Особенности спроса и предложения на российском рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений существенное значение в изучении проблем экономики труда имеет анализ рынков труда и занятости населения. Как известно, важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования, посредством которого взаимодействуют и согласуются интересы различных групп работодателей и трудового населения. Их интересы разнонаправлены: первые стремятся к получению прибыли, вторые – к получению дохода. Причины несовпадения интересов могут носить не только экономический, но и организационный, технологический, политический и национальный характер. Исходя из этого, формируются две основные группы факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке труда.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.83 Кб (Скачать файл)

Основным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, который исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы (Рис. 7).

 


 

 

 

Рис. 7.

 

Объем занятости в экономике является основным фактором, определяющим размеры национального продукта и дохода при данном уровне развития техники и технологии. Вследствие этого, наибольшего, потенциально возможного уровня производства и дохода экономика может достичь только при полном использовании трудовых ресурсов. Если фактический уровень безработицы превышает естественный на величину циклической безработицы, то реальные объемы производства снижаются по сравнению с потенциально возможными. Другими словами, когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то ее производственный потенциал сужается на величину непроизведенных благ. Это – экономические издержки безработицы.

Но безработица имеет и серьезные социальные и политические последствия. Работа – это не только основной источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседневная жизнь человека (престиж, самоуважение, самоутверждение). Потеря занятости означает не только утрату этих статусов, но и выпадение человека из сети привычных сообществ: трудового коллектива, круга знакомых и друзей.

Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

 

    1. Государственное регулирование рынка труда

Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики (Приложение 2, Таблица 1).

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  1. Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке через биржи труда.
  2. Стимулирование образования гибкого рынка труда, суть которого в более полном учете особенностей разных социальных групп (женщины, пенсионеры, молодежь). Правовое обеспечение трудовых отношений.
  3. Социальная защита пострадавших от безработицы людей.

Государственные меры борьбы с безработицей в России:

    • создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения. В России действует около 2,5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников;
    • поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
    • досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
    • расширение программ переподготовки;
    • социальная помощь безработным через пособия по безработице.

Из арсенала средств, с успехом используемых для противодействия росту безработицы, в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.

В то же время с каждым годом продолжают сокращаться расходы на проведение активной политики на рынке труда. Сокращение расходов затрагивает именно те направления активной политики, которые способствуют прогрессивным изменениям в структуре занятости: создание новых рабочих мест, предоставление субсидий для организации собственного дела, финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров и др.

Перераспределение средств фонда занятости в пользу пассивной политики на рынке труда консервирует политику занятости на мерах, смягчающих последствия безработицы, но не противодействующих ей. Чем быстрее вся система государственного управления занятостью на всех уровнях ее применения будет перестроена в этом направлении, тем быстрее может быть осуществлено формирование высокоэффективного механизма регулирования рынка труда в нашей стране.

 

Заключение

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю. Что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

  1. Рынок труда - это совокупность экономических отношений по приобретению одного из факторов производства – труда.
  2. На рынке труда в результате взаимодействия спроса и предложения на труд определяется уровень занятости.
  3. Под спросом на труд понимается платежеспособная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе для организации и развития производства.
  4. Предложение труда – это совокупность экономически активного населения страны, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда.
  5. При сокращении спроса на труд возникает безработица.
  6. Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.

Очевидно, что сохранение, дальнейшее развитие, эффективное использование трудовых ресурсов, как и возрождение российской экономики в целом, могут быть достигнуты только при следовании принципам, определяющим эволюцию современной рыночной цивилизации. Их суть состоит в том, что здоровье человека, его общая и направленная культура, профессиональный, творческий потенциал являются могучим комплексным фактором научно-технического и социально-экономического развития, надёжной основой процветания общества и стабильности государства.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.08.2004) «О занятости населения РФ».
  2. Федеральный закон от 29.12.2004 №198-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Книги, изданные под фамилией автора (авторов)

  1. Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.
  2. Экономика России: Учебное пособие/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2001. – 320 с.
  3. Экономика труда: Учебник для вузов/ Под ред. проф. И.И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 2000. – 248 с.
  4. Экономическая теория. 7-е издание/ Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
  5. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 448 с.

Периодические издания

  1. Журнал «Экономика и учет труда» №12, 2004 г.
  2. Российский статистический ежегодник, 2004 г.

Сетевой ресурс

  1. www.libertarium.ru
  2. www.trud.ru

Приложение 1

Таблица 1

Численность занятых в экономике по полу и занятиям. Российский статистический ежегодник, 2004 г. (на конец ноября; тысяч человек)

 

2000

2003

2004

 

Всего

   

Всего

   

Всего

   
   

мужчины

женщины

 

мужчины

женщины

 

мужчины

женщины

Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений (служб)

2646

1715

931

4751

2894

1857

4995

3094

1902

Специалисты высшего уровня квалификации в области естественных и инженерных наук

2867

1732

1135

2794

1636

1158

2432

1507

925

Прочие специалисты высшего уровня квалификации

3405

1123

2282

4130

1440

2690

4479

1529

2950

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности

2487

1831

655

2434

1783

651

2071

1372

699

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности

3950

1363

2587

3620

1092

2528

3729

1120

2609

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом

1346

173

1173

1371

122

1249

1276

93

1182

Служащие сферы обслуживания

725

88

637

640

85

554

723

79

644

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

3142

1337

1805

3861

1545

2316

4103

1694

2408

Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и  
демонстраторы одежды

4082

810

3272

4611

855

3756

4964

970

3994

Рабочие жилищно-коммунального хозяйства

501

379

122

383

255

128

279

172

107

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах

3488

3035

453

3155

2721

434

2980

2537

443

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности

4435

3738

697

4599

4009

590

4356

3880

476

Профессии рабочих транспорта и связи

1230

863

368

940

608

332

830

528

302

Другие квалифицированные рабочие, занятые в промышленности, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр

1718

533

1185

2171

765

1406

1913

654

1258

Неквалифицированные рабочие сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

446

205

241

457

213

244

318

108

211

Неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр

1154

757

397

813

409

404

746

359

387

Профессии неквалифицированных рабочих, общие для всех отраслей экономики

5809

2459

3350

5786

2635

3151

5860

2725

3134


 

 

 

Приложение 2

Таблица 1

Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости

Направления политики

Направления действий

Экономические возможности для занятости

 антиинфляционная политика;

- налоговая политика;

- поддержка инвестиционной  активности;

- промышленная политика;

- региональная политика  развития рабочих мест;

- внешнеэкономическая политика

Защита труда

- наем и увольнение;

- рабочее время;

- заработная плата;

- управление персоналом;

- безопасность труда;

- нейтрализация дискриминации;

- коллективные соглашения  и договоры

Социальное страхование и социальная помощь

- социальная помощь;

- льготы для семей;

- помощь инвалидам;

- помощь малообеспеченным;

- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезни

Образование и профессиональное обучение

- общее образование

- профессиональное первичное  стационарное образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на производстве


 

 

 

 


Информация о работе Особенности спроса и предложения на российском рынке труда