Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:02, отчет по практике
Музей – это и научно-исследовательское, и культурно-просветительское учреждение, задачи которого с каждым годом все более усложняются.
В Российской музейной энциклопедии музей определяется как «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов».
Введение
3
1. Общая характеристика предприятия и организационная структура управления
5
2. История создания новокузнецкого геологического музея
7
3. Должностные инструкции сотрудников
12
3.1 Должностная инструкция экскурсовода
12
3.2 Должностная экскурсия методиста
15
Должностная экскурсия директора по развитию
18
4. Устав музея «ФГУ ТФИ по Кемеровской области»
21
7.1 методика проведения экскурсии
33
Заключение
43
Список используемой литературы
Классификация методических приемов
Методические приемы подразделяются
на несколько групп в зависимости от их
назначения: методические приемы, задача
которых - помочь экскурсоводу установить
прочные контакты между экскурсоводом
и экскурсантами; приемы, задача которых
добиться устойчивого внимания аудитории
к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие
внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов
интерес к определенным вопросам; приемы,
обеспечивающие зрительное восприятие
экскурсионного материала.
В классификации приемов проведения экскурсии
выделяются две группы:
Приемы показа,
куда входят приемы, организующие наблюдение
(изучение, исследование) объектов и позволяющие
выделить объект из окружающей среды,
из целого; приемы, задача которых, опираясь
на воображение экскурсантов, сделать
зримыми изменения во внешнем облике объекта;
приемы, которые дают возможность увидеть
объекты в нужном виде, построенные на
движении - приближении экскурсионной
группы к объекту, удалении от него, движении
вдоль него.
Приемы рассказа -
это приемы, построенные на пояснении
объекта, описании его внутреннего вида
и вызывающие у экскурсантов зрительные
ассоциации, а также приемы репортажа,
которые дают возможность понять изменения,
происходящие в наблюдаемом объекте, и
т. д.
Практически все методические приемы
можно разделить на две категории: более
простые, создающие условия для проведения
экскурсии и более сложные - приемы непосредственного
проведения экскурсий.
Методические приемы, как было сказано
ранее, делятся на общие, применяемые
на всех экскурсиях независимо от того,
что показывается и о чем идет рассказ; частные, присущие
одному виду экскурсий (производственных,
музейных, природоведческих); единичные приемы,
используемые при наблюдении какого-либо
одного уникального объекта (например,
Храм Покрова на Нерли в летний погожий
день, когда здание отражается в водной
поверхности прилегающего к нему озера).
Такие приемы, как правило, являются "находкой"
одного экскурсовода и не применяются
всеми, кто проводит подобные экскурсии;
приемы, используемые в определенное время
года, дня.
При использовании методических приемов
экскурсовод должен учитывать уровень
подготовки группы, (например, знакомство
со стилями в архитектуре, разновидностями
монументальной скульптуры). Одни экскурсоводы
используют на практике все приемы, другие
ограничиваются двумя-тремя, третьи - не
используют методические приемы. Качество
проведения экскурсии зависит не только
от знаний экскурсовода, не меньшую роль
играет его умение применять на экскурсионном
маршруте изученные приемы во всем их
разнообразии. Сделать это могут профессионально
подготовленные экскурсоводы.
Методические приемы показа
Наиболее многочисленную группу
составляют приемы показа, которые позволяют
упростить наблюдение объекта, выделяют
его особенности, которые незаметны при
обычном осмотре, дают возможность экскурсантам
мысленно расчленить памятник на составные
части, домыслить утраченные детали, "видеть"
не существующий в настоящее время объект
в его первоначальном виде, исторические
события, которые происходили много лет
назад.
Прием предварительного
осмотра. Этот прием используется
в тот момент, когда экскурсанты находятся
на месте расположения памятника. Он представляет
собой первую ступень наблюдения объекта.
Существуют два варианта использования
приема. Первый начинается со слов экскурсовода:
"А это такой-то памятник, ознакомьтесь
с ним". Тем самым он приглашает экскурсантов
самим провести первоначальное наблюдение
объекта, познакомиться с его внешним
видом, увидеть какие-то детали. После
этого экскурсовод направляет внимание
группы на определение сущности объекта,
что дает экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической
местности, где происходили рассматриваемые
события;
б) представить данный объект в естественной
обстановке;
в) дать определенную оценку объекту;
г) получить представление о его природном
окружении.
Второй вариант использования приема
предварительного осмотра состоит в том,
что началом служит краткое вступительное
слово экскурсовода, в котором он ориентирует
группу на то, что именно следует увидеть
в ходе наблюдения объекта, какие его качества
и конкретные особенности рекомендуется
выявить в ходе наблюдения.
Прием панорамного
показа дает возможность экскурсантам
наблюдать (например, с панорамной площадки
Воробьевых гор в Москве) вид местности.
Для панорамного показа могут быть использованы
башни, колокольни, крепостные стены, мосты
и другие высокие точки, откуда открывается
панорама города, поля сражения, долины,
реки. Для активизации восприятия экскурсантами
широкой картины, открывающейся перед
ними, необходимо в наблюдаемой панораме
выявить композиционный центр и обратить
на него внимание группы. Другая особенность
панорамного показа состоит в том, что
в поле зрения экскурсантов попадает много
объектов. Экскурсовод должен показать
те объекты, которые раскрывают тему, перейдя
от общего показа панорамы к частному.
Прием зрительной
реконструкции (воссоздания). Как уже
говорилось ранее, термин "реконструкция"
означает восстановление первоначального
вида (облика) чего-либо по остаткам или
письменным источникам. Сущность этого
приема заключается
в том, что словесным путем восстанавливается
первоначальный облик исторического здания.
Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные
впечатления экскурсантов. Этот прием
широко используют при показе памятных
мест, где проходили военные сражения,
народные восстания, забастовки, революционные
маевки, митинги и другие события. Сюда
же относят места, связанные с жизнью и
деятельностью государственных деятелей,
известных писателей, ученых, композиторов,
художников. Задача указанного приема
дать экскурсантам возможность "зрительно"
восстановить памятное место, здание,
сооружение в их первоначальном виде,
историческое событие, которое произошло
на данном месте.
Если здание превратилось в руины (следы
войны, землетрясения, времени) произвести
зрительную реконструкцию экскурсоводу
помогают его уцелевшие части и детали.
Если же постройка не сохранилась, на помощь
приходят наглядные пособия "портфеля
экскурсовода". Используются фотографии
объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный
материал, характеризующий обстановку,
в которой происходили события.
Успех использования приема зрительной
реконструкции зависит от степени подготовленности
экскурсовода. Компетентность его позволяет
не только убедительно рассказать экскурсантам
о событии, но и дать зрительное представление
о нем.
Прием зрительного
монтажа является одним из вариантов
методического приема реконструкции.
Экскурсовод, используя прием зрительного
монтажа, составляет нужный образ, суммируя
внешний облик нескольких памятников,
а также их отдельных частей. Составные
части могут быть "заимствованы"
из тех объектов, которые в данный момент
служат предметом наблюдения экскурсантов.
В зрительном монтаже могут быть использованы
фотографии, чертежи, рисунки.
Прием локализации
событий. Важную роль в конкретизации
событий играет методический прием локализации,
т. е. связь событий с конкретным местом.
Этот прием дает возможность ограничить
внимание участников экскурсии известными
рамками, приковать их взгляды в данной
конкретной территории, именно к тому
месту, где произошло событие.
При изложении материала этот прием предусматривает
переход от общего к частному. (Например,
эффективно использование приема привязки
событий к определенному месту в экскурсиях
на производственные темы: "В этом цехе
был построен первый в стране трактор".).
Прием абстрагирования представляет
собой мысленный процесс выделения из
целого каких-либо частей с целью последующего
глубокого наблюдения. Этот методический
прием позволяет экскурсантам рассмотреть
те признаки предмета (памятника истории
и культуры, монументальной скульптуры),
которые служат основой для раскрытия
темы (подтемы). Прием абстрагирования
построен на наблюдении: а) одного из объектов
с помощью мысленного отвлечения от других
объектов, расположенных рядом, на той
же площади или улице; б) одной из частей
здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при
отвлечении от других его частей, которые
менее существенны или не нужны для рассмотрения
данной темы. Этот прием получил свое название
от термина "абстрагирование", означающего
мысленное выделение, вычленение отдельных
признаков, свойств, связей и отношений
конкретного предмета. Использованию
этого приема предшествует объяснение
экскурсовода, какие части предмета, здания
явятся предметом показа. Абстрагирование
позволяет экскурсантам "не видеть"
того, что не имеет отношения к данной
экскурсии.
Прием зрительного
сравнения. В экскурсионной методике
используются различные виды сравнения:
зрительное, словесное, сравнение зрительно
воспринимаемого объекта с объектом мысленно
реконструируемым или показанным экскурсантам
ранее. Данный прием построен на зрительном
сопоставлении различных предметов или
частей одного объекта с другим, находящимся
перед глазами экскурсантов. При этом
сравнивают друг с другом как схожие, так
и разные по своему внешнему облику объекты.
Использование приема зрительного сравнения
дает возможность экскурсантам представить
действительную величину объекта (например,
высоту памятника, длину крепостных стен,
ширину улицы), позволяет сократить количество
цифр в рассказе, число используемых фактов
и примеров, время затрачиваемое на объяснение.
Одна из задач данного методического приема
- выявить характерные черты, особенности
объекта, показать его оригинальность,
неповторимость. Подведя итоги "наблюдению"
экскурсовод называет сходные элементы
двух объектов или их отличие друг от друга.
Прием интеграции
(восстановление, восполнение) построен
на объединении отдельных частей наблюдаемого
объекта в единое целое. Использование
приема интеграции не вызывает трудностей,
ведь для каждого человека познание окружающего
мира начинается с изучения единичных
предметов и фактов. Показывая здание,
сооружение, памятное место, экскурсовод
идет путем интеграции, т. е. объединения
различных сторон, деталей свойств в единое
целое.
Действие методического приема интеграции
в экскурсии связано с методом синтеза
- соединения отдельных частей, деталей,
обобщения разорванных фактов в единое
целое. Например, прием интеграции может
быть использован при показе архитектурного
ансамбля. Сначала показывается каждое
здание в отдельности, затем экскурсовод
объединяет (интегрирует) зрительные впечатления,
полученные экскурсантами при наблюдении
отдельных объектов. На заключительном
этапе показа группа наблюдает ансамбль
как единство нескольких зданий. И экскурсовод
формулирует выводы, характеризуя ансамбль
в целом.
Прием зрительной
аналогии основан на действии одного
из общих методов научного познания - метода
аналогии. Прием аналогии построен на
сравнении:
а) данного объекта с фотографией или рисунком
другого аналогичного объекта;
б) наблюдаемого объекта с теми объектами,
которые экскурсанты наблюдали ранее.
Механизм действия этого приема состоит
в том, что экскурсовод "ставит" перед
экскурсантами два объекта, причем только
один из них физически находится перед
их глазами. Например, в экскурсии "Архитектурные
памятники Вологды" он предлагает сравнить
находящуюся перед экскурсантами колокольню
Софийского собора с колокольней Ивана
Великого в Москве; стены Кирилло-Белозерского
монастыря со стенами Московского Кремля.
Они толще стен Московского Кремля и созданы
с учетом достижений фортификационной
техники своего времени.
Прием зрительной аналогии более сложен,
чем прием зрительного сравнения. При
зрительном сравнении сопоставляются
два схожих между собой здания, сооружения,
монумента, растения, памятных места, портрета,
находящихся в данный момент перед экскурсантами.
Задача экскурсовода, использующего этот
прием при показе объекта, - привлечь экскурсантов
к активному поиску аналогии, вызвать
в памяти представление о внешнем виде
аналогичного объекта, который они видели
на прежних экскурсиях. При этом у каждого
экскурсанта может быть своя аналогия.
Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации.
Особенно часто этот прием показа строится
на ассоциации по сходству. Реже используются
ассоциации по противоположности (черное
- белое, холод - тепло, свет - темнота), по
порядку времен, по единству места расположения
объектов или действий (исторических событий).
Прием переключения
внимания. После наблюдения объекта
экскурсанты по предложению экскурсовода
переносят свой взгляд на другой объект
(например, перенос взгляда с дома, построенного
в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное
или переход наблюдения панорамы города
к наблюдению объектов природы). Наличие
контраста обогащает новыми впечатлениями.
Сравнение объектов позволяет лучше понять
первоначально наблюдаемый объект.
Методический прием
движения. Следует различать два понятия:
"движение" как признак экскурсии
и "движение" как методический прием.
Это разные вещи.
Движение в экскурсии как методический
прием представляет собой движение экскурсантов
вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения
(например, осмотр крепостных стен, движение
экскурсантов вдоль конвейера на заводе
и др.). В ряде случаев движение группы
используется для того, чтобы экскурсанты
получили представление о крутизне склона
горы, высоте башни (колокольни, минарета),
глубине рва, расстоянии объекта и т. п.
Кроме этого движение в экскурсиях используется
как методический прием показа экскурсионных
объектов отдельных зданий, сооружений,
улиц, архитектурных ансамблей, площадей.
В ряде случаев используют замедленное
движение на автобусе вокруг комплекса
объектов. Во время такого движения комплекс
наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов
как бы вращается, выявляя все новые объекты.
Иногда движение пешеходной группы организуется
при панорамном показе, например, можно
повести движение экскурсионной группы
вдоль смотровой площадки на Воробьевых
горах, напротив высотного здания МГУ
им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический
прием дает возможность вести многоплановый
показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость
деталей, сходство объектов, их различия,
характерные особенности.
Другой вариант движения как методического
приема - обход вокруг здания, сооружения,
памятника. Движение вокруг жилого микрорайона
помогает выявить преимущество новой
застройки города, показать рациональность
расположения зданий - жилых, коммунально-бытовых,
культурно-просветительных и др., выявить
их функциональные особенности. Третий
вариант - движение к памятнику. Методически
оно построено таким образом, что в ходе
передвижения автобусной или пешеходной
группы объект начинает постепенно вырисовываться,
все явственней возникая и увеличиваясь
в размерах на глазах экскурсантов. Это
позволяет экскурсоводу выявить особенности
объекта, обращая на них внимание группы,
подвести экскурсантов к необходимым
выводам.
Наибольшую эффективность дает использование
приема движения в тех случаях, когда по
замыслу авторов экскурсии ее участники
должны ощутить динамику конкретного
события. Экскурсовод во время показа
(например, поля, где проходило сражение)
предлагает участникам самим проделать
путь, которым следовали герои события.
