в финансовой деятельности, сфере научного исследования и разработки, промышленности, строительстве, транспорте и связи, заработная плата ниже среднего уровня – в сельском хозяйстве, деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, торговле, здравоохранении, гостиницах и ресторанах, образовании. 

С 1 января 2012 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1000000 рублей, часовая – 5930 рублей. Размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции. [12]

Таким образом, месячная минимальная заработная плата на сентябрь 2012 года составила 1104640 рублей, часовая – 6550 с учётом индексации 12,4 процента. [8]

Таким образом, нужно отметить, что  сегодня уровень занятости населения в Беларуси остается высоким. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается расширением масштабов неформальной и неполной занятости. Масштабы безработицы по числу официально зарегистрированных безработных сохраняются невысокими.

В настоящее время имеет место  отраслевая диспропорциональность  заработной платы, что свидетельствует об определенном несовершенстве ее регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления и совершенствование регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

Регулирование рынка труда  – это взаимоувязанная работа государства, территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

 Есть два типа регулирования  рынка труда: 

- пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая применения, то есть мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях – на переподготовку;

- активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, то есть меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер.

В сложившихся условиях необходимы активизация и совершенствование  политики в области занятости, безработицы и доходов.

Для преодоления негативных тенденций  необходимо:

- стабилизировать экономику путем последовательной реализации программы социально-экономического развития республики;

- иметь отлаженный механизм отслеживания состояния рынка труда и принятия адекватных решений при выявлении несоответствия спроса и предложения в нем;

- реформировать систему образования, вводить новые специальности и специализации;

- увеличить государственные расходы на подготовку, переподготовку и трудоустройство специалистов.

Основными задачами рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

В качестве главных направлений  государственной политики в области  занятости и безработицы определены:

1) обеспечение равных возможностей  всех граждан;

2) стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

3) повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

4) повышение эффективности системы социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных на рынке труда;

5) внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда;

6) развитие надомного труда;

7) создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;

8) формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

9) обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу;

10) поощрение нанимателей, осуществляющих  профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения,  впервые ищущих работу и не  имеющих специальности;

11) международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения;

12) создание системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

13) сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

14) содействие безработным в организации предпринимательской деятельности.

Политика государства в области  доходов направлена на:

1) повышение уровня денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы;

2) предоставление широких прав  субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

3) установление прямой зависимости  повышения заработной платы от  показателей эффективности производства, качества и производительности  труда;

4) рост доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

5) применение новых элементов социального пакета: предоставление дополнительного отпуска после реализации крупных проектов, оплата обучения на языковых курсах, компенсация затрат по медицинскому обслуживанию, страхование квалифицированных специалистов за счет средств организации, предоставление подарочных сертификатов;

Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь