Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:45, отчет по практике
Ключевые слова: маркетинг, управление, планирование, инновации, исследования, анализ, информационная система.
В отчете по преддипломной практике исследуется маркетинговая деятельность крупного предприятия РУП «Минский автомобильный завод».
Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в институте, приобретение практических навыков работы по специальности, а так же сбор и анализ информации по теме дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ……………..…5
Общая характеристика предприятия, выпускаемая продукция……..…5
Управление предприятием………………………………………………20
Планирование на предприятии………………………………………….30
Инновационная деятельность на предприятии………………………...32
Маркетинговые исследования на предприятии………………………..35
Организация информационного маркетинга…………………………...37
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………40
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия РУП «МАЗ»……40
2.2. Анализ организационной структуры управления маркетингом на предприятии…………………………………………………………………..45
2.3 Использование информационных технологий при планировании и организации производства……………………………………………..….…55
2.4 Доведение плановых заданий до сотрудников. Анализ выполнения планов по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности за определенный период. Система оценки результатов…...58
2.5 Организация системы управления качеством на предприятии. Виды и методы контроля качества, применяемые на предприятии. Показатели качества продукции на предприятии………………………………………..59
2.6 Информационные технологии в подразделении маркетинга….….…...64
2.7 Организация работы с персоналом в отделе маркетинга……….……..67
Планирование и контроль маркетинговой деятельности……….……..69
2.9 Организация работы с клиентами………………………………….…....71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..75
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………
Реализация данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
По итогам 2005 г. РУП «МАЗ» вошел в группу 500 крупнейших предприятий Европы. Такой рейтинг свидетельствует о том, что предприятие хорошо знают в Европе и оценивают его как производителя высокотехнологичной и наукоемкой продукции, объем которой постоянно увеличивается.
В конкурсе 2007 года "Лучшие
товары Республики Беларусь на рынке Российской
Федерации" карьерный самосвал "БелАЗ-75306" признан лучшим в номинации "Продукция
производственно-технического назначения".
Такое решение принято Госстандартом
Беларуси при определении результатов
конкурса.
РУП «МАЗ» производит широкую гамму бортовых
автомобилей:
- 2-х осьный среднетоннажный бортовой автомобиль МАЗ-4370, способный работать и в составе автопоезда, грузоподъемностью 5 тонн (в составе автопоезда до 12,5 тонн), с объемом платформы 30 - 35 кубических метров, с 3-местной кабиной нового типа. Используемые двигатели: ММЗ (155 л. с) стандарта Euro-2; Deutz (190 л. с) стандарта Euro-3. Виды кузова: бортовой, тентовый, изотермический. Дополнительное оборудование: АБС, соответствующая правилу ЕЭК ООН №13 тахограф, обтекатели на крыше кабины, дополнительный независимый подогреватель, радиоприемник, магнитола, ремни безопасности. На московской выставке «MIMS-2003» МАЗ-4370 был признан лучшим коммерческим автомобилем года в России.
- 2-х осьные бортовых автомобили МАЗ – 5336 и МАЗ - 5337 грузоподъемностью от 6 до 10 тонн (в составе автопоезда до 30 тонн). Используемые двигатели: ЯМЗ (230-400 л.с.) стандарта Euro-2, Deutz (190 - 245 л.с.) стандарта Euro-3.
- 3-х осный бортовой автомобиль МАЗ – 6303 грузоподъемностью до 15 тонн (в составе автопоезда до 44 тонн). Используемые двигатели: ЯМЗ (330-400 л.с.) стандарта Euro-2, Deutz (285 л.с.) стандарта Euro-3.
Помимо седельных тягачей и бортовых автомобилей РУП «МАЗ» производит широкую гамму самосвалов:
- 2-х осный самосвал типа 4x2 МАЗ – 5551 грузоподъемностью 10 тонн. Используемые двигатели: ЯМЗ (230 л.с.) стандарта Euro-2, Deutz (190 л.с.) стандарта Euro-3. Машина оснащена платформой объемом 6,2 куб. м (с надставными бортами 250 мм, 8,8 куб. м), Автомобиль имеет комплектацию для перевозки гравийно-песочных масс и других сыпучих грузов.
- 3-х осный самосвал типа 6x4 МАЗ - 5516 с платформой ковшевого типа грузоподъемностью 16500 кг для эксплуатации в основном в карьерных условиях. Данный самосвал может быть укомплектован одним из следующих видов двигателей: ЯМЗ (250-330 л.с.) стандарта Euro-2, Deutz (326-408 л.с.) стандарта Euro-3.
