Особенности рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия рынка труда, функции и механизм его функционирования;
- выявить преимущества и недостатки рынка труда;
- раскрыть сущность занятости, безработицы и заработной платы;
- исследовать динамику уровня занятости и безработицы на рынке труда Республики Беларусь;
- оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы исследования рынка труда……………………………...7
1.1 Рынок труда………………………………………………………………………7
1.2 Механизм функционирования рынка труда…………………………………..10
1.3 Занятость………………………………………………………………………..12
1.4 Безработица……………………………………………………………..………13
2 Функционирование рынка труда в Республике Беларусь………….……….....17
2.1 Анализ экономически активного населения......……………………………...17
2.2 Динамика номинальной и реальной заработной платы.……...……………...20
3 Основные направления и совершенствование регулирования рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………….....23
Заключение...…………………………………………..……………………………28
Список использованных источников……………………..…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

6) усиление социальной защиты населения. [15]

Государственная политика занятости в Беларуси как активная политика рынка труда нереальна на сегодняшнем этапе, во-первых, потому, что она дорогостоящая. Во-вторых, из-за наличия скрытой безработицы. В-третьих, из-за того, что не работает вся экономика на рыночных началах и рыночных регуляторах. В-четвертых, потому что активная политика рынка труда в промышленно развитых странах появилась на высоком уровне развития рынка труда, чего у нас нет. И, наконец, в-шестых, так как активная политика рынка труда возможна в период циклического подъема экономики.

Поэтому очередной задачей в  проведении эффективной политики занятости  должно стать ее достаточное финансовое обеспечение. Возможные меры – предусмотреть формирование специальных фондов и увеличить расходы госбюджета на политику занятости. Проблему финансового обеспечения политики занятости можно параллельно решать другим методом: создать денежно-кредитную среду, нацеленную на эффективную занятость.

Учитывая, что многие предприятия  работают в режиме неполной рабочей  недели, целесообразно организовать в нерабочие дни профессиональное переобучение работников по широкому спектру профессий с учетом спроса на рынке труда. Такое обучение позволило б сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства. Наиболее реальной формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия в оплачиваемых общественных работах.

Государственная политика на рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную связь со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это сможет увести с рынка труда большую часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости - каждая пятая женщина хотела бы завести свое собственное дело.

Для снижения давления на рынок труда  молодежи важно расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего  обучения.

Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено.

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления организации системы государственного обязательного страхования   от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно  поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным,  ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство.  Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

Для усиления социальной поддержки безработных граждан возможно также введение следующих мер:

- предоставление льготы по выплатам в Фонд социальной защиты предприятиям, заключившим трудовые контракты с безработными по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен минимум на год);

- организация дополнительных выплат субъектам малого бизнеса за каждое созданное рабочее место и трудоустройство на него безработного по направлению службы занятости;

- увеличение  срока выплаты пособия по безработице всем категориям безработных; 

- расширение критериев подходящей работы в зависимости от категории безработных (профессионально-квалификационного и половозрастного состава). Определение критериев приемлемой работы для граждан, которые до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите более 6 месяцев были заняты в личном хозяйстве; для граждан с ограниченными возможностями; для лиц без профессии, которые впервые ищут работу; для граждан, которые пребывают на учете как безработные более 12 месяцев.

В условиях рынка труда  особое значение приобретает государственная  деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных.

В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости льготных либо беспроцентных кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот со стороны государства. Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года. Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.

Еще одним из важнейших направлений  государственного регулирования рынка  труда является подготовка и переподготовка безработных. Государственные органы управления должны обеспечить наиболее полное соответствие между количеством и потребностями экономики в квалифицированных работниках. Обучение должно осуществляться на высоком профессиональном уровне и по профессиям, пользующимся спросом и дающим возможность окончившим обучение трудоустроиться.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих  безработных и членов их семей, так  и увеличить возможные поступления  валютных средств.

Приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение  достойного уровня заработной платы.

Широкое распространение на современном  этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:

- долевые методы распределения коллективного трудового дохода (доля каждого работника в коллективном фонде оплаты труда определяется как сумма частных показателей – сложность и условия труда, его интенсивность, качество работы, эффективность использования предметов труда);

- оплата по трудовому рейтингу (заработная плата каждого работника рассчитывается с помощью набора определенных коэффициентов – образовательный уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий);

- участие в прибылях (формирование за счёт заранее установленной доли прибыли  премиального фонда, из которого работники получают регулярные выплаты пропорционально заработной плате каждого и с учетом его личной и трудовой характеристик).