С этим приемом, в частности, связан показ
Брестской крепости или Малахова кургана
в Волгограде, памятных мест, где действовали
партизанские отряды в Белоруссии. Такое
передвижение (обход) позволяет ощутить
расстояние, размеры древнего города,
ратного поля.
Профессионально подготовленные экскурсоводы
умело используют формы и варианты движения
в экскурсии, добиваясь тем самым более
эффективного усвоения наглядного материала.
Показ мемориальной
доски. При наличии на экскурсионном
объекте мемориальной доски экскурсоводу
следует начинать с анализа объекта и
рассказа о событиях, с ним связанных.
Только после этого внимание экскурсантов
обращается на мемориальную доску, которая
на данном объекте установлена. Если мемориальная
доска хорошо видна экскурсантам и они
уже прочли надпись на ней, экскурсоводу
не следует прочитывать ее вслух.
Освещение подтемы может быть начато с
мемориальной доски в том случае, если
она установлена на здании (сооружении,
мемориале), воздвигнутом на месте, где
произошло историческое событие, т. е.
объект, о котором идет речь, не сохранился.
Методические приемы рассказа
Методические приемы рассказа
являются как бы пружиной устной речи,
их основная задача - преподнести факты,
примеры, события так, чтобы экскурсанты
получили образное представление о том,
как это было, увидели большую часть того,
что было им рассказано экскурсоводом.
Приемы рассказа можно разделить на две
большие группы.
Первая группа объединяет
приемы, связанные с формой рассказа (справка,
описание, репортаж, цитирование). Приемы
этой группы выполняют задачу донести
до экскурсантов содержание рассказа,
способствуют формированию информации,
ее упорядочению, запоминанию, хранению
и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет
приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов,
ссылки на очевидцев, заданий, словесного
монтажа, соучастия, индукции и дедукции.
Приемы этой группы рисуют внешнюю картину
событий, действия конкретных персонажей.
Прием экскурсионной
справки используется в сочетании
с приемами зрительной реконструкции,
локализации, абстрагирования. Экскурсовод
сообщает краткие данные о наблюдаемом
объекте: дату постройки (реставрации),
авторов проекта, размеры, назначение
и др. При осмотре дополнительных объектов
этот прием используется самостоятельно,
когда изложив справочный материал, экскурсовод
заканчивает знакомство группы с объектом.
По своему содержанию и построению данный
прием напоминает путевую экскурсионную
информацию.
Прием описания ставит
своей задачей оказать помощь в правильном
отображении объекта в сознании экскурсантов
(форма, объем, из какого материала изготовлен,
расположение относительно окружающих
объектов). Для описания объекта характерны
точность, конкретность. Этот прием предполагает
изложение экскурсоводом характерных
черт, примет, особенностей внешнего вида
объекта в определенной последовательности.
Прием описания относится не только к
объектам (архитектурным памятникам),
но и к историческим событиям. В отличие
от описания объектов описание исторических
событий носит образный характер. Оно
вызывает у экскурсантов зрительные образы,
позволяет им мысленно представить, как
происходило событие. Таким образом, прием
описания событий носит подчиненный характер,
смыкаясь с методическим приемом зрительной
реконструкции.
В автобусной экскурсии прием описания
используется при всех видах показа, как
с выходом экскурсантов из автобуса, так
и без выхода (наблюдение объектов из окна
и во время движения автобуса на маршруте).
Прием характеристики построен
на определении отличительных свойств
и качеств предмета, явления, человека.
В экскурсии дается речевая характеристика
объектов и "действующих" в экскурсии
лиц.
В отличие от приема описания прием характеристики
представляет собой перечисление свойств
и особенностей, совокупность которых
дает наиболее полное представление о
данном объекте, позволяет лучше понять
его сущность. При этом объект займет свое
место в ряду других, сходных по характеристике
объектов, или наоборот, характеристика
его свойств покажет отличие о других
объектов. Словесная характеристика предшествует
экскурсионному анализу объекта, представляет
собой начальный этап анализа. Прием описания
касается лишь внешних сторон объекта,
не давая характеристик его внутренних,
не видимых для глаза свойств и качеств.
При использовании же приема характеристики
дается оценка качественных сторон объекта,
таких как познавательная ценность, художественные
достоинства, оригинальность авторского
решения, выразительность, сохранность,
и др. Вот пример характеристики памятника
"Легендарная тачанка", сооруженного
в степи, неподалеку от Каховки (Херсонская
область), в которой сочетается зрительно
воспринимаемое описание объекта с его
оценкой: "...В стремительном порыве
мчит тачанку четверка разгоряченных
бешеной скачкой коней. Подавшись вперед,
подгоняет их красноармеец-ездовой. Извергая
огонь, неистово трясется "максим"
в руках молодого пулеметчика. На летящей
навстречу врагу тачанке развевается
победный стяг. Все здесь пронизано безудержной
динамикой, романтическим пафосом героических
лет гражданской войны. Напор, сила, удаль,
вихревая стремительность композиционно
выявлены выразительным, чеканным силуэтом,
уверенной экспрессивной лепкой. Памятник
очень впечатляет. Стоит раз увидеть его,
чтобы запомнить на всю жизнь".
