Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:45, отчет по практике
Ключевые слова: маркетинг, управление, планирование, инновации, исследования, анализ, информационная система.
В отчете по преддипломной практике исследуется маркетинговая деятельность крупного предприятия РУП «Минский автомобильный завод».
Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в институте, приобретение практических навыков работы по специальности, а так же сбор и анализ информации по теме дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ……………..…5
Общая характеристика предприятия, выпускаемая продукция……..…5
Управление предприятием………………………………………………20
Планирование на предприятии………………………………………….30
Инновационная деятельность на предприятии………………………...32
Маркетинговые исследования на предприятии………………………..35
Организация информационного маркетинга…………………………...37
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………40
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия РУП «МАЗ»……40
2.2. Анализ организационной структуры управления маркетингом на предприятии…………………………………………………………………..45
2.3 Использование информационных технологий при планировании и организации производства……………………………………………..….…55
2.4 Доведение плановых заданий до сотрудников. Анализ выполнения планов по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности за определенный период. Система оценки результатов…...58
2.5 Организация системы управления качеством на предприятии. Виды и методы контроля качества, применяемые на предприятии. Показатели качества продукции на предприятии………………………………………..59
2.6 Информационные технологии в подразделении маркетинга….….…...64
2.7 Организация работы с персоналом в отделе маркетинга……….……..67
Планирование и контроль маркетинговой деятельности……….……..69
2.9 Организация работы с клиентами………………………………….…....71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..75
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………
По данным таблицы можно сделать вывод, что фактическое производство автомобилей в 2007 году по отношению к 2005 году увеличилось на 13%, а к 2006 году уже снизилось на 3,4%. Это связано с тем, что, снизив производство автомобилей, предприятие увеличило производство прицепной техники, автобусов и троллейбусов. Общий объем производства увеличился на 2,4%, что практически соответствует плану на 2007 год.
На территории Республики Беларусь реализуется не более 5 % от произведенной продукции. Это обусловлено крайне низкой емкостью белорусского рынка грузовой автотехники: белорусский рынок ежегодно может осваивать максимум 2 тыс. новых грузовых автомобилей.
РУП «МАЗ» экспортирует за пределы Республики Беларусь более 95% от общего объема производства. На долю России приходится 85% экспорта, стран дальнего зарубежья –15% (из них более 50% - Арабские страны, 13% – на Юго-Восточную Азию, 25% – на Центральную Азию, 13% – на Европу, 8% - страны Африки и Латинской Америки). За последние 4 года поставки продукции предприятия в дальнее зарубежье ежегодно увеличиваются
Темпы роста экспорта продукции представлены в таблице 3
Таблица 3 Темпы роста экспорта продукции РУП «МАЗ» в динамике
Год |
кол-во, |
Экспорт |
||
шт. |
Темпы роста, % | |||
базисные |
цепные | |||
2004 |
19441 |
100 |
100 | |
2005 |
21442 |
110 |
110 | |
2006 |
25556 |
131 |
119 | |
2007 |
26174 |
135 |
102 |
Относительно 2005 года динамика базисных темпов роста стабильно возрастает. Цепные темпы роста характеризуется колебаниями – отношение объема экспорта продукции 2007 года к экспорту продукции 2006 года, снижение составляет 17%, что обусловлено взиманием косвенных налогов по стране назначения между Россией и Беларусью (НДС, акциз).
Дадим оценку эффективности хозяйственной деятельности РУП «МАЗ» за период 2007 года в сравнении с результатом 2006 года.
В первую очередь рассмотрим такой показатель как прибыль, так как он является конечным финансовым результатом деятельности предприятия и является основополагающим при ответе на вопрос, эффективно ли работает предприятие (см. таблица 4.).
Таблица 4. Сравнительный анализ данных о прибыли РУП «МАЗ» за 2006-2007гг.
Показатели |
2007год, млн.руб. |
2006 год, млн.руб. |
Отклонение 2007 года от 2006 года, +/ - |
Темп роста 2007 года к 2006 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прибыль от реализации |
65122,2 |
57937,1 |
7185,1 |
112,0 |
Результат прочей деятельности |
242,9 |
232,1 |
10,8 |
104,7 |
Из них: -прибыль от реализации товарно-материальных ценностей |
978,8 |
689,7 |
289,1 |
141,9 |
-прибыль от операций с ценными бумагами |
214,0 |
69,5 |
144,5 |
307,9 |
-убыток от продажи валюты |
-943,8 |
-181,8 |
-762 |
|
-убыток от реализации и ликвидации основных фондов |
-6,1 |
-345,3 |
-351,4 |
|
Доходы по внереализационным операциям |
20348,5 |
22559,4 |
-2210,9 |
90,2 |
Из них: -курсовая разница валют по дебиторской задолженности |
13237,0 |
6474,8 |
6762,2 |
204,4 |
-финансовые результаты по займам |
3270,4 |
14266,0 |
-10995,6 |
22,9 |
-полученный процент по векселям, по остаткам на счете, депозитам |
630,2 |
547,8 |
82,4 |
115,0 |
-доходы от долгосрочных финансовых вложений |
45,1 |
58,9 |
-13,8 |
76,6 |
-прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
107,7 |
116,0 |
-8,3 |
92,8 |
-финансовая помощь других организаций |
248,3 |
0,1 |
248,2 |
|
-излишки, выявленные при инвентаризации |
1795,3 |
710,3 |
1085,0 |
252,8 |
-прочие доходы |
1014,5 |
385,5 |
629,0 |
263,2 |
Расходы по внереализационным мероприятиям |
11265,0 |
21046,5 |
-9781,5 |
53,5 |
Из них: -курсовая разница валют |
8894,2 |
8137,2 |
757,0 |
109,3 |
-расходы на содержание объектов, не выпускающих продукцию |
1813,5 |
3445,9 |
-1632,4 |
52,6 |
-убытки прошлых лет |
76,5 |
2073,5 |
-1997,1 |
3,7 |
-налог на внереализационные операции |
12,7 |
40,6 |
-27,9 |
31,3 |
- сумма налоговых вычетов по НДС 4-% от экспортной выручки |
7319,1 |
-7319,1 |
||
-прочие расходы |
468,1 |
30,1 |
438,0 |
1555,1 |
Результаты внереализационных операций |
9083,5 |
1512,9 |
7570,6 |
600,4 |
Балансовая прибыль |
76348,4 |
59682,1 |
16666,3 |
127,9 |
На основании данных таблицы 4. в 2006 году РУП «МАЗ» получена прибыль от реализации продукции, работ и услуг в сумме 57937,1 млн.руб., что ниже аналогичного показателя 2007 года на 7185,1 млн.руб., темп роста составил 112,0%. (Приложение А)
Балансовая прибыль сформирована в 2006 на уровне 59682,1 млн.руб., что ниже балансовой прибыли, полученной в 2007 году на 16666,3 млн.руб., темп роста составил 127,9%.