Несмотря на проводимую в Республике Беларусь политику в области  занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства.

Меры по реформированию только тогда  станут успешными, когда будут выработаны путём многоуровневых переговоров  и консультаций между правительством, нанимателями и профсоюзами в атмосфере социального согласия и взаимного доверия. Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие – удержание безработицы в пределах естественного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда, занятость и безработица  являются важными экономическими явлениями. Их необходимо изучать хотя бы для  того, чтобы не вернулась система  поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов.

Проведенный анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь, показывает, что острой социальной напряженности нет, ситуация на рынке труда остается стабильной, контролируемой и управляемой.

Основные черты рынка труда:

- уменьшение численности занятого населения;

- наименьшее количество безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите за 10 лет;

- в последние годы намечается рост занятых в негосударственной сфере;

- низкий официальный уровень безработицы;

- несколько месяцев подряд безработица – с мужским лицом;

- 49,8 % безработных – женщины;

- номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников с каждым годом увеличивается;

- рост реальной заработной платы;

- наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в финансовой деятельности.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться.

Белорусский рынок труда выработал  своеобразные механизмы приспособления к сложившимся условиям. Формой адаптации  со стороны нанимателей стала  политика работы в режиме неполного  рабочего дня и неполной рабочей  недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в трудовых отношениях республики стала скрытая безработица, характеризующаяся вынужденной неполной занятостью. Со стороны наемных работников также действует гибкий механизм адаптации на вынужденную неполную занятость.

В перспективе следует ожидать  дальнейшего повышения требований со стороны нанимателей к качеству кадров. Уже сейчас рынок труда  предъявляет к специалистам с  высшим образованием такие требования, как умение пользоваться персональным компьютером, общение с людьми, работать в команде, самостоятельность в анализе производственных ситуаций, знание иностранных языков, нормальное состояние здоровья.

Важными задачами политики в Республике Беларусь на современном этапе являются обеспечение достойного уровня заработной платы, решение проблем подготовки и переподготовки кадров, государственная деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных усиление организации системы государственного обязательного страхования   от безработицы.

Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости, безработицы и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Белорусское телеграфное агентство/ Новости Беларуси/ Режим доступа: http://www.belta.by/ru – Минск, 2012.

2 Ванкевич Е.В. [и др.]/ Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития – Витебск: ВГТУ, 2008 –  303 с.

3 Волков О. И., Скляренко В. К./ Экономика предприятия: курс лекций. – Минск, 2008 – 383 с.

4 Воробьев В.А. [и др.]/ Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009 – 270 с.

5 Головачев А.С. [и др.]/ Экономика предприятия: учебно-методологический комплекс. – Минск: Издательство МИУ, 2007 – 338 с.

6 Закон Республики Беларусь о занятости населения от 15.06.2006 года № 125-З с изменениями и дополнениями от 13.12.2011 года № 325-З.

7 Кобяк О.Г./ Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования. – Минск, 2009.

8 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь/ Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by – Минск, 2012.

9 Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ Официальная статистика/ Оперативные и годовые данные/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main.php – Минск, 2012.

10 Никифорова А.А./ Рынок труда: занятость и безработица. – Минск, 2008 – 328 с.

11 Остапенко Ю. М./ Экономика труда: учебное пособие – 2-е изд. – Москва, 2007 – 272 с.

12 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 года № 1666 «Об установлении размера минимальной заработной платы».

13 Рофе А.И./ Экономика труда. – Москва, 2010. – 400с.

14 Соколова Г.Н./ Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы – Минск, 2008 – 302 с.

15 Указ Президента Республики Беларусь 11 апреля 2011 года № 136 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

16 Шевченко С. В./ Рынок труда в Республике Беларусь: динамика развития и основные тенденции. – Минск, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Численность экономически активного населения

Таблица А.1 – Численность экономически активного населения в среднем за период

 

Года

Всего, тысяч человек

В том числе

занятые

безработные, зарегистрированные в  органах по труду, занятости и  социальной защиты

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

4487,6

4437,6

4490,6

4534,4

4566,9

4654,2

4686,1

4705,1

4686,0

4599,4

4 346,9

4 325,7

4 414,1

4 470,2

4 518,3

4 610,5

4 643,9

4 665,9

4 654,5

4570,1

140,7

111,9

76,5

64,2

48,6

43,7

42,2

39,2

31,5

29,3

Информация о работе Особенности рынка труда в Республике Беларусь