Прием объяснения -
форма изложения материала, когда в рассказе,
помимо справки об историческом событии,
раскрываются сущность и причины, его
вызвавшие. Наиболее часто этот прием
используется в производственно-экономических
и природоведческих экскурсиях, где в
рассказе объясняются внутренние связи
процессов и явлений.
Прием объяснения характерен для экскурсий
с показом произведений изобразительного
искусства. Экскурсовод поясняет смысл
изображенного художником в картине, содержание
памятника монументальной скульптуры.
В архитектурной экскурсии с помощью этого
приема выявляются особенности конструкции
здания, характерные черты целого ансамбля.
Особенность приема объяснения состоит
в том, что рассказ об объекте носит доказательный
характер. Это видно на следующем примере
из экскурсии на военно-историческую тему.
Подтема "Во имя мира на Земле": "...Танк
взошел на пьедестал, чтобы беречь вечный
покой неизвестного солдата, чей прах
находится в этой земле, чтобы постоянно
воздавать славу мужеству русских воинов.
Сегодня, стоя на этой господствующей
над окружающей местностью высоте, танк
охраняет теряющиеся за кромкой горизонта
виноградные плантации, пшеничные поля,
процветающие над мирным небом и солнцем
поселения, счастье и радость людей".
Прием комментирования.
Комментарий в периодической печати используется
в двух видах - как толкование событий,
явлений, текстов, а также в качестве рассуждений
или критических замечаний о чем-нибудь,
вызывающем интерес у читателей.
В экскурсии методический прием комментирования
используется экскурсоводом при изложении
материала, разъясняющего смысл события
или замысел автора памятника истории
и культуры, который в данный момент наблюдается
экскурсантами.
Иногда комментарий используется в экскурсиях
на архитектурные темы в виде критических
замечаний о внешнем виде здания, его конструкции,
особенностях инженерных сооружений и
т. п. Прием комментирования широко используется
при показе экспозиций музеев и выставок
в качестве пояснений к экспонатам.
Прием репортажа.
Репортаж является жанром журналистики,
который оперативно сообщает о каком-либо
событии, представляет собой информацию
о том, что в данный момент происходит
перед глазами репортера. Журналист, использующий
данный жанр, всегда является очевидцем
или участником отмечаемого события. В
экскурсии - это краткое сообщение экскурсовода
о событии, явлении, процессе, очевидцами
которых являются экскурсанты. Рассказ
при этом идет об объекте, попавшем в поле
их зрения (например, о движущемся конвейере,
где происходит сборка автомобилей). Этот
прием эффективен лишь тогда, когда объект
показывается в развитии, он помогает
увидеть, как изменяется объект в ходе
наблюдения и рождается нечто новое.
Сложность использования такого приема
состоит в том, что рассказ в значительной
своей части не готовится заранее, он не
входит целиком в индивидуальный текст
экскурсовода, а носит характер импровизации,
т. е. составляется экскурсоводом на ходу,
во время наблюдения происходящего.
Прием цитирования.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо
текста или в точности приводимые чьи-либо
слова (прямая речь). К цитированию прибегают
в следующих случаях: для подтверждения,
яркого и убедительного выражения своей
мысли, сохранения особенностей языка
и колорита определенного исторического
периода времени, воспроизведения картины
события и ознакомления с чьим-то авторитетным
мнением (прием ссылки на авторитет).
Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы
вызвать в сознании экскурсантов зрительный
образ, т. е. выступает в роли зрительно
воспринимаемой информации. В тексте экскурсии
в виде цитат используются отрывки из
художественных произведений (проза, стихи).
Особенно эффективно цитирование в тех
случаях, когда необходимо воссоздать
картины жизни в далекие времена, быт и
деятельность наших предков.
В ряде случаев цитаты используются в
других приемах, например, зрительной
реконструкции, литературного монтажа,
ссылки на очевидцев и др. В некоторых
экскурсиях на основе приема цитирования
используется прямая речь. При этом ставится
задача - сделать экскурсантов участниками
разговора между историческими личностями,
очевидцами исторических событий. Делается
это с помощью небольших выдержек из мемуаров.
Прием вопросов-ответов.
Суть этого приема состоит в том, что в
ходе рассказа экскурсовод задает различные
вопросы экскурсантам с целью их активизации.
Большая часть таких вопросов не рассчитана
на то, чтобы получить на них какие-либо
ответы от участников экскурсии. Они выполняют
функцию методического приема. Их можно
разделить на несколько видов:
а) вопросы, на которые экскурсовод сразу
же или по истечении некоторого времени
сам дает ответ, продолжая свой рассказ
по теме;
б) вопросы исторического характера, представляющие
собой утверждение чего-либо в форме вопроса.
Такие вопросы в лекционной пропаганде
рассматриваются как прием ораторской
речи;
в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают
экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов
к содержанию экскурсии, вносят некоторую
разрядку и помогают лучше уяснить подтему.