Используя приведенные данные рассчитаем показатели оценки эффективности функционирования предприятия:
1.Рентабельность продаж2007г=-
Это плохо, так как низкие коэффициенты рентабельности, если они не связаны с увеличением капитальных вложений на предприятии, переходом к выпуску новых видов продукции, политикой в ценообразовании, свидетельствуют о неэффективности использования предприятием капитала, основных и оборотных средств, неспособностью управления себестоимостью и сбытом продукции.
Показатели по труду и заработной плате РУП «МАЗ» за 2007 год представлены в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительный анализ показателей по труду и заработной плате за 2006-2007 гг.
Показатели |
Единицы измерения |
2006 год |
2007 год |
Отклонение 2007 года от 2006 года,+- |
Темп роста 2007 года к 2006году,% |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
млн.руб |
1129970,0 |
1161633,9 |
+31663,9 |
102,8 |
Выработка на 1 работника в сопоставимых ценах |
тыс.руб/чел |
421316,2 |
4224729,0 |
+3412,8 |
100,8 |
Среднесписочная численность всего персонала |
чел. |
3255 |
3319 |
+64 |
102,0 |
в том числе ППП |
чел. |
2682 |
2735 |
+53 |
102,0 |
Фонд заработной платы всего персонала |
млн.руб. |
5520,7 |
14257,8 |
+8737,1 |
258,3 |
в том числе ППП |
млн.руб. |
4774,8 |
12526,3 |
+7751,5 |
262,3 |
Среднемесячная заработная плата всего персонала |
тыс.руб. |
140,1 |
356,0 |
+215,9 |
254,1 |
в том числе ППП |
тыс.руб. |
148,3 |
3811,5 |
+233,2 |
257,2 |
Прибыль от реализации |
млн.руб. |
57937,1 |
65122,2 |
7185,1 |
112,0 |
Рассчитаем показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
1.Рентабельность персонала2007
Рентабельность персонала2006г=
2.Производительность труда2007
1129970,0 млн.р.
Производительность труда2006г=
3.Темп роста
Повышение производительности труда означает рост интенсивности производства, т.е. уменьшение затрат труда (времени) на производство единицы продукции.
4.Показатель доли прироста
1,966
∆Vn=(1- ------- ) х 100=29,83(млн.руб.)
2,802
Показатель доли прироста продукции в результате повышения производительности труда выражает увеличение выпуска продукции с меньшими затратами труда
5.Показатель относительной экономии труда:
3255 х 102,8%
Эm=-------------------- -3319 = 27,14 (чел.)
100%
Показатель относительной экономии труда весьма наглядно показывает, насколько использованы резервы роста производительности. Ведь важнейшей задачей планирования труда является определение минимальной потребности в работниках, необходимых для нормального хода процесса производства и выполнения производственной программы
Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как объем производства продукции в действующих ценах, выручку, сумму валовой, чистой, реинвестированной прибыли на рубль зарплаты. Следует изучить их динамику и выполнение плана.
Что касается оценки эффективности использования средств на оплату труда, то следует отметить, что в 2007г. фонд заработной платы всего персонала РУП «МАЗ» составил 14257,8 млн.руб., что в 2,58 раза выше ФЗП в 2006 году.
Российский рынок сбыта
Из отечественных
За последние несколько лет емкость рынка грузовой автотехники в РФ значительно увеличилась. На данный момент средний ежемесячный объем продаж составляет 16 тысяч грузовиков (без учета импортных).
Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция к снижению доли рынка продукции РУП «МАЗ» в общей структуре продаж автотехники в России. Если в 2005 доля рынка большегрузной техники, принадлежащая РУП «МАЗ», составляла 35, 2, а в 2006 году – 33, 66% (2-е место после КАМАЗа), то по данным на 2007г. доля рынка составила 20,6%. Потребители все чаще останавливают свой выбор на более дорогой, но намного более качественной импортной автотехнике.
Рынок грузовой автотехники РФ полностью
открыт для ввоза продукции
Информация о работе Отчет по практике на РУП «Минский автомобильный завод»