Минский автозавод - один из немногих в странах СНГ заводов, обеспечивающий выпуск, как тягачей, так и прицепной техники к ним. Многотонные тентовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, предназначенные для международных и междугородних перевозок, грузовые прицепы "Зубренок" к легковым автомобилям - вот гамма прицепной техники, выпускаемой заводом.
Наиболее перспективными являются полуприцепы с объемом грузового пространства не менее 83 куб.м. и размещением по площади платформы не менее 33 европоддонов с габаритами 800х1200 мм. Этим условиям отвечают трехосные полуприцепы МАЗ-9758 и МАЗ-9758-30, которые по техническим параметрам находятся в одном ряду с полуприцепами фирм Kogel и Schmitz (Германия), Fruehar и Metaco (Франция), Vanhool (Бельгия) и др.
Минский автозавод начал производство двухосного полуприцепа - самосвала МАЗ-9506 грузоподъемностью 26 тонн к седельному тягачу с гидроотбором МАЗ-64228. Такой автопоезд в эксплуатации может заменить три автомобиля - самосвала МАЗ-5551. Применение автопоезда МАЗ-64228 и МАЗ-9506, например, в дорожном строительстве позволяет ускорить темпы строительства и обойтись без закупок импортной техники. Они положительно зарекомендовали себя при строительстве московской кольцевой дороги.
Специализированный полуприцеп - сортиментовоз МАЗ-99864 предназначен для транспортировки сортиментов длиной от 2-х до 6,5 м., объемом до 46 куб.м., а с установленным гидроманипулятором до 30 куб.м. с верхнего склада на нижний или с верхнего склада потребителю. Полуприцепы эксплуатируются с трехосным седельным тягачом МАЗ-64228, и может оборудоваться гидроманипулятором различных форм.
Что касается автобусного производства, то настоящий момент разработано 12 моделей автобусов и более 50 их модификаций. В 2001 г. было освоено производство троллейбусов.
Победителем в номинации «Лучший городской автобус» на Московском международном автосалоне 2006 был признан автобус МАЗ – 206. МАЗ – 206 – автобус среднего класса (длина 8,6 м), низкопольный. Рассчитан на перевозку 70 пассажиров (25 мест для сидения). Применен механизм рулевого управления интегрального типа, двигатель DaimlerChrysler (176 л. с.), Евро-3.
РУП «МАЗ» представил новейший образец пригородного автобуса МАЗ – 226. Количество посадочных мест увеличено до 31. Автобус оснащен электропневматической тормозной системой с дисковыми механизмами тормозов на всех колесах, двигателем Mercedes-Benz стандарта Евро-3, пассажирские двери пантографного типа.
Помимо белорусского рынка, автобусы РУП «МАЗ» поставляются в Румынию, Россию, Украину, Сербию и Черногорию, Азербайджан. В России доля рынка автобусов, принадлежащая РУП «МАЗ», в 2005 г. составила 20%. На протяжении последних 5 лет Минский автомобильный завод выигрывает тендеры на поставку автобусов в Румынию.
Для производства продукции Минскому автомобильному заводу требуется большой ассортимент материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из России. Структура поставок по региональному принципу представлена в Приложении Б, В.
В результате правильно выбранной политики в работе с поставщиками создается необходимый запас сырья и материалов, который позволяет не только производство автотехники на предприятии, но и оказывать помощь, как заводам объединения, так и поставщикам комплектующих по кооперации. Огромное значение придается качеству закупаемых видов сырья и материалов, создаются условия выбора поставщика. Это позволяет своевременно производить поставку (закупку) и снижает стоимость закупаемых материалов.
Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих, с которыми поддерживаются давно сложившиеся, долгосрочные связи, являются:
- АО “Капролактан” (РФ);
- ОАО “Полимер”, г. Новополоцк (РБ);
- ПО “Пластик” (РФ);
- ОАО «Нафтан», г. Новополоцк (РБ);
- Лакокрасочный завод, г. Котовск (РФ);
- АО “Росхимсервис”, г. Москва (РФ);
- ГП «Завод им. Свердлова»,
г. Дзержинск, Нижегородская
- АО «Синтез», г. Дзержинск, Нижегородская обл. (РФ);
- ЗАО «ФК», г. Буй, Костромская обл. (РФ);
- ОАО «Лакокраска», г. Ярославль (РФ);
- Завод пластмассовых изделий, г. Борисов (РБ).