Например, раскрывая подтему о героизме
советских летчиков в годы Великой Отечественной
войны и характеризуя эпизод, когда один
из наших самолетов, подбитый врагами,
горящим факелом врезался в танковую колонну
фашистов, экскурсовод задает вопрос:
"Был ли выход у советского летчика?
- и здесь же отвечает на него. - Да, был.
Летчик мог покинуть горящую машину и,
использовав парашют, спасти свою жизнь.
Но он решил ценой своей жизни одержать
еще одну победу над врагами".
Прием ссылки на очевидцев.
Использование этого приема в рассказе
дает возможность для образного воссоздания
событий. В экскурсии на тему "Валаам -
жемчужина Ладоги" экскурсовод рассказывает
о том, что "видели" на этом месте
растущие валаамские сосны, которым более
чем по двести лет.
Прием заданий,
используемый в рассказе экскурсовода,
находит выражение в его обращении к экскурсантам:
"Подумайте, почему этот памятник так
назван? Вспомните, на что похоже это здание
(эта башня)? Какие приметы на местности
говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить,
почему здесь сделана такая надпись"
и др. Когда экскурсовод дает подобные
задания, он не предполагает, что участники
их тут же выполнят. Прием направляет внимание
экскурсантов на конкретное здание, определенную
часть здания, на те детали, понимание
которых важно для усвоения рассматриваемых
вопросов. Задача этого приема - заинтересовать
экскурсантов, заставить их задуматься,
активизировать свою мыслительную деятельность,
возбудить воображение. Что же касается
ответов на эти вопросы, экскурсовод дает
их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя
мнения экскурсантов.
Прием новизны материала состоит
в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются
факты и примеры, не известные экскурсантам.
Этот прием используется экскурсоводом
в тот момент, когда необходимо привлечь
внимание группы к объекту, сделать восприятие
наблюдаемого более эффективным.
Прием словесного
(литературного) монтажа. Используя
его, экскурсовод свой рассказ строит
на наборе отрывков из различных литературных
произведений, документальных материалов,
опубликованных в периодической печати.
Содержание этих отрывков раскрывает
подтему экскурсии или один из основных
ее вопросов. Этот прием дает возможность
воссоздать картину событий.
Использование экскурсоводом литературного
монтажа основано на "преобразовании"
одного вида искусства (словесного) в другой
вид (изобразительный). Поэтому для литературного
монтажа нужно подбирать такие отрывки
из художественных произведений, которые
позволят экскурсантам "увидеть"
картину событий, почувствовать их динамику.
Прием соучастия.
Задача этого приема - помочь экскурсантам
стать участниками того события, которому
посвящена экскурсия. Делается это с помощью,
например, обращения к группе: "Представьте
себе, что мы с вами находимся на этом поле
во время наступления вражеских войск".
Затем с помощью приема зрительной реконструкции
восстанавливается картина того боя.
Прием дискуссионной
ситуации. Экскурсовод, используя
этот прием, выдвигает в своем рассказе
такое положение, которое вызывает дискуссионную
ситуацию. Этот прием дает возможность
в части экскурсии заменить монологическую
форму материала открытым диалогом. Свою
точку зрения по выдвинутому положению
высказывают два-три экскурсанта. Затем
экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Прием сталкивания
противоречивых версий используется
в рассказе экскурсовода, например, при
оценке определенного исторического события,
утверждения даты возникновения конкретного
города или происхождения названия города
(реки, озера, местности).
Прием персонификации используется
для мысленного создания образа конкретного
человека (писателя, государственного
деятеля, военачальника). Рекомендуется
делать это с помощью яркого рассказа
об отдельных эпизодах из жизни тех людей,
с которыми связана тема экскурсии, или
на основе описания какого-либо исторического
события, в котором эти люди участвовали.
Прием проблемной
ситуации состоит в том, что в рассказе
экскурсовода ставится проблема, связанная
с темой экскурсии. Постановка проблемы
перед экскурсантами заставляет их задуматься
и понуждает найти правильный ответ на
поставленные экскурсоводом вопросы.
В ряде случаев экскурсантам предлагается
найти альтернативу предложенному решению
вопроса.
Прием отступления состоит
в том, что в ходе рассказа экскурсовод
уходит от темы: читает стихотворение,
приводит примеры из своей жизни, рассказывает
содержание кинофильма, художественного
произведения. Этот прием напрямую не
связан с содержанием экскурсии, поэтому
некоторые методисты называют его "приемом освежающего
отступления". Его задача снять
усталость. Однако, применяя данный прием,
не следует комкать экскурсию, сокращая
материал по теме. Нельзя сводить дело
к шуткам, анекдотам, разбрасыванию "юмористических
штрихов" среди серьезного изложения
материала, чтобы придать сложной информации
непринужденный характер.
Имеет свои особенности методика проведения
экскурсий в музеях. Номенклатура методических
приемов здесь намного уже, чем в экскурсиях
по городу. В то же время в музеях используются
свои специфические приемы. В музейной
практике имеет место и прием, выходящий
за границы экскурсионного метода. Его
можно назвать лекционно-иллюстративным.
При этом превалирует речь ведущего, экспонаты
же используются лишь в качестве иллюстраций.
Прием индукции применяется
в рассказе, когда необходимо совершить
переход от частных, единичных случаев
и фактов к общей картине, общим выводам,
и в показе, когда экскурсовод от характеристики
одного памятника переходит к характеристике
целого ансамбля или системы инженерных
сооружений.
В рассказе используется также методический прием дедукции как
способ рассуждения при переходе от общего
к частному. В ряде случаев оба эти приема
используются при показе одного объекта.
Каждый из них применяется как взаимное
дополнение.
Климактерический
прием предполагает такое изложение
экскурсионного материала, когда вначале
сообщаются менее интересные и малозначительные
факты и аргументы, затем - более значительные
и, наконец, самые интересные. Такая последовательность,
по мнению сторонников этого приема, способствует
нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.
Антиклимактерический
прием состоит в том, что изложение
материала в рассказе начинается с наиболее
интересных фактов и примеров, в показе
- с более значительных по своему содержанию
и архитектуре объектов. Интерес к теме,
разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия,
позволяет в дальнейшем успешно ознакомить
их с менее интересным материалом.
В экскурсиях климактерический и антиклимактерический
приемы следует рассматривать как формы
изложения материала, как структурные
особенности построения рассказа. К показу
предлагаемые приемы не имеют отношения,
так как последовательность демонстрации
объектов определяется не степенью их
значимости, а тем местом на маршруте,
которое каждому из них выделяется с целью
полного и логического освещения темы.
В методических пособиях по экскурсионному
делу называются и другие приемы: использования
цифр и фактов; логического доказательства;
взаимодействия интересов; ретроспективы;
использования пословиц и поговорок, художественной
литературы. Все они не могут быть названы
методическими приемами ведения экскурсии
из-за отсутствия необходимых для этого
признаков.
Особые методические приемы
Помимо методических приемов
показа и рассказа, на экскурсии используются
особые приемы, которые помогают лучше
усвоить содержание материала. Среди них
особое место занимает прием, делающий
экскурсию более документальной, доказательной.
Например, вводится в качестве дополнительного
эпизода - встреча экскурсантов с одним
из участников исторических событий и
др. При этом должна обеспечиваться документальность
выступлений участников событий. Фактический
материал, который они используют, тщательно
выверяется. Для этой работы привлекаются
материалы музеев, архивов и научных учреждений,
печатные источники.
Иногда в экскурсиях используется прием исследования.
Например, глубина колодца определяется
при помощи горящего листа бумаги, который,
падая, освещает сначала стенки, затем
далекое дно, глубина ущелья измеряется
брошенным камешком.
Прием исследования способствует активизации
восприятия содержания экскурсии ее участниками,
чаще он используется в экскурсиях с детьми
и подростками.
Прием демонстрации наглядных пособий
В экскурсии используется прием демонстрации
наглядных пособий, включенных в "портфель
экскурсовода". Наиболее широкое распространение
получил иллюстрационный
прием. Например, рассказ экскурсовода
о флоре и фауне данного края сопровождается
показом фотографий растений и животных.
Эффективен и комментирующий прием.
В этом случае показ экспоната предшествует
рассказу. Рассказ является лишь пояснением
к экспонату из "портфеля". Например,
показ изображения корабля в разрезе сопровождает
рассказ об его устройстве; при показе
здания демонстрируется фотография его
внутреннего убранства с последующими
комментариями экскурсовода и др.
Применяется прием контраста,
когда фотография (или рисунок) показывается
для того, чтобы убедить экскурсантов
в том, как изменилось историческое место
(площадь, улица, здание), которое они в
данный момент осматривают. Фотография
и рисунок контрастируют с наблюдаемым
объектом. Прием построен на сравнении
зрительно воспринимаемой информации.
Важным резервом повышения действенности
экскурсии является использование технических
средств пропаганды - эпидиаскопа,
фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры
и др. С их помощью глубже раскрывается
тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.
Для показа несохранившихся зданий, сооружений,
памятников используются диапозитивы
и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет
проецировать на небольшой экран, установленный
в передней части салона автобуса (на кабине
водителя), карты-схемы, копии документов,
рукописей, фотографий, художественные
открытки. В экскурсионных учреждениях
разработана определенная методика технических
помощников.
Могут быть прослушаны выступления участников
событий в магнитофонной записи. При следовании
группы по местам, где жили и творили выдающиеся
писатели, поэты, композиторы, в экскурсию
включают исполнение их произведений
в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные
записи не должны быть длительными. Они
являются частью экскурсии, подчинены
ее теме и не представляют собой самостоятельного
мероприятия.
Усвоение экскурсоводом методических приемов
В практической деятельности
экскурсионных учреждений немало примеров,
когда экскурсоводы знают о существовании
методических приемов, но при проведении
конкретных экскурсий не используют эти
приемы. Объясняется это просто - они не
знают, как их использовать. Вот почему
важной задачей совершенствования мастерства
экскурсоводов в настоящее время является
практическое усвоение ими методических
приемов.