Основными поставщиками металлопродукции являются:
- АО “Магнитогорский
меткомбинат “, г. Магнитогорск
- ЗАО Металлургический завод “Петросталь”, г. Санкт-Петербург;
- АО “Северсталь”, г. Череповец;
- Комбинат “Промсталь”, г. Новолипецк;
- Днепропетровский трубный завод;
- ТОО “Донецк”, г. Калитва (Украина);
- Могилевский металлургический з
Основными поставщиками
комплектующих для производства
автомобильной техники
Из предприятий Беларуси можно выделить следующих поставщиков: Бобруйский шинный завод, Кузнечный завод тяжелых штамповок (г. Жодино), Барановичский автоагрегатный завод, Осиповичский завод автомобильных агрегатов и Минский рессорный завод.
Помимо поставщиков из стран СНГ РУП «МАЗ» взаимодействует и с поставщиками из зарубежных стран. В частности, предприятие закупает двигатели MAN, Mersedes-Benz, Deutz, коробки передач ZF и Voith Diva, бескамерные шины Michelin и Continental, стартер Bosch и др.
РУП «МАЗ» обладает развитой дилерской сетью. Количество дилеров и торговых агентов в России и СНГ составляет более 100, в странах дальнего зарубежья – 25. Автомобили МАЗ эксплуатируются в более чем 50 странах мира.
РУП «МАЗ» является уникальным предприятием по ряду параметров:
Основные покупатели автотехники предприятия представлены в таблице 1
Таблица 1 Структура продукции РУП «МАЗ» по странам – потребителям в 2005-2007
Покупатели |
Автомобили |
% от общего |
Прицепная |
% от общего |
Автобусы |
% от общего |
объема пр - ва |
техника |
объема пр - ва |
объема пр - ва | |||
Россия |
15 014 |
67,67 |
2 762 |
74,95 |
307 |
34,8 |
Украина |
518 |
2,82 |
82 |
2,23 |
101 |
11,2 |
Казахстан |
47 |
0,32 |
9 |
0,24 |
51 |
5,8 |
Туркмения |
1 |
0,01 |
0 |
0 |
8 |
0,9 |
Узбекистан |
44 |
0,3 |
24 |
0,65 |
5 |
0,6 |
Кыргызстан |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0,3 |
Азербайджан |
14 |
0,09 |
14 |
0,38 |
25 |
2,8 |
Армения |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
1 |
Молдова |
5 |
0,03 |
0 |
0 |
14 |
1,6 |
Литва |
63 |
0,43 |
3 |
0,08 |
110 |
12,5 |
Латвия |
62 |
0,42 |
12 |
0,33 |
105 |
11,9 |
Эстония |
10 |
0,07 |
1 |
0,03 |
45 |
45,1 |
Дальнее зарубежье |
770 |
5,2 |
194 |
5,26 |
98 |
11,1 |
Как видно из таблицы, основным покупателем автотехники РУП «МАЗ» является Россия. Затем идут страны дальнего зарубежья и, в зависимости от приобретаемой техники, следом стоят Украина, Литва, Латвия. В России доля рынка автобусов, принадлежащая РУП «МАЗ», в 2006 г. составила 20%. По итогам 2006 г. РУП «МАЗ» вошел в группу 500 крупнейших предприятий Европы. Такой рейтинг свидетельствует о том, что предприятие хорошо знают в Европе и оценивают его как производителя высокотехнологичной и наукоемкой продукции, объем которой постоянно увеличивается.
На протяжении последних лет РУП «МАЗ» уверенно наращивает объемы производства. Если в 2005 году общее количество выпущенной автотехники составляло 21442 единицы, то в 2007 году данный показатель составил 26174 единицы. Объем производства автобусов и троллейбусов за 2007 год составил 881 единицу. Это стало возможно благодаря возросшему спросу на автобусы МАЗ со стороны экспортных рынков (Румыния, Россия, Украина). Конкретные данные по производству экспортной продукции основных видов техники представлены в таблице 2.
Таблица 2 Объемы выпускаемой продукции РУП «МАЗ» за 2005 – 2007 гг.
Продукция |
Объем производства, тыс. шт |
Факт 2007 года в % к | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2006 |
Плану 2007 | |||
год |
год |
план |
факт |
году |
году |
года | ||
Автомобили |
16856 |
19712 |
19115 |
19101 |
113 |
96,6 |
99,9 | |
Прицепная техника |
4109 |
5237 |
6200 |
6192 |
150,7 |
118,2 |
99,8 | |
Автобусы и |
481 |
607 |
890 |
881 |
183,2 |
145,1 |
99 | |
троллейбусы |
||||||||
Всего |
21442 |
25556 |
26205 |
26174 |
122,1 |
102,4 |
99,9 | |
Информация о работе Отчет по практике на РУП «Минский автомобильный завод»