Обучение экскурсовода умению использовать
конкретный методический прием носит
ступенчатый характер, т. е. происходит
в определенной последовательности - сначала
ставится задача, которую выполняет прием,
затем излагается его содержание, рассматривается
механизм действия этого приема, затем
на двух-трех занятиях, в том числе и на
месте непосредственного расположения
объектов, проводятся упражнения по применению
приема на практике. Совершенствование
навыков экскурсоводов является задачей
методических секций и курсов по повышению
квалификации.
Прежде чем приступить к усвоению методического
приема, экскурсовод расчленяет этот прием
на несколько частей. Первая часть -
в ходе упражнений экскурсовод сначала
учится использовать каждую из этих частей
в отдельности. Например, отрабатывается
прием - задание экскурсантам представить
историческое событие (Полтавское сражение,
разгром шведской армии войсками Петра
I). Затем - демонстрация основ для зрительной
реконструкции: самого поля, где происходило
сражение, карты-схемы, репродукции картины
А. Соколова, А. Семенова "Русская артиллерия
в Полтавском сражении" и старинных
гравюр. Вторая часть -
словесное описание сражение с целью восстановления
внешней картины исторического события,
чтение отрывков из литературных произведений. Третья часть -
заключительная картина сражения - отрывки
из поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Затем
экскурсовод объединяет все части приема
так, чтобы экскурсанты получили целостное
представление о картине сражения.
Усвоение каждого приема - сложный процесс,
который основан на конкретном материале
и всегда связан с определенной экскурсией.
Нужно четко представить взаимодействие
методических приемов и навыков. Если
прием - особый способ подачи экскурсионного
материала, то навык - умение в совершенстве
применить методический прием.
Методика исходит из того, что содержание
и форма - это неразрывно связанные друг
с другом понятия. Содержание раскрывает
то, что должно быть показано и сказано
в экскурсии, форма - как это должно быть
сказано. Методический прием - способ изложения
содержания. Практически в каждой экскурсии
определенное содержание выражается в
конкретной форме и с помощью методических
приемов доносится до экскурсантов.
Усвоение методических приемов представляет
собой усвоение суммы навыков, т. е. отработанных
практикой действий экскурсовода, в силу
привычки совершаемых им автоматически.
Первоначально выработка навыков не более
как повторение определенного действия
по одной и той же схеме (направленность,
последовательность, затрата времени).
Усвоение практических навыков позволяет
экскурсоводу использовать не только
все многообразие приемов показа и рассказа,
но и различные варианты почти каждого
методического приема. На основе взаимодействия
навыков экскурсовод проводит комплексное
использование методических приемов:
в показе - приемов реконструкции и локализации,
в рассказе - приемов новизны материала
и сравнения и т. п.
Процесс совершенствования навыков экскурсовода
не прекращается после усвоения им методических
приемов, а продолжается непрерывно. Постепенно
устраняется лишнее в показе и рассказе.
Более точными и осмысленными делаются
жесты экскурсовода, углубляется методика
показа объектов, более образным становится
рассказ экскурсовода. Каждая конкретная
экскурсия только тогда будет совершенствоваться,
когда ведется работа по "доводке"
методики ее проведения. Используя методический
прием, экскурсовод исподволь наблюдает,
как он воспринимается экскурсантами,
насколько эффективно данный прием помогает
ему донести материал до аудитории. Если
же прием "не срабатывает", в экскурсию
вводится другой методический прием, способный
более успешно выполнить отведенную ему
роль. Уровень эффективности экскурсии
зависит от следующих условий:
Во-первых, от
авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов
зависит то, что запомнит человек из сообщенных
ему знаний. Задача их - помочь человеку
понять и сохранить в своей памяти то,
что является главным в экскурсии. Это
достигается методическими приемами.
Во-вторых, эффективность
каждой конкретной экскурсии зависит
от того, какая часть экскурсии может быть
представлена ее участниками зрительно.
Словесный материал должен быть построен
и подан таким образом, чтобы он с помощью
наблюдаемых объектов и наглядных пособий
"портфеля экскурсовода" превратился
в сознании экскурсантов в зрительные
впечатления. Это должно быть методически
продумано, спланировано и обеспечено
в ходе подготовки экскурсии. Успех дела
обеспечивают и глубокое содержание материала,
и образный язык, и методические приемы,
позволяющие зрительно донести экскурсионный
материал до участников экскурсии.
В-третьих, методика
не должна ограничиваться показом объектов
и зрительным восприятием. Методику следует
ориентировать на активное участие в процессе
восприятия органов чувств. По примеру
природоведческих и вечерних городских
экскурсий основанием для восприятия
могут стать осязание и обоняние экскурсантов.
Необходимо расширить действенность звуковой
наглядности, например, звуков природы
(шума леса, журчанья ручья), при посредстве
которых человек осуществляет свои связи
с окружающим миром.